Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Омарова, Н. А. Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Н. А. Омарова, А. Э. Вильман. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/11387/ (дата обращения: 19.04.2024).



Актуальность проблемы:

В «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», принятой распоряжением Правительства РФ 29 мая 2015 г. говорится о том, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины (1).

Почему в XXI веке, веке современных компьютерных технологий, ставится такая задача?

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. На протяжении длительного времени происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Кроме этого, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада, отрицательно воздействуют на детские души.

Нравственный облик человека — центральное, стержневое образование его личности. И бесспорно, что любые качества и свойства приобретают родной характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений они формируются и на достижение каких духовных ценностей направлены: общественных, коллективистических или эгоистических, индивидуалистических [2].

От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им. А. С. Макаренко писал: «Ребёнок — это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых» [3. С.78].

В духовно-нравственном становлении растущей личности ведущую роль играет семья. Семья и детский сад — это две стороны одного воспитательного процесса, каждая из которых дает ребенку определенный социальный опыт. И только в слиянии друг с другом они создают оптимальные условия для комфортного и легкого вхождения ребенка в большой мир.

Система ДО, как один из институтов социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции ДО, так и проблемные моменты, требующие решения. И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения, является вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников, как фактора повышения эффективности функционирования ДОО в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания и поиск рациональных путей взаимодействия.

Данные вопросы закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании», в содержании ФГОС ДО. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС ДО, эксклюзивная роль принадлежит семье (4). В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (5.ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)

В настоящее время принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и ДОО, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность (Е. П. Арнаутова, Т. А. Куликова, Л. М. Кларина).

В философской, психолого-педагогической литературе (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Аверьянов, Б. Г. Ананьев, Л. П. Буева, М. С. Каган, Н. Ф. Радионова, В. И. Слободчиков и др.) взаимодействие рассматривается как особый тип связи субъектов совместной деятельности и общения. Только взаимодействие, построенное на основе общечеловеческих ценностей, взаимном участии его участников, обеспечивает достижение общих целей, результативность сотрудничества.

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО (5.ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. По утверждению авторского коллектива Дороновой Т. Н. — придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. [6 с. 204–206].

Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий отношений семьи дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие. [7, с.301]

Главная тенденция современного взаимодействия ДОО и семьи — поиск рациональных путей взаимодействия, использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия.

Таковым, на наш взгляд, является проектный метод, в процессе которого появляется уникальная возможность сближения детей и их родителей на основе совместной деятельности. Семейное проектирование — шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит малыш, что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребенка сильные эмоции, откладывает впечатления в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Ведь именно в дошкольном детстве происходит становление личности ребенка, осознающей себя частью общества и общепринятые нормы поведения принимаются детьми чистым сердцем, без сомнения в их необходимости.

Название инновационного проекта: «Начало всех начал».

Основная идея проекта: вовлечение в образовательный процесс семей воспитанников является одним из факторов повышения эффективности функционирования ДОО в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания дошкольников, родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.

Новизна проекта: данный проект представляет собой инновационный продукт, в котором прописан алгоритм содержательного межпоколенческого взаимодействия, воспроизведение которого возможно любым заинтересованным педагогом в работе с воспитанниками и их семьями.

Цель проекта: создать организационно — педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, Родине.

Задачи проекта:

– объединить усилия педагогов и родителей в вопросах духовно — нравственного и патриотического воспитания;

– приобщать детей к традиционным для России духовно-нравственным и культурным ценностям;

– формировать гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу;

– охранять и укреплять душевное, духовное и физическое здоровье детей;

– заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией;

– воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

– формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста;

– расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

– гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых;

Прогнозируемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать

– взаимодействию детского сада и семьи в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников;

– возрождению и сохранению лучших традиций семейного воспитания;

– созданию активной системы поддержки творческого развития ребенка;

– вовлечению родителей в образовательный процесс;

– раскрытию творческих способностей детей и родителей;

– формированию доверительных, партнерских отношений между педагогами, воспитанниками и их родителями.

В проекте представлена модель взаимодействия ДОО и семьи на основе проектной деятельности с целью содействия процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания ребенка-дошкольника, разработки семейных мини-проектов, критерии измерения эффективности проекта.

Проект имеет несколько содержательных линий:

  1. «Дом. Семья вжизни человека».

Цель — приобщение детей к семейным ценностям и традициям.

  1. «Семь Я«.

Цель — обогащение детско-родительских взаимоотношения в творческой и культурно — досуговой деятельности.

  1. «Только трудом держится дом».

Цель — приобщение детей и родителей к культурным традициям русского народа.

  1. «Я— маленький гражданин».

Цельформирование у детей осознанной, убеждённой, гражданской позиции патриота своей Родины.

  1. «Дорогой добра».

Цельформирование нравственных ценностных ориентаций детей — дошкольников: доброты, милосердия.

Результативность.

В рамках работы над проектом были разработаны:

– механизм осуществления совместной проектной деятельности детей и родителей в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания;

– система проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности воспитанников посредством совместной деятельности ДОО и семьи;

– совместные проекты;

– семейные мини-проекты;

– анкета для родителей по выявлению эффективности проведения совместной проектной деятельности;

– анкета для родителей «Традиции семьи».

– методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности совместно с семьями воспитанников в системе духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Критерии оценки:

– неподдельный интерес родителей к вопросам духовно — нравственного и патриотического воспитания их детей;

– проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, участие родителей в праздниках, акциях, творческих работах;

– рост посещаемости родителями совместных мероприятий;

– положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ;

Литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» — Режим доступа: http://zakonobobrazovanii.ru/
  2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва — Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. — Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М.: 2001. — 72 с.
  5. Доронова Т. Н. Соловьева Е. В. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.
  6. Калинина Р. Р. Становление нравственности в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. 1999 № 4. — 127 с.
  7. Педагогика Детства СПб., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, ребенок, родитель, семья, Российская Федерация, совместная деятельность, совместная проектная деятельность, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, детский сад.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Поэтому в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер

патриотизм, дошкольник, проектная технология, современные образовательные технологии, нравственно-патриотическое воспитание.

Взаимодействие семьи и детского сада... | Молодой ученый

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная организация, межличностное общение.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

дошкольный возраст, родитель, ребенок, совместная деятельность, патриотическое воспитание детей, образовательный процесс, патриотическое воспитание, метод работы, Защитник Отечества, создание условий.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения, конкурсы

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников.

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия. Организация взаимодействия детского сада и семьи по... Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...

Поэтому в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения проектная деятельность носит характер

патриотизм, дошкольник, проектная технология, современные образовательные технологии, нравственно-патриотическое воспитание.

Взаимодействие семьи и детского сада... | Молодой ученый

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому...

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном...

детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, родитель, направление, клуб, совместная деятельность, дошкольная организация, межличностное общение.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. «Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

дошкольный возраст, родитель, ребенок, совместная деятельность, патриотическое воспитание детей, образовательный процесс, патриотическое воспитание, метод работы, Защитник Отечества, создание условий.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств.

заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения, конкурсы

Взаимодействие семьи и образовательной организации как...

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок, воспитание детей, работа, дошкольное учреждение, индивидуальный подход, воспитательный процесс. Патриотизм в физическом воспитании дошкольников.

Воспитание патриотизма с помощью старинной народной игры...

патриотическое воспитание, ребенок, детский сад, беседа, родной край, окружающий мир, Кубань, воспитатель, воспитание патриотизма, Россия. Организация взаимодействия детского сада и семьи по... Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического...

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития...

родитель, ребенок, образовательный процесс, образовательная деятельность, совместная деятельность, проект, познавательная активность, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, детский сад.