Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2017)

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 629 раз

Библиографическое описание:

Боровикова, Л. Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем / Л. Н. Боровикова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11672/ (дата обращения: 25.04.2024).



Архангельская область — удивительный край, крупнейший регион РФ, мир поморов и мореходов. Климат, растительный и животный мир региона, в котором мы живем, наложил свой отпечаток на организацию быта, сформировал традиции, обычаи, определил архитектурные особенности… Однако как мало мы знаем о своей малой родине, и сколько много открытий мы можем совершить рядом с собой. Знакомство детей с родным краем — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь, только планируя и организуя систематическую работу: в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в самостоятельной деятельности детей.Главное — развить у детей желание самим искать ответы на возникающие у них вопросы. Такую пытливость ума развивает проектная деятельность.

Целью данного проекта являлось развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с родным краем, историей, достопримечательностями и людьми, прославившим его. Нами были сформулированы основные направления работы, которые тесно взаимосвязаны между собой: знакомство с климатом, растительным и животным миром, архитектурой, промыслами поморов, их обычаями (игры, сказания, песни), знаменитыми людьми нашего региона. При этом педагогу определялась роль «дирижера», который направляет умы детей в определенном русле. Но как пробудить эту пытливость, наблюдательность. Детям всегда нравятся экскурсии. Но у нас нет возможности, например, воочию полюбоваться красотой природы разных уголков нашего края. Что же делать? Одной из форм работы мы выбрали виртуальную экскурсию. Виртуальные экскурсии — это воображаемые посещения изучаемых объектов с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. А использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Видеоэкскурсия не развлечение, она дает возможность на основе просмотренных сюжетов поставить перед детьми проблемные вопросы. Это ступенька для дальнейшего изучения проблемы. Для развития и поддержания познавательного интереса мы также использовали разнообразные формы с родителями и детьми: опыты и эксперименты, экскурсии в лес, беседы, чтение художественной и энциклопедической литературы, мастер-классы, КВН, викторины, создавали макеты, энциклопедию в которой нашло отражение каждое направление работы, дидактические и сюжетные игры и тд. В ходе проекта дети разгадали тайны природных зон, северного дома; узнали, что наши прабабушки были искусными мастерицами, а наши прадеды — бесстрашными людьми; откуда на Руси соль появилась, почему наш народ называли «трескоедами» и чем питались люди в условиях сурового климата; познакомились с богатствами нашего региона. В ходе реализации проекта были затронуты и вопросы экологии. Не секрет, что в порыве освоения природных ресурсов, природный мир страдает более всего. Благодаря опытам и экспериментам у детей сформировалось понятие, что наш край очень ранимый и долго будет восстанавливаться, если мы не будем бережно обращаться с природой.

У всех участников проекта интерес к познанию своего региона не угас, а родители стали чаще планировать посещение музеев и интересных мест Архангельской области.

Конспект совместной экспериментальной деятельности «Секреты тундры»

Цель: Способствовать выявлению характерных особенностей тундры.

Задачи:

‒ развивать у детей стремление искать ответы на поставленные вопросы, делать выводы, подкрепляя их полученными знаниями;

‒ расширить знания детей об особенностях растений тундры;

‒ продолжать учить работать в парах;

Предварительная работа:

‒ видеоэкскурсия «Природа Архангельской области»,

‒ поиск информации «Какие растения растут в тундре»,

‒ эксперименты «Когда в Арктике лето», «Почему летом в Арктике солнце не заходит», «Где самое жаркое лето, холодное лето».

Материалы: пластиковые контейнеры с землей (3 с рыхлой землей, 3 — земля, пропитанная водой и замороженная в морозильнике), 12 деревянных палочек, 12 пластиковых стаканчиков с холодной водой, макет растений тундры, модели (солнце, капля воды, термометр), пенопласт, фен.

Ход:

— Ребята, я приглашаю вас сегодня в нашу лабораторию. Мы с вами на этой недели путешествовали по тундре. Давайте вспомним, что такое тундра, где она находится.

Дети называют и объясняют отличительные признаки: длинная зима, холодное короткое лето, повышенная влажность, низкие температуры, растут низкорослые растения. (Взрослый на мольберт помещает символы). Почему? Используем макет солнечной системы.

Взрослый вывешивает на мольберт 2 картины с изображением пустыни и тундры. Ребята, а как вы думаете, природа тундры и пустыни одинакова? Нет, а почему?

Ребята, вы знаете я очень удивилась, когда узнала, что в тундре выпадает такое же количество дождя, как и в пустыне… Но в тундре сыро, влажно. Как вы думаете, почему в тундре так сыро? (Предположения детей: тает снег, идут дожди. Взрослый говорит детям, что снег и дождь бывает не только в тундре, но только здесь так сыро. Почему?)

Я вам предлагаю открыть 1 из тайн тундры.

Опыт 1 «Почему в тундре летом сыро»

— Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Сначала выберите себе помощника. Пройдите в лабораторию к столам (6 столов, на каждом стоят 2 контейнера с промерзшей землей, 2 палочки, символы снежинка, солнышко, 2 стаканчика с водой.)

Давайте вспомним правила проведения опытов

  1. Слушать внимательно инструкции взрослого.
  2. Не брать ничего в рот, не пробовать на язык, острые палочки держать вертикально, близко к глазам не подносить.
  3. Не толкаться, говорить по очереди.

Задание: Вспомните, что происходит с водой, если она попадает на почву (впитывается). Давайте определим, зависит ли впитывание воды почвой от особенностей почвенного слоя (вечная мерзлота). Перед вами в контейнерах земля. Рассмотрите ее. Дети с помощью палочек пробуют рыхлить землю, объясняют, что в одном контейнере земля рыхлая, а в другом замерзшая, прикрепляют к контейнерам символы (солнышко, снежинку). Как вы думаете, где вода впитается в землю быстрее в рыхлой или замерзшей? (ответы детей).

— Возьмите каждый по стаканчику, наполните его водой. Это ваши тучи. Дождик лейся (дети по очереди поливают землю в контейнерах).

— Посмотрите, что случилось с водой в контейнере с солнышком? — Вода впиталась в почву.

— Посмотрите, что получилось в другом контейнере? — Вода осталась на поверхности. Педагог схематично изображает на мольберте результаты проведенного опыта. Дети делают вывод, что вечная мерзлота не пропускает воду (схема на мольберте).

Вода не только может просачиваться в почву, но и испаряться с нее. Испарение зависит от температуры. Ребята, подумайте, когда из нас больше испаряется воды во время жары или во время холода. Как мы можем это определить? (потоотделение)

Ребята вот мы с вами и открыли 1 тайну тундры. Хоть в тундре и мало дождей, но так как в ней холодно и вечная мерзлота, в тундре сыро.

Ребята, а могут ли в таких суровых условиях расти растения?

— Ребята, а какие растения тогда растут в тундре? (дети перечисляют, рассказывают, как названное растение приспособилось к условиям тундры (4–5 сообщений).

— А вы обратили внимание, что все деревья в тундре — низкие, с изогнутыми к земле стволами? Вот, и еще одна загадка тундры: почему деревья в тундре низкие, больше похожие на кусты? (Гипотезы детей).

Опыт 2 «Почему в тундре растут низкие деревья?»

— Давайте поставим эксперимент: ветер — фен, снег –пенопласт, дерево — длинная и короткая ветки. (Длинная ветка падает от струи холодного воздуха, короткая — нет).

— Вот мы с вами и открыли вторую загадку тундры. У всех растений корни растут у поверхности почвы. Высокое дерево не может удержаться корнями за почву во время постоянных сильных ветров, а низкому, стелющемуся по земле — легче удержаться.

— Ребята, а вы обратили внимание, что происходит со снегом на земле во время сильного ветра? А может ли появиться толстый слой снега, если ветра будут сильными и частыми, как в тундре? (Нет)

Педагог при помощи схемы подводит итог (в тундре — зона вечной мерзлоты, поэтому растут низкие или карликовые растения; у них мелкие листья, растения стелятся по земле, образуя подушки; корни расположены близко к поверхности).

Вот, ребята, мы с вами и разгадали секреты тундры. А теперь давайте приведем в порядок свои рабочие места влаборатории.

Основные термины (генерируются автоматически): тундра, вечная мерзлота, ребенок, Архангельская область, земля, контейнер, ребята, Арктика, загадка тундры, родной край.

Похожие статьи

Ярмарка как форма организации деятельности в формировании...

Тенденции познавательного развития детей старшего... родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное

Основные термины (генерируются автоматически): тундра, вечная мерзлота, ребенок, ребята, контейнер, земля...

«Невечная» мерзлота. Причины и последствия изменения...

Вечная мерзлота невечная, целостность арктической тундры стала разрушаться и это уже факт.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля…» – писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.

Опыт применения дистанционного зондирования растительности...

Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, экосистемы Арктики, NDVI

Низкие температуры воздуха и почвы, вечная мерзлота

лесной растительности по сравнению с таковым показателем тундры ведет к положительному изменению температуры [7; 10, с...

Естественное восстановление растительности на газопроводе...

...их существования – суровым климатом, бедностью почв, наличием вечной мерзлоты [1].

Он представляет собой кустарничко-лишайниковую тундру с участками древесной

Е. М. Копцева. – СПбГУ: Ямальский сектор Арктики, 2005. Кузьмина И. А. Общая экология. /

Составление схемы мерзлотно-ландшафтной дифференциации...

Вечная мерзлота невечная, целостность арктической тундры стала разрушаться и это уже. Ещё полвека назад мерзлотные породы на Ямале были настолько прочны, что служили. Фактором изменения температуры земли в данной местности мог послужить парниковый...

Исполины древности — мамонты

Ни тундра, ни тайга не могли прокормить таких крупных травоядных животных как мамонты.

Некрасов И. А. Вечна ли вечная мерзлота?

По родному краю/Cост.В.

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

Мы много слышим о патриотизме и любви к родному краю.

Произрастает в арктической мохово-осоковых тундрах, по окраинам водоёмов, иногда в лиственничных редколесьях.

Русалка звала парня в воду, а тот не хотел расставаться с родной землёй.

Сохраним природу Арктики

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю, бережного отношения к природе, формирование экологической культуры.

Девочка Арктика. Выжженная тундра. Чум стоит убогий. Нету мха. Олени –. Все избили ноги. Землю бьёт копытом, В поисках водицы

Конспект непосредственно организованной деятельности...

(Ответы детей). Педагог: Сегодня я расскажу вам много нового и интересного об этом необычном месте на планете Земля.

— На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика...

Похожие статьи

Ярмарка как форма организации деятельности в формировании...

Тенденции познавательного развития детей старшего... родной край, старший дошкольный возраст, ребенок, познавательное развитие детей, познавательное

Основные термины (генерируются автоматически): тундра, вечная мерзлота, ребенок, ребята, контейнер, земля...

«Невечная» мерзлота. Причины и последствия изменения...

Вечная мерзлота невечная, целостность арктической тундры стала разрушаться и это уже факт.

«Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля…» – писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзепюри.

Опыт применения дистанционного зондирования растительности...

Ключевые слова: дистанционное зондирование Земли, экосистемы Арктики, NDVI

Низкие температуры воздуха и почвы, вечная мерзлота

лесной растительности по сравнению с таковым показателем тундры ведет к положительному изменению температуры [7; 10, с...

Естественное восстановление растительности на газопроводе...

...их существования – суровым климатом, бедностью почв, наличием вечной мерзлоты [1].

Он представляет собой кустарничко-лишайниковую тундру с участками древесной

Е. М. Копцева. – СПбГУ: Ямальский сектор Арктики, 2005. Кузьмина И. А. Общая экология. /

Составление схемы мерзлотно-ландшафтной дифференциации...

Вечная мерзлота невечная, целостность арктической тундры стала разрушаться и это уже. Ещё полвека назад мерзлотные породы на Ямале были настолько прочны, что служили. Фактором изменения температуры земли в данной местности мог послужить парниковый...

Исполины древности — мамонты

Ни тундра, ни тайга не могли прокормить таких крупных травоядных животных как мамонты.

Некрасов И. А. Вечна ли вечная мерзлота?

По родному краю/Cост.В.

Травянистые сосудистые растения города Лабытнанги

Мы много слышим о патриотизме и любви к родному краю.

Произрастает в арктической мохово-осоковых тундрах, по окраинам водоёмов, иногда в лиственничных редколесьях.

Русалка звала парня в воду, а тот не хотел расставаться с родной землёй.

Сохраним природу Арктики

Цель: Воспитание у детей любви к родному краю, бережного отношения к природе, формирование экологической культуры.

Девочка Арктика. Выжженная тундра. Чум стоит убогий. Нету мха. Олени –. Все избили ноги. Землю бьёт копытом, В поисках водицы

Конспект непосредственно организованной деятельности...

(Ответы детей). Педагог: Сегодня я расскажу вам много нового и интересного об этом необычном месте на планете Земля.

— На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика...