Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2017)

Дата публикации: 28.02.2017

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Коваленко, А. П. Педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста / А. П. Коваленко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11949/ (дата обращения: 18.04.2024).



В данной статье рассматривается актуальная проблема развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. Представлены определения понятия женственности. Определены педагогические условия развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста. А также описаны результаты проведения формирующего эксперимента.

Ключевые слова: женственность, педагогические условия, полоролевое поведение, сюжетно-ролевая игра

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития качеств женственности. В настоящее время данная проблема исследуется многими психологами и педагогами. Полоролевое воспитание и обучение детей дошкольного возраста привлекают внимание специалистов разных областей (Л. А. Арутюнову, Л. В. Градусову, Азарова Ю.П, Е. А. Кудрявцеву, Т. А. Репину, Т. Н. Доронову, Я. Л. Коломинского, С. И. Кона, В. Д. Хризман, В. Д. Еремееву) [1,3].

По мнению Т. А. Репиной, Е. А. Кудрявцевой, Т. Н. Дороновой, проблема формирования качеств женственности актуальна на сегодняшний день, так как в наше время происходит смешение мужских и женских ролей, теряется ценность пола. В связи с этим у ребенка необходимо, начиная с раннего возраста, формировать представления о поле, к которому он относится. Важно, чтобы ребенок научился идентифицировать себя со своим полом. Невозможно осуществлять образовательную деятельность, с детьми не учитывая данные различия. Очень важно подходить к воспитанию девочек, учитывая полоролевое воспитание [3].

С. Томпсон утверждает, что в разные эпохи и в разных культурах понятие «женственность» рассматривалось по–разному, но, несмотря на это в этом понятии можно выделить общие, универсальные представления. Такие качества, как чувствительность, сострадание, заботливость, скромность, нежность и т. д. традиционно рассматриваются как исключительно «женские» качества, свойственные лишь женской природе. Данные качества проявляются в определенном стиле мышления, в речи, чувствах и поведении. Благодаря этим качествам женщина производит особое впечатление и вызывает интерес, способна создавать себя и семью, а также «согревать» детей. [5].

Д. Н. Исаев, В. Е. Каган рассматривают понятие женственность как комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу. Как утверждают авторы, женственность в старшем дошкольном возрасте уже активно формируется и находится уже не на бытовом уровне, а на более возвышенном — ценностном отношении к женщине. Авторы подчеркивают, что женственная женщина c легкостью способна формировать свои сильные истинные духовные потребности, так как они хорошо чувствуют свою женскую природу, свои врожденные потребности. Авторы говорят и о том, что женственность — это с одной стороны, филогенетически обусловленные свойства психики, а с другой — социокультурные образования, складывающиеся в онтогенезе. Также данными авторами это понятие трактуется как cовокупность признаков, отличающих женщину от мужчины. Д. Н. Исаев, В. Е. Каган считают, что фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других, отсутствием доминирования в отношениях [2].

По мнению Т. А. Репиной, женственность является обобщенной характеристикой положительных качеств человека как представителя женского пола и имеет четкую дифференциацию в рамках разных национальных культур. Женский идеал, по ее мнению, предполагает такие значимые качества как доброта, особое трудолюбие, терпение, заботливость при воспитании детей, почитание родни мужа. В девочке, как считает Т. А. Репина, очень важно воспитывать с дошкольного возраста заботливость, проявляемую к окружающим людям, а особенно — по отношению к малышам, а также к своему отцу и сверстникам противоположного пола [3].

А. А. Чекалина полагает, что женственность ― это осознанное удовлетворение женщиной своих врожденных потребностей, которое прежде всего выражается в ее поведении, качествах, манерах. Качества человека — это кирпичики, из которых формируется личность человека. Из женских качеств у женщины формируется — женственность. Автор делает акцент на том, что женственность биологически обусловлена, и ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность. Она полагает, что очень важно различать понятия «женственность» и «женскость», последнее берет свое развитие в закрытых женских учреждениях и проявляется в особом обожании учителей и подруг, в легкой влюбчивости, раннем стремлении нравиться. Он утверждает, что в таких условиях воспитывается распространенный тип женщины, которую можно любить как представительницу противоположного пола, но которая не сможет быть ни хранительницей очага, ни просто другом [5].

Для эффективного развития качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста нами были проведены следующие мероприятия:

На подготовительном этапе для того, чтобы процесс формирования качеств женственности был интересным для детей мы создали в группе центр сюжетно-ролевой игры, содержащий различные материалы и оборудования. Мы поместили туда куклы, мебель для кукол, наборы кухонной и чайной посуды, кукольные коляски, гладильная доска, интересные книги, игрушечный утюг, фартуки. Далее мы предложили девочкам нарисовать себя в образе их любимой героини, чтобы каждая могла раскрыть свою индивидуальность и неповторимость. Девочки сразу же активно включились в работу. Света Ч. выбрала роль «Золушки» и достаточно характерно отобразила в своем рисунке ее образ, на рисунке была изображена девушка с длинными волосами, в юбке и фартуке, она поливала цветы в летнем саду. Сизим М изобразила «Василису Прекрасную», которая была одета в длинное расписное платье. Аделина П. нарисовала «Дюймовочку», одетую в пышное платье, с цветами в руке. Для развития в девочках внимательности к сверстникам, отзывчивости и доброты мы прочитали русскую народную сказку «Морозко». Где дети отвечала на вопросы: «Какая была героиня сказки?», «Как нельзя себя везти?», «Чем занималась главная героиня дома?», «Почему Морозко помог в лесу главной героине?». Девочки хорошо усвоили смысл сказки, и дали описание главной героини, отражающее ее женственные характеристики.

На основном этапе мы дополнили центр-сюжетно-ролевой игры различными атрибутами, мы разместили здесь посуду, ткань, веник, тазики, шторы, куклы. Нами была проведена следующая работа с детьми.

Для того, чтобы дать девочкам представления о значимости матери для каждого человека мы провели занятие «Беседа о матери». Во время занятия дети рассказывали о том, что их мамы стирают, гладят, шьют, работают. Например, Казурова Д. сказала, что ее мама умеет варить кушать, убираться дома и она ей всегда помогает. Марьяна Ш. Рассказала: «Моя мама варит, шьет, моет посуду», Аделина П. сказала: «Моя мама всегда сидит дома, потому что она домохозяйка».

На данном этапе девочкам были предложены дидактические игры, направленные на развитие качеств женственности. Например, мы организовали с детьми дидактическую игру «Кто что носит», детям удалось четко дифференцировать заранее подготовленные карточки с изображением мужской и женской одежды, а также аксессуаров. Девочки с удовольствием приступили к игре, они комментировали каждую карточку. Например, Маша Е. говорила: «Это женская блузка, потому что на ней много вышивки и рюш», Дина К. сказала: «Это женский халат, потому что он в цветочек», Марьяна Ш. прокомментировала: «Это мужской галстук, потому что женщины галстуки не носят, их носят только мужчины». Затем нами была предложена девочкам дидактическая игра «Мой дом», где детям нужно было распределить мебель и предметы домашнего обихода на макете. Девочки очень ответственно отнеслись к заданию, они тщательно продумывали расстановку мебели, старались выбирать нужные в хозяйстве предметы. Дети комментировали выбор предметов, необходимых в хозяйстве, расставление мебели, выбор атрибутов, украшающих интерьер дома. Например, Аделина П. сказала: «На кухне нужно, чтобы все было удобно расставлено. Продукты должны быть в холодильнике, а стол должен быть большой, чтобы все поместились». Дина К. ответила: «В детской комнате всегда должно быть светло и уютно», Маша Е. утверждала: «В квартире у каждого должна быть своя комната и в ней должно быть светло и красиво».

На заключительном этапе, чтобы закрепить у девочек представления о качествах женственности мы предложили поиграть им в сюжетно-ролевую игру «Родился малыш». Дети с удовольствием включились в игру, где кормили малыша, пеленали его, играли с ним, проявляя тем самым заботу, внимательность, мягкость и доброту. Например, Анжела К., укладывая малыша спать, поправляла ему одеяло, а также не давала шуметь ребятам. Катя П., в это время предложила девочкам прибраться в уголке. Девочки охотно поддержали ее идею. Все были увлечены игрой.

На данном этапе мы провели консультацию для родителей на тему: «Роль семьи в формировании качеств женственности у девочек старшего дошкольного возраста». Вовремя проведения консультации родители активно задавали вопросы, интересовались, полностью вникли в суть обсуждаемой темы. Например, Елизавета Г, спросила: «Не навредит ли ребенку то, что в семье постоянно восхищаются Варей? Нужно ли хвалить ребенка за то, что она любит носить платья и каждое утро сама выбирает для себя наряд». Татьяна И спросила: «Нужно ли, чтобы папа делал комплименты дочери и как часто это необходимо делать, чтобы не разбаловать ребенка». Мы ответили на каждый интересующий родителей вопрос.

Таким образом, в ходе проведения системы мероприятий мы отметили положительную динамику, но чтобы полностью убедиться в положительных результатах проделанной работы мы пришли к необходимости проведения контрольного эксперимента.

Литература:

  1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Серия «Мастера психологии» [Текст] / Ю. П. Азаров. — П.: Издательство «Питер», 2011. — 400 с.
  2. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. — Изд. 2-е, перераб. и доп.— Л.: Медицина, 2000.— 160 с.
  3. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина // Средние века. Вып. 7. М., 2001. 103–109 с.
  4. Томпсон, С. Философия науки [Текст] / М. Томпсон. — М.: ФАИР — ПРЕСС, 2007. — 296 с.
  5. Чекалина, А. А. Гендерная психология [Текст]: Учебное пособие / А. А Чекалина. — М.: «Ось-89», 2006. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, девочка, женственность, сюжетно-ролевая игра, главная героиня, дидактическая игра, дошкольный возраст, женская природа, Моя мама.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного... Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери».

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольный возраст, правило поведения...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

Похожие статьи

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный

Игра — ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного.

Сюжетно-ролевая игра — зеркало внутреннего мира ребёнка

сюжетно-ролевая игра, ребенок, игра, творческий характер, игровая деятельность, дошкольный возраст, вид деятельности, отличительная особенность, реальная жизнь, сюжетная игра. Воспитывающий потенциал сюжетно-ролевой игры...

Использование сюжетно-ролевой игры в полоролевой...

старший дошкольный возраст, игра, ребенок, игровая деятельность, девочка, пол, мальчик, сюжетно-ролевая игра, создание условий, формирование. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного... Сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном...

Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Статья посвящена проблеме социального развития детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр. Ключевые слова: социальное развитие, сюжетно-ролевая игра, личность, деятельность.

Роль игры в воспитании гендерной социализации старших...

В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью.

Значение игры в формировании нравственных ценностей у детей...

Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери».

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, дошкольный возраст, правило поведения...

Игра как средство развития полоролевой идентичности детей...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог.

Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности...

ребенок, игра, сюжетно-ролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный возраст, младший дошкольный возраст, основное содержание, ролевой диалог. Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте.