Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 04.03.2017

Статья просмотрена: 1980 раз

Библиографическое описание:

Чащина, Е. А. Использование дидактического пособия «Карты-схемы» на музыкальных занятиях по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата / Е. А. Чащина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/12002/ (дата обращения: 25.04.2024).



В своей работе, с детьми, имеющими ортопедические отклонения в музыкально-ритмическом воспитании, имеются трудности в ориентировке пространстве. Для решения данной проблемы мною было разработано и внедрено авторское дидактическое пособие «Карты схемы», для ориентировки в пространстве, которое эффектно помогает детям самостоятельно менять движения, с помощью карточек сигналов.

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве.

Задачи:

− обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);

− развивать пространственные представления;

− развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;

− развивать творческие способности;

− развивать мелкую и общую моторику;

− развивать зрительное и слуховое восприятия;

− закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, сзади, за, между, рядом.

Предлагается старшим дошкольникам рассмотреть карты-схемы, найти знакомые математические фигуры и затем, под музыку их построить, с помощью перестроений. Дети внимательно следят за ведущим, стараются не подвести своих товарищей по цвету. Так развивается концентрация внимания. Дети самостоятельно перестраиваются, в различные фигуры.

Перед выполнением основных видов движений под музыку, дети рассматривают схемы, отвечают на вопросы педагога предложениями с использованием предложно-падежных конструкций, и свободно выполняют конкретное задание.

Например: пройти по кругу на носочках, поклон выполнить вправо, начать упражнение «Плетень» с правой ноги.

В упражнение «Мы отважны» начинать всем движение с правой руки, повороты выполнять четко направо — налево.

Примерная последовательность перестроения: «Вот как мы шагаем», «Ровный круг».

«Дружные пары», «Найди свой кружок», «Змейка», «Диагональ».

Также используем данное пособие в музыкально-ритмических композициях с предметами, для развития танцевального творчества. С помощью карт-схем мы помогаем осмыслить пространственное значение предлогов за, с, на, к, от в предложно-падежных конструкциях, содержащихся в словесных конструкциях педагога с опорой на схемы пространственного значения предлогов, через выполнения обще развивающих физических движений в ходе ходьбы под музыку.

Дети свободно ориентируются в пространстве, легко перестраиваются в заданном направлении, в ходе перестроения формируются навыки коммуникативного общения.

Такие музыкально-ритмические комбинации и упражнения в работе, являющиеся предпосылки к учебной деятельности, в игровой форме научат детей концентрировать внимание, сосредотачиваться, когда это необходимо. И главное свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве с помощью пространственных представлений, понимать сложные грамматические конструкции предложений, а значит, подготовят ребенка к обучению в школе. Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы всех педагогов в ДОУ.

Дидактическое пособие «Карты— схемы».

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мо февраль 2016\ориентировка\карты схемы\Sep18107.JPG

Рис. 1.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18104.JPG

Рис. 2.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18103.JPG

Рис. 3.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18110.JPG

Рис. 4.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мо февраль 2016\ориентировка\карты схемы\Sep18101.JPG

Рис. 5.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18106.JPG

Рис. 6.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18102.JPG

Рис. 7.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18105.JPG

Рис. 8.

C:\Users\user\Desktop\проект к ярмарке 2017\карты схемы\Sep18109.JPG

Рис. 9.

Музыкально-ритмические упражнение «Мы отважны».

G:\стрелки\2 направо.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мо февраль 2016\мальчики\IMG_3441.JPG

G:\стрелки\i2 налево mg132.jpg

IMG_1603

G:\стрелки\22 направо.jpg

Праздничное перестроение «Улыбка» В. Шаинский.

Исходное положение: В руках у детей разноцветные флажки (желтые, голубые, зеленые, красные). У ведущего карты — схемы, с перестроениями. По сигналу ведущего дети начинают движения по рисунку: по одному, парами, двумя кругами, змейкой, расческой, звездочкой, по диагонали.

Ведущий показывает к/с № 1, стоят по четырем углам зала.

1 куплет:

Такты 1–2 ведущий показывает к/с № 2, дети идут по кругу.

Такты 2–3 ведущий показывает к/с № 9, идут парами по кругу.

Припев:

Ведущий показывает к/с № 4, дети через центр парами проходят вперед, расходятся в разные стороны. Перестраиваются четверками по цвету у центральной линии зала.

2 куплет:

Такты 1–2 ведущий показывает к/с № 7, 1 и 2 линии, 3 и 4 линии проходят расческой 2 раза.

Такты 3–4 ведущий показывает к/с № 5, расходятся на четыре круга.

Припев:

Такты 1–4 ведущий показывает к/с № 6, выстраивают две диагонали.

Такты 5–8 ведущий показывает к/с № 3 все перестраиваются на два круга.

Такты 9–12 ведущий показывает к/с № 2 общий круг.

3 куплет:

Такты 1–4 ведущий показывает к/с № 8, идут змейкой по залу.

Припев: Ведущий показывает к/с № 6, через весь зал дети проходят по диагонали, на последние такты машут на зрителя флажками.

Основные термины (генерируются автоматически): Ведущий, ребенок, такт, круг, пространственное значение предлогов, пространство.

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.

Пространственные значения предлога "по" в русском языке...

предлог, пространственное значение, русский язык, персидский язык.

Детальное исследование пространственных значений предлогов началось с появлением собственно

Этот предлог в винительном падеже в русском языке связан с широким кругом разнообразных...

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

В философском смысле пространство обозначает объектную реальность, независимо от нашего сознания и отражаемую им. Функцией

У детей в деятельности развивается активность, пространственный словарь и уже с пониманием используют предлоги и наречия...

Особенности сформированности пространственных...

Пространственное восприятие и ориентация в пространстве — являются

Формирование пространственных представлений даже у детей при нормальном речевом развитии имеет

Они ошибаются в выборе фигур, так как не могут определить правильное значения предлогов.

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

В более узком значении, по мнению Р. Л. Непомнящей [5], выражение «пространственная

В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается

В работах Л. А. Венгера [1], О. М. Дьяченко [2], Т. М. Лаврентьевой изучались способности детей к пространственному...

Формирование пространственных отношений у старших...

Цель: формирование пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа

Дети стремились придумать самый дальний маршрут, зарисовывали схемы, исполняли роль ведущего, организовывали контроль за проездом.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения.

Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию.

К вопросу формирования пространственных представлений...

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с

После этого детьми усваиваются (вначале на уровне тела, после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

Работа начинается с ведущей руки ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Библиографическое описание: Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.

рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и...

Похожие статьи

Содержание коррекционно-логопедической работы по...

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.

Пространственные значения предлога "по" в русском языке...

предлог, пространственное значение, русский язык, персидский язык.

Детальное исследование пространственных значений предлогов началось с появлением собственно

Этот предлог в винительном падеже в русском языке связан с широким кругом разнообразных...

Освоение пространственных представлений детьми с общим...

В философском смысле пространство обозначает объектную реальность, независимо от нашего сознания и отражаемую им. Функцией

У детей в деятельности развивается активность, пространственный словарь и уже с пониманием используют предлоги и наречия...

Особенности сформированности пространственных...

Пространственное восприятие и ориентация в пространстве — являются

Формирование пространственных представлений даже у детей при нормальном речевом развитии имеет

Они ошибаются в выборе фигур, так как не могут определить правильное значения предлогов.

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных...

В более узком значении, по мнению Р. Л. Непомнящей [5], выражение «пространственная

В этом смысле под ориентировкой в пространстве понимается

В работах Л. А. Венгера [1], О. М. Дьяченко [2], Т. М. Лаврентьевой изучались способности детей к пространственному...

Формирование пространственных отношений у старших...

Цель: формирование пространственных представлений и умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа

Дети стремились придумать самый дальний маршрут, зарисовывали схемы, исполняли роль ведущего, организовывали контроль за проездом.

Приемы и методы психолого-педагогической работы по развитию...

Многие пространственные понятия дети осваивают только в ходе специального обучения.

Мультимедийные игры-занятия направлены на знакомство с 15 предлогами пространственного значения и их дифференциацию.

К вопросу формирования пространственных представлений...

К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с

После этого детьми усваиваются (вначале на уровне тела, после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

Работа начинается с ведущей руки ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Библиографическое описание: Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.

рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и...