Библиографическое описание:

Прусакова О. А., Пруссакова С. Г. Деятельностный подход при обучении информатике в начальной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 210-214.


«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность»

Бернард Шоу

Деятельностный подход, опирающийся на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б.Ц. Бадмаева, В.В. Давыдова, И.И. Ильясова, 3.А. Решетовой, Н.Ф. Талызиной, Л.М. Фридмана, Д.Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей».
Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.
Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.
Подход к процессу учения как к деятельности требует так­же принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.
Критерий знания также неотделим от действий. Знать – это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание – понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать.
Таким образом, вместо двух проблем – передать знания и сформировать умения по их применению – перед обучением теперь стоит одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Как же применяется деятельностный подход при изучении курса информатики в начальной школе.
1. Информация

Распределите объекты по видам информации.

Зрительная

Слуховая

Вкусовая

Осязательная

Обонятельная










Основополагающее понятие курса - «информация» изучается во 2, 3 классах. На уроках рассматриваются вопросы: «виды информации по способу восприятия», «виды информации по способу представления». Для закрепления предлагается следующее задание.


2. Действия с информацией.
Следующая тема пропедевтического курса информатики, которую мы с Вами рассмотрим «Действия с информацией». Эта тема рассматривается на уроках во 2, 3 классах. Вводятся такие понятия как «кодирование информации» и «декодирование информации». В ходе занятий можно предложить следующие задания:
а) закодировать свои фамилию и имя с помощью предложенного кода (пляшущие человечки);

б) декодировать информацию;
















в) обработка информации. Пользуясь средствами графического редактора Paint, получите рисунки из предложенных материалов.












3. Понятие. Суждение. Умозаключение.
При изучении темы «Понятие. Суждение. Умозаключение» (4 класс) предлагаются следующие задания:
а) сделай заключение на основании посылок;

Сделай заключение на основании посылок


Посылка: Все сосны - хвойные деревья.
_________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка: Все яблони являются плодовыми деревьями.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка: Все ласточки - птицы.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: В нашем классе 25 учащихся.
Посылка2: В нашем классе нет мальчиков.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Все комары — насекомые.
Посылка2: Все насекомые — живые.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Все цифры — знаки.
Посылка2: «2» является цифрой.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Все рисунки — графические объекты.
Посылка2: Иллюстрация в книге — рисунок.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Вася младше Коли.
Посылка2: Коля младше Вити.
Посылка3: Витя младше Серёжи.
__________________________________________________________________________
Заключение:
Посылка1: Банкнота лежит в кошельке.
Посылка2: Кошелёк лежит в сумке.
Посылка3: Сумка лежит в корзине.
_______________________________________________________________________
Заключение:



б) перенеси суждения в левый столбец, а предложения, не являющиеся суждениями – в правый.

Суждение


Перенеси суждения в левый столбец, а предложения, не являющиеся суждениями – в правый.

Суждения

Не суждения





4. Моделирование
Тема «Модель. Моделирование» рассматривается в 4 классе. Для наглядности и закрепления темы используется материалы, представленные на CD «Мир информатики»:
а) моделирование;
б) конструирование.



5. Алгоритмизация

При изучении данной темы, рассматриваются следующие понятия: исполнитель, алгоритм, которое пройдет центральной линией через весь непрерывный курс информатики. Внимание детей обращается на то, что алгоритмами мы пользуемся не только в информатике, но и в повседневной жизни, а также при изучении других учебных дисциплин. Задания берутся из повседневной жизни:

а) вскипяти воду в чайнике;



Составь алгоритм «Вскипяти воду в чайнике»





б) ЛогоМиры. Детям предлагается создать анимированную картинку.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle