Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, А. Ю. Народная игровая культура как фактор формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети / А. Ю. Кузнецова, Е. П. Денисенко, Г. С. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11908/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена проблеме приобщения детей к народной игровой культуре как средству формирования социально-нравственных отношений во взаимодействии: педагоги-родители-дети. Особая роль в формировании социально-нравственных отношений у детей заключается во взаимодействии педагогов с родителями и детьми.

Ключевые слова: народная игровая культура, нравственность, социализация, взаимодействие, сотрудничество, педагог, родитель, ребенок

Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей в процессе социально-нравственного воспитания заключается в том, что необходимо создать механизм тесного сотрудничества между дошкольным учреждением и родителями при организации социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и представлений; обогащение опыта социально одобряемого поведения; развитие нравственного развития личности.

На протяжении веков многие просветители, философы, писатели и педагоги интересовались нравственным воспитанием это и Я. А. Коменский, и: К. Д. Ушинский, и Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. И. Болдырев, И. Ф. Харламов, И. С. Марьенко, а также ряд российских ученных: Б. Т. Лихачев, Л. А. Попов, Л. Г. Григорович, И. П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность нравственного воспитания.

Нравственное воспитание — одна из важнейших задач нашего общества. Воспитывать нравственные качества личности ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. В детстве закладываются нравственные качества личности ребенка, усваиваются моральные нормы и правила.

П. Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать народные подвижные игры в воспитании детей. Он обращает внимание на то, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей; считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств — честности, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребенка к жизни.

А. П. Усова, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт отмечали, что в национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Е. Н. Водовозова, А. С. Симонович и Ф. Лесгафт много внесли в дальнейшую разработку проблемы использования народных игр в работе с детьми. Они подчеркивали их главное достоинство — самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, быстротой выносливостью.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Собственный опыт работы показал, что формирование социально-нравственных качеств у дошкольников вызывает затруднения. Проанализировав опыт работы по приобщению детей к русской народной культуре таких педагогов как А. П. Усова, К. Д. Ушинский был сделан вывод, что игра является неотъемлемой частью интернационального воспитания детей. Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. И новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.

Проанализировав уровень воспитанности детей, мы пришли к выводу, что у них недостаточно формируются духовно-нравственные чувства, любовь к Родине, что является проблемой.

Мы создали обстановку и условия благоприятные для вовлечения детей в игровую деятельность. При этом старались, чтобы инициатива в развёртывании игры принадлежала ребёнку. Воспитатель анализировал ситуацию, направлял процесс её начинания и развития, способствовал получению результата.

Результатами проведенной работы являются:

− Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

− Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

− Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

− Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

− Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

− Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

− Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, предложенная система работы по воспитанию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр является эффективной.

Возможность внедрения данного опыта значительно повышает эффективность работы дошкольного учреждения по направлению духовно-нравственного развития с учетом ФГОС и представляет интересную область поиска и раскрытия своего мастерства и владения навыками народной культуры для любого творчески мыслящего педагога.

Литература:

  1. Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. — М., 1957. — 165 с.
  2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 144 с.
  3. Виноградов Г. С. Детский фольклор и быт / Г. С. Виноградов. — Иркутск, 1925. — С. 54.
  4. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1. — С. 67–73.
  5. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду / О. И. Давыдова. — Барнаул: БГПУ, 2003. — 160 с.
  6. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т. И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. — СПб. «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2000. — 244 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дошкольное учреждение, нравственное воспитание, известная местность, известная среда, народная игровая культура, русская народная культура, семейная жизнь, социально-нравственное воспитание, тесное сотрудничество.

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Влияние народных традиций на воспитание культуры...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир красоты и искусства, знакомства с

Основой духовно-нравственного воспитания дошкольника является культурная среда общества, в которой живет и развивается ребенок.

Воспитание детской игровой культуры через народные игры

Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Тебенькова А. В. Воспитание детской игровой культуры через народные игры [Текст]

Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле.

Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные...

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Воспитание самосознания дошкольников на культуре донского казачества — это знакомство с семейными традициями и обрядами от

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников — это установление тесной связи с семьёй.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовно-нравственное воспитание...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и

Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных

2007. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.

Похожие статьи

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

Влияние народных традиций на воспитание культуры...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.

Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника...

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир красоты и искусства, знакомства с

Основой духовно-нравственного воспитания дошкольника является культурная среда общества, в которой живет и развивается ребенок.

Воспитание детской игровой культуры через народные игры

Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Тебенькова А. В. Воспитание детской игровой культуры через народные игры [Текст]

Они помогали преодолевать монотонность будней, объединяли разные поколения и поддерживали теплую атмосферу семейного очага.

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле.

Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные...

Сотрудничество семьи и детского сада по воспитанию...

Воспитание самосознания дошкольников на культуре донского казачества — это знакомство с семейными традициями и обрядами от

Одна из важных задач детского сада по воспитанию духовно-нравственной культуры дошкольников — это установление тесной связи с семьёй.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения...

ребенок, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовно-нравственное воспитание...

Значение игры в формировании нравственных ценностей...

Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и

Карпинская Н. С. Игра — драматизация детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание.

Детские народные подвижные игры как средство патриотического...

Используя в своей практике дошкольного воспитания народные игры, я закрепляю знания детей о народных традициях. Ведь народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного...

Ключевые слова: народная тряпичная кукла, игрушка, народная культура, народные традиции, семейные ценности.

Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных

2007. «Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.