Характеристики обучающих систем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 25.02.2017

Статья просмотрена: 1646 раз

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Характеристики обучающих систем / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11968/ (дата обращения: 24.04.2024).



Рассмотрен подход к обучающим системам, заключающийся в рассмотрении их с точки зрения организационных систем. Такой анализ полезен, если необходимо выяснить принципы управления такими системами.

Ключевые слова: обучающийся, обучающая система, преподаватель, система «преподаватель — обучающийся»

Под обучающей системой иногда понимают аппаратно-программный комплекс, предназначенный для обучения [1]. Однако этим термином, наверное, правильнее было бы обозначать любые системы, имеющие обучающее назначение. Такое определение подходит и для всей системы образования в целом, и для отдельных учебных заведений, и для систем «преподаватель — обучающийся». Считается, что основная задача обучающей системы состоит в эффективной передаче знаний, которая зависит, в свою очередь, от степени подготовленности обучающихся и их способности усваивать полученную информацию. Различают автономные и сетевые обучающие системы.

В соответствии с положениями теории организации обучающая система может рассматриваться как любая организационная система, и, как объект управления, характеризуется рядом свойств, которые определяют принципы управления такой системой. Рассмотрим некоторые из них.

Сложность. Обучающие системы обычно представляют собой сложные системы, состоящие из подсистем с большим числом элементов и изменчивых связей между ними.

Нестационарностъ. Взаимодействие между подсистемами обучающей системы и внешней средой характеризуется изменчивостью.

Многомерность. Обучающие системы обладают большим числом входов и выходов, а для описания их поведения необходимо учитывать большое количество параметров.

Нелинейность. Зависимости между факторами регуляции поведения и состояниями обучающей системы невозможно представить в аналитическом виде.

Инерционность. Между подачей управляющего воздействия на вход обучающей системы и выходным откликом проходит определенное время, которое иногда может быть очень большим.

Целенаправленность. Важной чертой обучающих систем является активный целенаправленный характер их функционирования. Причем цели подсистем и системы в целом могут не совпадать, что может вызвать их конфликт. Целенаправленность здесь понимается как тенденция, направленная на достижение системой некоторого состояния, либо на усиления (сохранение) некоторого процесса. При этом система оказывается способной противостоять внешнему воздействию, а также использовать внешнюю среду и случайные события.

Неопределенность. Следствием целенаправленности системы является выбор поведения. Сложные системы обладают способностью к выбору поведения, и, следовательно, однозначно предсказать результат их действия невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуации. Из-за постоянного изменения структуры и элементов, а также развития самой системы и наличия активных факторов, влияющих на ее поведение, в нее вносится неопределенность.

Открытость. Это свойство, обладая которым система имеет возможность непрерывно обмениваться информацией с окружающей средой. Также открытость может проявляться в возможности системы управлять своими ресурсами. В результате открытые обучающие системы могут изменять свои функции и структуру.

Самоорганизация. Самоорганизующееся поведение обучающих систем заключается в том, что реакция обучающей системы определяется главным образом не внешними факторами, а ее структурой и связями. Иными словами, система без внешнего воздействия может формировать свою временную и функциональную структуру. Внешняя среда выступает лишь катализатором изменений внутренних состояний, которые реализуются рекурсивно (изменения происходят на основе принципа структурно-функционального единства).

Структура обучающей системы сама является самоорганизующейся системой в виде замкнутой сети операций. Ее функционирование осуществляется автономно и направлено на поддержку этой автономии. Постоянство структуры свойственно только для относительно простых обучающих систем. В сложных системах необходимо учитывать изменения их структур. При этом система может функционировать, не только уменьшая неблагоприятные изменения, но и увеличивая благоприятные с помощью положительной обратной связи.

Свойства активности, открытости и самоорганизации обусловливают поведение обучающей системы, существенно отличающее их от технических систем.

В теории организационных систем принципом их построения является требование наибольшей эффективности управления. Для этого управление направлено на установление четких взаимосвязей между отдельными подсистемами, на распределение между ними прав и ответственности. Это позволяет системе взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы на достижение целей. При этом под системой управления понимают упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие системы как единого целого.

В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется. В процессе организации структура упорядочивается, усложняется, включаются новые связи и развиваются существующие связи. В процессе дезорганизации связи нарушаются, ослабевают, целостность системы нарушается.

Литература:

  1. Данилов О. Е. Эргономика обучающих человеко-машинных систем / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — № 8. — С. 25–31.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающая система, система, внешняя среда, внешнее воздействие, выбор поведения, принцип управления, структура.

Ключевые слова

преподаватель, обучающийся, обучающая система, система «преподаватель — обучающийся»

Похожие статьи

Эффективность системы управления организацией.

Административный контроль, система поощрения и взыскания.

Первый этап — изучение внешних факторов, влияющих на эффективность управления организацией.

На этом этапе важно выяснить особенности управленческого поведения руководителей различных рангов...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

Внешняя среда влияет на структуру организации своей сложностью и изменчивостью.

Ключевые слова: менеджмент, система управления, совершенствование организационной структуры...

Споpтивный менеджмент. Принципы, функции, методы...

физическая культура, спортивный менеджмент, управленческая деятельность, стратегический менеджмент, спортивный менеджер, внешняя среда, спорт, система управления, менеджмент...

Оценка внешней среды деятельности корпоративных...

Изменчивая внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи организации.

Базовые подходы к управлению и их применение в известных...

системный подход, подход, сотрудник, внешняя среда, единая система, операционный департамент, эффективное управление, развитие предприятия, управление компанией, задача.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

Для них организация – это открытая система. Внешнюю среду они разделяют на внешнюю среду косвенного воздействия и внешнюю среду прямого воздействия.

Влияние факторов внешней среды на деятельность частной...

На деятельность любой частной клиники непосредственное влияние оказывает внешняя среда, которая в зависимости от факторов воздействия подразделяется на дальнее и ближнее окружение.

Методы стратегического управления ресурсами организации...

Формирование системы управления в современных условиях...

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Принципы организации и управления предприятиями.

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические...

Системный, эволюционный и знаниевый аспекты развития...

парадигма управления, управление, внешняя среда, практик менеджмента, механизм управления, качество информации, экономическое развитие, современный срез, обратная связь, система управления.

Похожие статьи

Эффективность системы управления организацией.

Административный контроль, система поощрения и взыскания.

Первый этап — изучение внешних факторов, влияющих на эффективность управления организацией.

На этом этапе важно выяснить особенности управленческого поведения руководителей различных рангов...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

Внешняя среда влияет на структуру организации своей сложностью и изменчивостью.

Ключевые слова: менеджмент, система управления, совершенствование организационной структуры...

Споpтивный менеджмент. Принципы, функции, методы...

физическая культура, спортивный менеджмент, управленческая деятельность, стратегический менеджмент, спортивный менеджер, внешняя среда, спорт, система управления, менеджмент...

Оценка внешней среды деятельности корпоративных...

Изменчивая внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи организации.

Базовые подходы к управлению и их применение в известных...

системный подход, подход, сотрудник, внешняя среда, единая система, операционный департамент, эффективное управление, развитие предприятия, управление компанией, задача.

Взгляды учёных на внешнее окружение организации сферы услуг

Для них организация – это открытая система. Внешнюю среду они разделяют на внешнюю среду косвенного воздействия и внешнюю среду прямого воздействия.

Влияние факторов внешней среды на деятельность частной...

На деятельность любой частной клиники непосредственное влияние оказывает внешняя среда, которая в зависимости от факторов воздействия подразделяется на дальнее и ближнее окружение.

Методы стратегического управления ресурсами организации...

Формирование системы управления в современных условиях...

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Принципы организации и управления предприятиями.

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические...

Системный, эволюционный и знаниевый аспекты развития...

парадигма управления, управление, внешняя среда, практик менеджмента, механизм управления, качество информации, экономическое развитие, современный срез, обратная связь, система управления.