Библиографическое описание:

Митрохин А. А. Создание условий в детских и подростковых клубах по месту жительства для привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом и развития у подростков качеств жизнестойкости [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 256-259.

В настоящее время учреждения дополнительного образования детей выполняют ряд социально значимых функций, одной из которых является массовое привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом и создание у них устойчивой мотивации на здоровый образ жизни. Спортивные секции в клубах по месту жительства не привязаны к школьным системам оценки успеваемости и не имеют обязательств по подготовке спортсменов профессионального уровня, а, следовательно, могут строить свои программы в расчете на детей с любой физической и психологической подготовкой и ставить, в первую очередь, социальные и оздоровительные цели и задачи.

В то же время дополнительное образование – особая сфера, в которой акцент делается не только и не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, формирование интеллектуального и духовно-нравственного потенциала.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что образовательный процесс в таких учреждениях строится в направлении личностно-ориентированного образования, где ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели. Именно свобода выбора ребенка есть существенный отличительный признак дополнительного образования. Вот почему в самом широком смысле слова дополнительное образование – это «образование целевого выбора», выбора жизненных целей [3, 4]. При этом за ребенком признается право на пробы и ошибки в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении и самореализации.

Привлекая детей и подростков в такие образовательные учреждения как клубы по месту жительства, можно, развивая жизненные силы человека с учетом его индивидуальности и предоставляя большую свободы выбора, решать задачи формирования и развития личности, способной быстро и адекватно воспринимать складывающуюся ситуацию и адаптироваться в ней.

Систему установок, убеждений и качеств (черт) характера личности, помогающих адаптироваться и преодолевать трудные жизненные обстоятельства, противостоять различным стрессовым ситуациям посредством правильной внутренней организации и способности личности к саморазвитию через самоорганизацию своей жизни, большинство исследователей связывают с понятием жизнестойкости [1, 2].

В проведенном исследовании проверялись:

  1. Возможность привлечения подростков, периодически посещающих клубы по месту жительства, к регулярным занятиям спортом.

  2. Влияние технологий, реализованных в клубе по месту жительства, на развитие личностных качеств и формировании жизнестойкости.

Исследования проводились на базе секции настольного тенниса детского и подросткового клуба (ДПК) «Искра» Кировского района г. Екатеринбурга. В исследовании приняло участие 35 детей и подростков в возрасте 8-14 лет. В качестве экспериментальной группы (ЭГ) были выбраны подростки, посещающие клуб свободного общения и не занимающиеся в секции настольного тенниса (8 человек). В качестве первой контрольной группы (КГ1) выбраны подростки, занимающиеся в секции не более двух месяцев (9 человек). В качестве второй контрольной группы (КГ2) были выбраны подростки, занимающиеся в секции более одного года (18 человек).

В целях привлечения подростков к регулярным занятиям спортом и формирования у них качеств жизнестойкости в ДПК «Искра» разработана специальная программа.

В настоящий момент работа с подростками с использованием настольного тенниса в ДПК «Искра» имеет два направления.

  1. Секция настольного тенниса с регулярным посещением и использованием методик, рекомендованных для спортивных школ, адаптированных к материально-техническим условиям клуба.

  2. Работа с подростками, посещающими клуб свободного общения (КСО).

Если первое направление в своей основе уже имеет системный характер, то задачей второго является создание устойчивой мотивации к регулярным занятиям спортом. Используя такой вид спорта как настольный теннис для работы с подростками в клубе по месту жительства, необходимо учитывать дисциплинарные особенности занимающихся. Подростков из КСО трудно организовать в секцию с регулярным посещением тренировок. Тем не менее, они зачастую проявляют интерес к настольному теннису, который может быть использован для привлечения к систематическим занятиям. Для этого в ДПК «Искра» применяются следующие методики. В зале для занятий размещены наглядные пособия, по которым можно самостоятельно изучить правила игры, правильную хватку ракетки, основные удары и элементы, используемые в настольном теннисе. Дополнительный интерес к этому виду спорта вызывают новости профессионального настольного тенниса, которые размещены на специальном информационном стенде. Другим важным шагом работы с КСО является обучение подростков правилам проведения соревнований для того, чтобы они могли самостоятельно, без помощи судьи, устраивать и проводить турниры. Для этого проводится теоретическое занятие, на котором рассказывается о видах соревнований, способах их проведения и правилах заполнения протоколов и, одно пробное соревнование, организация которого доверяется подросткам под наблюдением педагога. В дальнейшем небольшие турниры подростки КСО проводят самостоятельно, необходимо только предоставить им инвентарь и бланки протоколов. Подобные турниры используются и для повышения мастерства игры в настольный теннис. Для отработки конкретных ударов предлагаются соревнования, в которых применяются только оговоренные заранее приемы. Например, турнир только ударами справа или только ударами слева. Для улучшения точности ударов ограничивают разрешенные зоны стола. Например, турнир с использованием только правой зоны или только левой зоны стола (запрещенные зоны можно отмечать мелом или закрывать мягким материалом). Для расширения круга соревнований в КСО используют комбинированные турниры настольного тенниса с другими доступными в ДПК видами спорта (дартс-понг – настольный теннис и дартс, шах-понг – настольный теннис и шахматы, шаш-понг – настольный теннис и шашки и т.п.). Таким образом, подростки, проявляя определенную долю самостоятельности, имеют возможность осваивать основные элементы игры в настольный теннис и совершенствовать свое мастерство в этом виде спорта.

Для анализа работы по привлечению подростков из КСО к регулярным занятиям спортом проведен подсчет количества таких подростков, поучаствовавших в официальных соревнованиях по настольному теннису в Кировском районе г. Екатеринбурга с 2008 по 2011 годы. Оценка результатов исследования по привлечению подростков из КСО ДПК «Искра» к регулярным занятиям настольным теннисом приведены на рисунке 1.

Рисунок 1.

Из диаграмм видно, что число таких подростков с каждым годом увеличивается. Стоит отметить, что, несмотря на постоянное увеличение общего числа участников, растет и относительное количество участников из КСО ДПК «Искра».

Для проверки уровня жизнестойкости у испытуемых подростков анализировалось поведение на этих соревнованиях в 2010 году. Анализ поведения проводился по специально разработаным матрицам, позволяющим оценить качества жизнестойкости подростков по трем основным критериям. При разработке критериев мы использовали следующие понятия. Адаптация – умение подростка эмоционально и чувственно приспосабливаться к нормам и ценностям социальной среды, в которой он оказывается, и устанавливать с ней динамическое равновесие [5]. Самоорганизация – целенаправленное согласование и упорядочение своей деятельности, направленное на достижение определенного результата [6]. Стрессоустойчивость совокупность эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных личностных качеств, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели в сложной эмотивной обстановке [7, 8]. Для каждого из критериев мы выделили признаки, которые можно оценить по трем уровням (1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий). Оценка результатов исследования по формированию жизнестойкости у подростков приведены в таблицах 1-3.

Таблица 1. Критерий адаптации

Признаки критерия

Группа подростков

ЭГ

КГ1

КГ2

Наличие конфликтов в группе

2,0

2,2

2,5

Умение предотвращать конфликт

1,5

1,3

2,4

Терпимость

2,2

2,5

2,7


Таблица 2. Критерий самоорганизации

Признаки критерия

Группа подростков

ЭГ

КГ1

КГ2

Рациональность и точность действий

2,4

1,5

2,8

Инициативность

2,2

1,8

2,0

Целеустремленность

2,1

1,9

2,1

Интерес к виду деятельности

2,2

1,8

2,4


Таблица 3. Критерий стрессоустойчивости


Признаки критерия

Группа подростков

ЭГ

КГ1

КГ2

Контроль ощущений эмоций, аффектов, чувств

1,8

1,8

2,3

Стремление к решению проблем

2,0

1,9

2,1

Волевые качества

2,2

2,0

2,2

Лидерские качества

2

1,9

2,0

Нравственные качества

1,8

1,7

2,0


Представленные таблицы иллюстрируют более высокие показатели признаков критериев жизнестойкости ЭГ по сравнению с КГ1 (за исключением наличия конфликтов в группе). Практически все признаки критериев жизнестойкости (за исключением инициативности и волевых качеств) для ЭГ ниже, чем у КГ2. Анализ полученных статистических данных позволяет сделать следующие выводы. Подростки КСО регулярно занимающиеся настольным теннисом обладают более ярко выраженными качествами жизнестойкости, чем подростки, посещающие секцию настольного тенниса ДПК «Искра» не более двух месяцев. В то же время качества жизнестойкости у подростков из КСО проявляются слабее, чем у подростков, занимающиеся в секции настольного тенниса ДПК «Искра» более одного года.

Наше исследование подтверждает следующее:

  1. Разработанная нами методика формирует у подростков из клуба свободного общения интерес к настольному теннису.

  2. Если подросток обладает определенной свободой выбора, то он учится организации своего досуга, приобретая собственный положительный и отрицательный жизненный опыт.

  3. В процессе занятий настольным теннисом в клубе «Искра» у детей и подростков развиваются качества адаптации, самоорганизации и стрессоустойчивости, что способствует формированию у них жизнестойкости.


Литература:

        1. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1 / под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56 – 65.

        2. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16 – 24.

        3. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. М., 1999.

        4. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / автор–составитель Д.Е. Яковлев. М., 2002.

        5. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. - 335 с.

        6. Уваров, Е.А. Самоорганизация индивидуальности человека: от гипотезы к теории: Моногр. / Е.А. Уваров. – Тамбов: Першина, 2005. – 179 с.

        7. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия. – Мн., М., 2000. – С. 6-39.

        8. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. – Ижевск, 1997. - 108с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle