Библиографическое описание:

Степанов С. В., Будникова В. Н. Разработка и внедрение инновационной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 223-225.


Одной из наиболее актуальных проблем современной школы продолжает оставаться разработка оптимальных условий обеспечения высокого качества образования. Само понятие качества предполагает его оценку со стороны самых различных социальных институтов, а не только самих педагогов и школьных управленцев.

В связи с этим в гимназии № 7 г. Буденновска была организована инновационная площадка по разработке и внедрению современной, научно обоснованной модели управления качеством образования в социально ориентированной школе. Одним из важных направлений инновационной деятельности стало обеспечение научно-методического сопровождения внедрения модели управления качеством образования с целью определения оптимальных психолого-педагогических, методических, организационных условий ее реализации.

Разработка модели осуществлялась через определение таких социальных объектов-процессов контрольной деятельности, от которых в наибольшей степени зависит качество образования в современной школе. На основе проведенного теоретического анализа и обобщения практики работы образовательных учреждений (ОУ) были определены наиболее существенные, на наш взгляд, условия (истоки) качества образования:

1) здоровье детей;

2) базовые умения (сформированные еще до поступления в ОУ);

3) семья;

4) взаимодействие педагогов и детей;

5) педагогическая система формирования учебных компетенций (содержание образования, организация образовательного процесса, образовательные технологии и т.д.);

6) методическая работа;

7) материально-финансовая база ОУ и др.

По каждому направлению, представленному в модели как объект управления качеством образования и его условие, была спланирована конкретная работа, включающая приоритетные мероприятия, стратегически объединяющие различные действия. Например:

1) взаимодействие гимназии с семьей и социумом как условие качества образования включало в качестве стратегического действия организацию и проведение открытых мероприятий;

2) методическая работа как объект управления качеством образования и его условие в качестве стратегического действия включало меры по развитию профессионально-методической компетентности и повышению методической и научно-творческой активности педагогов. Координирование данного направления осуществлялось через постоянно действующий методический семинар «Развитие профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования в гимназии»; научные руководители – проф. Л.П. Погребняк и доцент С.В. Степанов), а также через работу специально сформированных творческих проблемных групп педагогов по основным направлениям инновационной деятельности в гимназии («Качество образования в современной школе: подходы, опыт, перспективы», «Социально ориентированная школа: сущность и модели», «Социально успешная личность и условия ее формирования»). В качестве организационно-содержательного средства активизации методической работы по саморазвитию профессиональной компетентности учителя была предложена специально разработанная технологическая карта.

Ход и результаты инновационной работы постоянно обсуждались на заседаниях педагогического совета: «Роль инновационных педагогических технологий в развитии образовательного учреждения и повышении качества образования»; «Профессионализм учителя как условие инновационного развития общеобразовательного учреждения»; «Использование форм и методов инновационных педагогических технологий в гимназии как условие повышения качества образования»; «Профессиональная компетентность педагогических работников как фактор успешной деятельности гимназии на современном этапе»; «Организация работы в рамках инновационной деятельности гимназии с одаренными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению». Вопросы работы гимназии в инновационном режиме были представлены на заседаниях Методического совета.

На протяжении всего эксперимента была организована диагностика промежуточных результатов реализации модели управления качеством образования. Было определено, что за первый год реализации модели управления качеством образования в гимназии реальные изменения в наибольшей степени могли коснуться динамики таких заявленных в модели условий качества образования, как открытость гимназии и улучшение качества методической работы и активизации деятельности педагогов по развитию своего профессионально-методического мастерства.

В этой связи, диагностика включала следующие направления:

1) влияние внедряемой модели на изменение показателей открытости образовательной среды гимназии как одного из условий повышения качества образования;

2) влияние внедряемой модели и результатов работы организованного в гимназии в рамках ОЭР постоянно действующих методических семинаров для педагогов на повышение эффективности методической работы как одного из условий качества образования;

3) влияние внедряемой модели на достижение качества образования в гимназии по традиционным показателям его оценки.

Влияние модели на развитие открытости образовательной среды гимназии как одного из условий повышения качества образования осуществлялось на основе анкеты для повторного изучения показателей открытости образовательной среды (по В.А. Ясвину).

Согласно полученным результатам уже первый год реализации модели управления качеством образования и спланированная работа по развитию взаимодействия учреждения с социумом дали определенный значимый прирост основных показателей открытости образовательной системы гимназии. Наиболее значительные позитивные изменения произошли по показателям широты (посещение учреждений культуры учащимися гимназии, взаимодействие педагогов гимназии с другими образовательными учреждениями – в том числе через участие гимназии № 7 в проекте «Гимназический союз России», проведение семинаров в режиме видеоконференцсвязи и др.), а также по показателю «Осознаваемость образовательной среды» (уровень осведомленности об ОУ, связи с выпускниками, активность педагогов и родителей, публичная открытая деятельность гимназии).

Влияние внедряемой модели и других результатов инновационной работы в гимназии на повышение эффективности методической работы как одного из условий качества образования проверялось с помощью опросников «Оценка методической работы», «Оценка практических результатов методической и опытно-экспериментальной работы в школе», «Потребности педагогических кадров в повышении квалификации», а также теста «Исследование готовности педагога к работе в режиме современных технологий, методов и форм организации образовательного процесса».

В опросах приняли участие 44 педагога гимназии.

Наиболее высокие оценки получили в ответах педагогов такие позиции методической работы, как: «Цель и задачи методической работы объективны, необходимы и ясны» (3,6 балла из 4-х), «Методическая работа учит планировать и организовывать педагогическую деятельность» (3,6 балла из 4-х), «Формы методической работы результативны» (3,3 балла из 4-х).

Наименее высокие оценки получили ответы: «В методических объединениях благоприятный микроклимат способствует творческой деятельности каждого педагога» (2,7 балла) и «Формы методической работы оригинальны» (2,8 балла).

Согласно результатам обработки опросника «Оценка практических результатов методической и опытно-экспериментальной работы в школе», учителя отмечают активность участия в различных профессионально-творческих формированиях (29 человек из 44, т.е. 66% участвуют в работе творческих проблемных групп).

Участие в опытно-экспериментальной работе (ОЭР), по ответам педагогов, в значительной степени способствует повышению их методической, коммуникативной и исследовательской компетенций.

36 педагогов (82%) отметили, что используют в своей работе материалы проводящихся в гимназии семинаров, практикумов, педсоветов, педагогических чтений. Столько же педагогов внедряют на своих уроках современные педагогические технологии или их компоненты, изученные в системе научно-методической работы в гимназии в период ОЭР. При этом 30 учителей (62%) уже отмечают повышение качества своих уроков. 38 педагогов (86,3%) считают, что за последний год качество обучения в гимназии повысилось.

Почти все учителя гимназии (38 из 44, т.е. 86,3%) удовлетворены в той или иной степени методической помощью, организованной в гимназии.

По результатам опроса «Потребности в повышении квалификации» следует отметить высокий уровень самооценки достигнутого профессионализма и методической компетентности, что, с одной стороны, может свидетельствовать о завышенной самооценке, с другой стороны, может служить основанием для администрации гимназии к предъявлении. По отношению к учителям повышенных требований в условиях реализации программы инновационной деятельности.

Тестирование педагогов гимназии № 7 г. Буденновска «Исследование готовности педагога к работе в режиме современных технологий, методов и форм организации образовательного процесса» (в опросе участвовали 33 человека) помогало выявить мотивационно-психологическую составляющую управленческого аспекта инновационной деятельности в гимназии по внедрению модели управления качеством образования. Средний балл по гимназии – 12,1 балла, что соответствует среднему уровню готовности к применению современных инновационных педагогических технологий в образовательном процессе. При этом максимальный балл по гимназии – 17, а минимальный – 8.

Количество учителей по зонам ответов: оптимальный уровень готовности – при преобладании ответов, цена вопроса которых 1 и 2 балла (всего 5-10 баллов) - 7 чел. из 33 опрошенных, т.е. 21,2%; средний уровень – преобладание ответов по цене вопроса 2 и 3 балла (10-15 баллов) – 21 чел., т.е. 63,6%; низкий уровень инновационности – соответственно при выборе ответов с ценой 3 и 4 балла (15-20 баллов) - 5 чел., т.е. 15,2%.

Отмечены следующие положительные тенденции:

1. Наибольшая инновационная «продвинутость» коллектива гимназии связана с определением приоритетной направленности своего педагогического стиля на развитие познавательного интереса к предмету, творческую активность (20 ответов, т.е. 66,7% опрошенных). Собственно дисциплинарный момент (аспект традиционной авторитарной педагогики) получил наименьшее число выборов (2 ответа, т.е. 6,1%).

2. Значительная расположенность коллектива к восприятию и применению инновационных педагогических технологий проявилась в ориентации на практическую направленность обучения как одного из ведущих средств мотивации (18 чел., т.е. 54,5%).

3. Большая часть коллектива стремится критически анализировать методические рекомендации, опыт педагогов, собственную деятельность при выборе необходимых средств обучения (16 чел., т.е. 48,5%), а также постоянно меняет свои планы-конспекты в соответствии с новыми научно-методическими подходами (4 чел., т.е. 12,1%). В итоге более 60% учителей (20 чел. из 33 опрошенных) подтверждают готовность работать в инновационном режиме при разработке содержания образования и технологий его реализации.

4. Среди педагогических технологий предпочтение получили также технологии, позиционируемые как инновационные: интерактивные технологии (организационно-деятельностные, ролевые, деловые игры, тренинги, компьютеризированные технологии и др.) – 12 чел., т.е. 36,4% учителей, а также технология индивидуальных образовательных технологий (8 чел., т.е. 24,2%).

Кроме того, в ходе реализации программы ОЭР постоянно осуществляется измерение традиционных показателей качества образования и их корреляция с результатами научно-методической работы в ходе инновационной деятельности.

Таким образом, промежуточная диагностика хода инновационной деятельности показала в целом эффективность принимаемых мер по обеспечению качества образования в гимназии на основе внедрения модели управления качеством. В то же время, полученные результаты позволяют выделить ведущие условия оптимизации качества образования и скорректировать дальнейшее планирование инновационной, опытно-экспериментальной работы в учреждении, в том числе осуществить разработку программы управления качеством образования в гимназии как один из основных результатов инновационной деятельности.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle