Библиографическое описание:

Кукушкина Л. А. Представление опытно-экспериментального исследования по проблеме социального самоопределения учащихся профильных юридических классов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 192-195.

Выпускники школ нередко имеют низкий уровень информированности о ситуации на рынке труда, об условиях дальнейшего профессионального обучения, о проблемах занятости и трудоустройства.

В этой связи актуальным является проведение диагностики уровня готовности старшеклассников к трудовой деятельности, к выбору будущего профессионального учебного заведения.

Из общей и профессиональной педагогики известно, что педагогические исследования складываются из нескольких этапов, одним из которых является «проверка выводов и рекомендаций». При этом опытно-экспериментальной работе, присущи следующие черты: преднамеренное, строго продуманное внесение в изучаемое явление чего-то принципиально нового в соответствии с задачами исследования и в целях проверки гипотезы; организация опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей видеть связи между явлениями и их взаимовлияние; проверка и контроль эксперимента, его сравнение с другими экспериментами, решающими аналогичную задачу с других позиций; систематическая проверка количественных и качественных изменений, проведение контрольных срезов и, если требуется, внесение корректив, использование при необходимости вариационной статистики; объективный количественный и качественный анализ полученных результатов, теоретические обобщения, научные выводы и рекомендации.

Нами использовались методики, направленные на исследование изменений показателей по выдвинутым критериям социального самоопределения учащихся профильных юридических классов. К ним относятся анкетирование старшеклассников и педагогов, ранжирование качеств личности, включенное наблюдение, система экспертных оценок и др.

Опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании включала в себя организацию и проведение подготовительного (констатирующего), формирующего и итогового экспериментов.

Экспериментальное исследование проводилось в течение четырех лет, методика предусматривала комплектование контрольных и экспериментальных групп старшеклассников и включала в себя:

– осуществление контрольных замеров и срезов в контрольных и экспериментальных группах;

– обобщение, анализ и оценку полученных результатов и формирование рекомендательной базы по итогам эксперимента.

Приемами накопления эмпирического материала были избраны:

– анкетирование, опросы и интервью;

– включенное (фиксированное) наблюдение за организацией и ходом эксперимента, за уровнем и степенью овладения рекомендованными для экспериментальных групп формами и методами процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов;

– анализ взаимодействия содержания и форм деятельности педагогов и старшеклассников экспериментальных групп в аспекте реализации педагогической поддержки к процессу социального самоопределения учащихся профильных юридических классов;

– сквозное социально-педагогическое сопровождение процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов на всем протяжении опытно-экспериментальной работы.

Объектом опытно-экспериментальной работы определены учащиеся общеобразовательных школ г. Костромы №№ 5, 24, старшеклассники профильного юридического класса на базе юридического факультета, старшеклассники физико-математической школы на базе физико-математического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, а так же студенты 1 курса очной формы обучения (29 человек) юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова. В качестве экспериментальной группы было выбрано 290 учащихся 10,11 классов МОУ СОШ № 24 г. Костромы и учащихся профильного юридического класса на базе юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, контрольную группу составили 175 старшеклассников 10,11 классов МОУ СОШ № 5 г. Костромы и учащиеся физико-математической школы на базе физико-математического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова.

Профильные юридические классы осуществляют образовательный процесс в соответствии с целями и задачами, определяющими деятельность образовательных учреждений, реализуют идею общего интеллектуального, нравственного развития личности, направлены на формирование гражданской, социальной компетентности, информационной культуры, социальной мобильности и гибкости. Профильная направленность классов ориентирована на обучение старшеклассников, желающих продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция».

Набор в профильный юридический класс сформированный на базе юридического факультета КГУ им.Н.А. осуществляется на основании желания старшеклассников заниматься по данному профилю.

Нами в ходе эксперимента было проведено анкетирование педагогов, по итогам опроса, мы сделали следующие выводы: педагоги большое значение придают допрофессиональной подготовке, воспитанию ответственности, формированию социально-значимых качеств личности; уровень социального и профессионального самоопределения зависит от направления аудиторной и внеаудиторной деятельности; эффективными средствами и методами формирования социального самоопределения педагоги считают личный пример, групповую и индивидуальную работу, лекции проблемного характера, демонстрацию слайдов, видеофильмов, работа в научно-исследовательской, подготовка докладов на студенческие научно - практические конференции, анализ конкретных юридических ситуаций, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, интеллектуальные игры; знакомство старшеклассников с будущей профессиональной деятельностью посредством экскурсий и лекций – презентаций специалистов в различных областях юридической деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами последовательно.

Цель эксперимента реализация условий при которых социальное самоопределение учащихся профильных юридических классов будет эффективно.

На подготовительном этапе эксперимента проводились первоначальные замеры в экспериментальной и контрольной группах, разработана и внедрение программа по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов. Методами исследования на этом этапе были: опрос, анкетирование, тестирование.

Задача данного этапа состояла в том, чтобы определить:

  • особенности отношения старшеклассников к жизненным ценностям;

  • степень сформированности у старшеклассников социально значимых качеств личности;

  • уровень личностной и профессиональной компетентностью;

  • уровень коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников;

  • уровень положительных и отрицательных эмоциональных оценок старшеклассниками общественных процессов.

В соответствие с задачами эксперимента подбирались и комбинировались разнообразные методики. Для изучения жизненных ценностей старшеклассникам экспериментальной и контрольной группы было предложено выбрать наиболее значимые для них ценности. В качестве основных, значимых жизненных ценностей на данном этапе исследования для старшеклассников экспериментальной и контрольной групп стали саморазвитие (25%) и наличие цели и смысла в жизни (25 %), следующей по значимости для них является (учебная деятельность).

Для определения социально значимые качества личности старшеклассникам предложено ответить на ряд вопросов (выберите и про ранжируйте следующие качества личности: интеллектуальные, деловые, эмоциональные, моральные, психометрические). Анализ ответов старшеклассников показывает, что на данном этапе эксперимента нет значительной разницы между экспериментальной и контрольными группами по основным измеряемым показателям

Проведенное анкетирование старшеклассников показало, что проблема профессионального самоопределения очень актуальна, большинство (52 %) из опрошенных учащихся 10 классов не четко представляют многие сферы деятельность в области юриспруденции, а (5%) учащихся вообще не разграничивает ряд направлений в этой деятельность, т.е. вообще не владеет информацией по данному аспекту профессиональной деятельности.

При определении личной и профессиональной компетенции старшеклассники работали с текстом по анализу желаемого социального статуса, где были подобраны в определенной последовательности утверждения. Им предлагалось выставить баллы по более значимым им высказываниям в шкале от 1 до 5. По результатам анализа работ старшеклассников можно определить приоритетные группы. На данном этапе предпочтения отдаются самореализации, следующая группа предпочтений – общение, а остальные группы находятся в примерно равных предпочтениях.

Правовая компетентность учащихся профильных юридических классов, нами рассматривается как осознание личностью юридических норм, восприятие социально-правового опыта, способность выбирать средства и способы правомерного поведения.

Определяя коммуникативные и организаторские способности мы использовали методики КОС. Данная методика позволяет оценить два параметра:

  1. Коммуникативность, которая развивается как черта характера на основе общительности и закрепляется в поведении, являясь предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям;

  2. Организаторские склонности, которые проявляются в способности самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Реализация названных качеств, способствует социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов.

Проанализировав ответы старшеклассников, мы получили следующие данные: в экспериментальной группе: (28,5%) имеют средние коммуникативные и (31 %) организаторские способности; низкий уровень (14,3%) коммуникативные и (26 %) организаторские способности, (57,2 %) обладают высоким уровнем коммуникативными и (43 %) организаторским способностями; в контрольной группе организаторские способности распределены в той же пропорции, а коммуникативные способности отличаются на сотые доли проценты.

Для определения гражданской позиции и представлений старшеклассников о долге, достоинстве, чести, о правовых нормах поведения старшеклассникам была предложена анкета выявления отношения старшеклассников к общественно – политическим процессам. Результаты обработки анкеты показали, что старшеклассники имеют достаточно прочное, хотя и не полностью сформированное понятие о долге, чести, сострадании, помощи, нормах поведения.

Таким образом, результаты первого этапа позволили нам сделать выводы о недостаточной информированности старшеклассников о выбранной профессиональной направленности, не четко сформированным представления о жизненных ценностях, не полностью закреплены социально значимые качества личности, не высокий уровень личностной и профессиональной компетентностью, не раскрыты коммуникативные и организаторские способности, возникают сложности при определении своих эмоциональных оценок общественных процессов. По завершению первого этапа эксперимента произошли организационные изменения и юридический класс в общеобразовательной школе № 5 г. Костромы был реорганизован, что стало основанием для корректировки формирующего и контрольного этапов эксперимента

На формирующем этапе эксперимента апробировалась программа по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов, проводился промежуточный замер выбранных критериев, при помощи которого можно было отметить следующее изменения в экспериментальной группе:

  1. Расширилось представление о правах и обязанностях человека в обществе, основных требованиях предъявляемых к специалистам в области юриспруденции, о социальных потребностях и интересах, о социальной защищенности.

  2. Изменились приоритеты в выборе жизненных ценностей;

  3. Получили закрепления социально значимые качества;

  4. Определены значимые личностные и профессиональные компетентности;

  5. Повысился уровень организаторских и коммуникативных способностей;

  6. Динамично развивается гражданская позиция.

Анализ данных этого этапа эксперимента показал, что реализация программы социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, дает возможность старшеклассникам более легче и быстрее самоопределиться, самореализоваться, выставить приоритетные направления.

Разработанная система социально-педагогической поддержки социального самоопределения старшеклассников с ориентирована на актуализацию уже имеющихся у учащихся профильного юридического класса знаний, умений и навыков и представлений о будущей профессии. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководителем на этапе социально-профессионального самоопределения. В ходе реализации программы старшеклассники, изучают собственные интересы, потребности и склонности, а также способности к общению и саморегуляции, достижения в учебной и неучебной деятельности.

Старшеклассникам помогают осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся профильного юридического класса и их родителей о высших и средне профессиональных учебных заведениях данного профиля, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения.

На контрольном этапе эксперимента – определялась результативность процесса социального самоопределения учащихся профильных классов, проводился контрольный замер, анализировались динамика изменений.

Для полноты и достоверности исследования мы, также, проверили диагностику у студентов очной формы обучения 1 курса юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова. Им предлагался тот же диагностический материал. Сравнение результатов, позволило утверждать, что критерии социального и профессионального самоопределения изменились в 1,8 раза и составили 69,3 %, это делает исследуемый процесс успешным. У студентов прошедших обучение в профильных юридических классах процесс адаптации к обучению в ВУЗе проходит более успешно. Уже на 1 курсе у данных студентов видна нацеленность на профессионально-юридическую деятельность.

Контрольные замеры зафиксировали в экспериментальных группах значительный прирост результативности профессиональных знаний и умений; сформированность социально значимых качеств личности, жизненных ценностей, повышение уровня личной и профессиональной компетентности, увеличение организаторских и коммуникативных способностей, закрепление гражданской позиции, как следствие, увеличение доли респондентов, соответствующих оптимальному уровню социального самоопределения (58 %). В контрольных группах этот показатель составил 42 %. За время обучения у учащихся экспериментальных классов в отличии от их сверстников в контрольных класса возросла социальная информированность (с 19% до 62%), изменилась динамика социальных ценностей (от 12% в начале работы к 80% по завершению эксперимента), отношения к правам и обязанностям у старшеклассников значительно изменилось в экспериментальной группе он возросло на 75 %, в контрольной группе на 42 %.

В целом, сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, позволяет утверждать, что предложенная модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, а также реализация программы социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, комплекс организационных форм значительно повышают процесс социального самоопределения учащихся профильных юридических классов.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа в период 2008 года по 2012 год и реализация программы по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов, показала: более 40 % выпускников профильных юридических классов поступили на юридические специальности ВУЗов страны. Из них 14 % продолжают обучение на юридическом факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, 43 % выпускников обучаются в иных ВУЗах, а 10 % продолжают обучение по специальности «Правоведение» в средних профессиональных учебных заведениях, остальные выбрали учреждения системы МВД или службу в рядах Вооруженных сил РФ с последующей ориентацией на работу в полиции и заочной формы обучения по направлению «Юриспруденции».

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме нашего исследования подтвердили его гипотезу. Процесс социального самоопределения учащихся профильных юридических классов будет успешным и эффективным, если он реализуется при следующих педагогических условиях: субъектная позиция учащегося в процессе социально-профессионального выбора; реализация программы социально-педагогического сопровождения процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических в рамках учебной и вне учебной деятельности, ориентированной на погружение школьников в мир будущей профессиональной деятельности и актуализацию ее социальной значимости; организация педагогической поддержки в процессе освоения учащимися будущей профессиональной роли.

Основные термины: учащихся профильных юридических, профильных юридических классов, самоопределения учащихся профильных, социального самоопределения учащихся, самоопределению учащихся профильных, процесса социального самоопределения, факультета КГУ, социальному самоопределению учащихся, профессионального самоопределения, профильных классов, юридического факультета КГУ, учащихся профильного юридического, профессионального самоопределения учащихся, профильного юридического класса, 10-х профильных классов, профильных классов МБНОУ, этапе эксперимента, организаторские способности, анкетирование старшеклассников, учащихся профильных классов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle