Нравственное воспитание младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нравственное воспитание младших школьников / Л. В. Агеева, Е. А. Астафьева, И. Ю. Вахнина [и др.]. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12013/ (дата обращения: 25.04.2024).



Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее — формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. От того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества

Воспитание нравственности ребенка начинается с семьи. Это среда, в которую малыш попадает сразу после рождения. В ней формируются определенные взаимоотношения между родителями и детьми. Эти связи играют важную роль в нравственном воспитании ребенка. Именно в семье закладывается первый опыт и накапливаются те знания, которыми владели предыдущие поколения. Взрослый является для ребенка образцом поведения. Глядя на поведение своих родителей, он строит отношения с окружающими. В семье у ребенка появляется чувство заботы о близких, умения уважать их позицию и интересы. Родительское воспитание прививает эстетические вкусы, интересы, привязанности. Среди близких людей ребенок учится одно любить, другое ненавидеть, что впоследствии сказывается на всей его дальнейшей жизни.

Семья — это принципы взаимоотношений, как между супругами, так и в отношениях родителей и детей. Эти принципы включают в себя любовь, заботу, взаимопонимание, уважение, сострадание, честность, искренность, доверие и многое другое.

Семья приносит полноту жизни, счастье. Главной нравственной ценностью семьи являются дети. И родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько.

Но и никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают воспитанными людьми.

Началом воспитания является послушание. Ребенка с малых лет следует приучать к послушанию. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Дисциплина, прежде всего, означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которая создается в семье.

Одновременно родители должны показывать личный пример. Если взрослый ведет себя как благородный, внимательный старший друг, его поведение побуждает ребенка к совершению положительных поступков. Если родители хотят воспитать в детях чувство ответственности, то они должны в первую очередь дать им возможность проявить себя: доверять им, ставить перед ними задачи, которые они обязаны выполнить, скажем, по домашнему хозяйству или по уходу за домашними любимцами. Если у ребёнка что-либо не получается, то родители должны проявлять терпение, а не возмущаться неумением ребёнка, раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны в присутствии посторонних людей, иногда даже членов семьи, жаловаться на ребёнка или ругать и обсуждать его поступки, повышать голос, оскорблять. Ребёнка нельзя унижать, нужно ему разъяснить его ошибки и поддержать. Дети и родители должны быть всегда едиными.

Итак, ведущую роль в воспитании духовных качеств играет семья, ведь это — первая и главная среда обитания маленького гражданина. Во вторую очередь нравственным воспитанием младших школьников занимается школа, где ребенок также проводит много времени. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. Но не стоит забывать и о том, что в нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик школьника.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развить творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.

Самая распространенная форма работы в школе — урок. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цель, задача, содержание, формы, методы, средства, взаимная деятельность учителя и учащихся.

Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. На уроках используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.

Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.

На уроках можно использовать такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игровые ситуации, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы, написание детьми сочинений.

Введение элементов игры в структуру урока является действенным фактором повышения эффективности воспитательных воздействий. Особенно большое значение в нравственном воспитании имеют сюжетно — ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Опора на такие игры — это важнейший путь включения детей в совместную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которой ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

Проблемы нравственного воспитания можно решить на уроках ОПК, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы православной культуры» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных концессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники, посвященные Дню Победы, литературные вечера, Дни русской духовности и культуры, встречи с интересными людьми — все это способствует углублению знаний истории Родины, традициях, культуре народов России, воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к своей Родине.

Каково же значение изучения предмета «Окружающий мир» для нравственного развития младшего школьника?

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. На уроках воспитывается в детях благородное отношение к своему Отечеству, к своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность. На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность. Одной из форм воспитания духовно-нравственной личности является изучение малой родины. Дети узнают достопримечательности, исторические места родного края. Можно использовать разнообразные формы и методы ознакомления с родным краем: экскурсии, беседы, творческие работы — доклады и рефераты.

Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

Формирование личности и характера школьника идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок — это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

Но роль школы не ограничивается только взаимодействием с ребенком. Педагогический коллектив призван способствовать гармоничному воспитанию ребенка в кругу семьи: при необходимости проводить с родителями беседы о воспитательных процессах, помогать в сложившихся в семье сложных ситуациях, при которых требуется корректное с педагогической точки зрения поведение родителей. Квалифицированный педагог обязан не только вовлечь ребенка в учебный процесс, но и способствовать его полноценному гармоничному развитию и формированию личности.

Литература:

1. Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. — 2005. — № 11.

2. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1997 – 17 с.

3. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение,1979. – 289 с.

4. Васильева М. С., Оморокова М. И., Абдуллина А. А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа. – 1979. – № 8. – С. 11.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, нравственное воспитание, окружающий мир, урок, родитель, младший школьник, родной край, уважительное отношение, учебный процесс.

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Автор: Бозорова Хулкар Турсуновна.

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст...

Патриотическое воспитание младших школьников

ребенок, родной край, семья, Белгородская область, патриотическое воспитание, любовь, Родина, воспитание гражданина, Российская федерация, родитель.

Нравственное воспитание младших школьников...

нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие...

О возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании...

ребенок, семья, нравственное воспитание, окружающий мир, урок, родитель, младший школьник, уважительное отношение, родной край, учебный процесс. Патриотическое воспитание младших школьников | Статья...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

– Сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к

Основная задача при изучении родного края в этот период заключается в формировании у школьников образа своего родного города...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников. Автор: Майданкина Инна Викторовна.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.

Духовно-нравственный аспект осознания младшими...

патриотическое воспитание, ценностное отношение, окружающий мир, малая родина, младший школьный возраст, ребенок, формирование, воспитание, духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Взаимодействие семьи и образовательной организации как... Как институт поддержки и помощи семье в образовании...

Похожие статьи

Нравственное воспитание младших школьников как актуальная...

Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. Автор: Бозорова Хулкар Турсуновна.

нравственное воспитание, ребенок, норма, нравственное поведение, нравственная воспитанность, младший школьный возраст...

Патриотическое воспитание младших школьников

ребенок, родной край, семья, Белгородская область, патриотическое воспитание, любовь, Родина, воспитание гражданина, Российская федерация, родитель.

Нравственное воспитание младших школьников...

нравственное воспитание, младший школьник, учебная деятельность, нравственное поведение, главная роль, младший школьный возраст, воспитательный процесс, нравственное развитие...

О возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании...

ребенок, семья, нравственное воспитание, окружающий мир, урок, родитель, младший школьник, уважительное отношение, родной край, учебный процесс. Патриотическое воспитание младших школьников | Статья...

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

– Сплочение разных поколений членов семей учащихся, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников во время уроков и во внеурочной деятельности ведется по...

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

Одной из приоритетных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников является воспитание ценностного отношения к

Основная задача при изучении родного края в этот период заключается в формировании у школьников образа своего родного города...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников. Автор: Майданкина Инна Викторовна.

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.

Духовно-нравственный аспект осознания младшими...

патриотическое воспитание, ценностное отношение, окружающий мир, малая родина, младший школьный возраст, ребенок, формирование, воспитание, духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое...

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Взаимодействие семьи и образовательной организации как... Как институт поддержки и помощи семье в образовании...