Библиографическое описание:

Шехавцова С. А. Субъектная активность как детерминант формирования субъектности студента университета [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 386-388.

На современном этапе развития педагогической науки проблема формирования субъектности студентов находится в стадии интенсивной разработки. Поскольку субъектность отражает целостную характеристику личности студента, которая раскрывается в совокупности деятельности и продуктивности, а также в самороганизации профессионально-педагогической деятельности и в способности студента согласовывать реализацию своих действий с поставленной целью, в умении преобразовывать себя и окружающую действительность. На настоящий момент существуют различные взгляды ученых на становление и формирование субъектности студента (К. Абульханова-Славская, А. Брушлинский, Е. Волкова, С. Кашлев, Ф. Мухаметзянова, Т. Ольховая, О. Полухина, Е. Сергиенко, В. Сластенин, Д. Тырсиков) и субъектную активность (Л. Абдалина, А. Деркач, В. Петровский, Т. Решетова, Э. Сайко, Е. Уваров и др.).

Актуальность данной проблемы заставила нас обратиться к широкому кругу научных исследований, что позволило определить цель статьи – на основе теоретического анализа научных исследований определить понятие субъектная активность студента как детерминанту формирования субъектности студента университета.

Прежде чем детально рассмотреть субъектную активность студента как детерминанту формирования субъектности, необходимо уточнить, что мы понимаем под понятием «детерминант» с психолого-педагогической точки зрения. Слово детерминант имеет значение «определяющий, определять», то есть методологически базовый. В философском понимании «детерминизм» имеет значение общепризнанная причинно-следственная взаимосвязь в процессах и взаимодействиях. В педагогической теории дискуссия о детерминантах содержания образования продолжаются и на сегодняшний день. Так, в педагогическом контексте, детерминантами ученые считают «… факторы, которые определяют структурные компоненты содержания образования и их взаимосвязь» [9, с. 217]. Таким образом, детерминанты – факторы, которые определяют структурные компоненты субъектности студента университета. Так, субъектная активность является одним из детерминантов формирования субъектности студента.

С психологической точки зрения активность – это не качество сознания, а качество субъекта и личности студента как субъекта. Активность проявляется и мобилизируется не постоянно, а в определенное время и в определенной форме.

В контексте изучения деятельности и поведения личности Т. Решетова отмечает, что в любых формах человеческой активности, в тех ее элементах, которые не осознаются и не планируются, представлен стиль индивидуальности, репрезентированный в стиле поведения субъекта. При этом необходимо учитывать, что деятельность и поведение неразрывные акты в любом акте психической деятельности субъекта, именно поведение обеспечивает личностный и индивидуальный оттенок деятельности [8, с. 103].

Значительным для нашего исследования является соотношение таких понятий как «активность» и «деятельность», так как они тесно взаимосвязаны при формировании субъектности студентов. По мнению знаменитого ученого К. Абульханова-Славской: «принципиальным отличием активности от деятельности является то, что деятельность исходит от потребности в предмете, а активность – от потребности в деятельности» [1, с. 77]. Поэтому потребность в деятельности возникает у студентов в общем контексте жизнедеятельности и в жизненных ориентациях. Очевидно, активность как особое качество субъекта в системе его социальных взаимосвязей, которое является неким посредником между элементами системы, а именно деятельностью и общением.

В контексте определения субъектной активности студента, ми считаем необходимым дифференцировать понятия «активность субъекта» и «субъектная активность». По мнению Е. Уварова, активность субъекта представляет деятельность, а «субъектная активность» определяет направление определенной деятельности. Так, субъектная активность определяется целями саморегуляции в процессе достижения цели, используя разные компоненты своего собственного субъектного опыта. Автор определяет термин субъектная активность как особое качество личности, обуславливающее ее становление как целого, автономного саморазвивающегося субъекта на основе потребности к самоактуализации [10, с. 13 – 15].

Проявления субъектной активности студента возможны в разных сферах жизнедеятельности: общении, предметно-практической деятельности, познании и др. Субъектная активность детерминирует характеристики личности студента:

  • степень владения целостными способами деятельности;

  • использование объективных и субъективных способов реализации деятельности;

  • интегрирование внешних и внутренних условий деятельности [7, с. 136].

Очевидно, субъективная активность студента зависит от его возможностей, которые были даны ему от природы и были приобретены в учебно-воспитательном процессе, а также в соответствии с социальными потребностями субъект создает собственную линию поведения для преобразования реальности и собственной жизни.

Однако, сводить процесс формирования субъектности студентов только благодаря субъектной активности студента было бы недостаточно. В контексте сказанного, безусловно субъектный потенциал студента также будет способствовать формированию субъектности студента.

С педагогической точки зрения Н. Мерзлякова подчеркивает зависимость качества профессиональной деятельности студента от уровня аксиологического потенциала, при этом автор определяет понятие «потенциал» как многоуровневое интегративное динамическое новообразование, которое характеризуется наличием устойчивой системы ценностных ориентаций, которые определяют характер бедующей профессиональной деятельности, готовность к усвоению ценностей и культуры [5, с. 35 – 36].

Тоже время проблема личностного потенциала в контексте субъектности учителя рассматривалась учеными И. Ильиной и В. Жиляевой, которые подчеркивают, что личностный потенциал субъектности учителя является способность учителя к конструктивной и формирующей деятельности. Это обусловлено тем, что специфической особенностью профессионально-педагогической деятельности является высокая включенность в эту деятельность личности и ее мотивированность к дальнейшей творческой самореализации [4, с. 138].

В рамках нашего исследования для нас важным аспектом является определение профессионального потенциала личности. Так, исследуя теоретико-методологические проблемы жизненного потенциала личности, украинский ученый Н. Моринець пишет, что конструирование содержания понятия «профессионально-культурный потенциал личности» базируется на родовидовых отношениях понятий «развитие личности», «становление личности» и «потенциал личности». На пересечении этих понятий профессионально-культурный потенциал личности проявляется как сложное личностно-деятельностное образование, которое отображает совокупность особых потребностей, неактуализированных возможностей, ценностных отношений и личностных способов достижения личностью интеграции профессионально-культурных качеств, которые обеспечивают органическое соответствие культурной и профессиональной составляющих жизнедеятельность индивида, что задает позитивную направленность процесса его профессионально-культурного становления [6, с. 93 – 94]. В контексте сказанного, ми считаем, что профессиональный потенциал будущих специалистов входит в состав субъектного потенциала, который охватывает все сферы жизнедеятельности личности.

С позиций педагогической психологии субъектность рассматривается как потенциальность, которая происходит в онтогенезе и определяется как сложный структурированный процесс наращивания субъектного потенциала [2, с. 140 – 142].

В своих исследованиях М. Земцова и Е. Леонтьева рассматривают понятие «акмеологическоий потенциал педагога» как интегративное новообразование, объединяющее в себе такие характеристики учителя, которые являются основой для самостоятельной педагогической деятельности, постоянного самосовершенствования, достижения педагогического мастерства и помогает ему самореализоваться в профессиональном плане. По мнению авторов, структура акмеологического потенциала педагога включает в себя такие компоненты как: 1) ценностно-мотивационный (совокупность мотивов и ценностей, определяющих творческий характер педагогической деятельности, в достижении вершин педагогического мастерства, активную жизненную позицию и положительное отношение к своей работе); 2) когнитивный (система психолого-педагогических знаний, знаний основ самообразования и самовоспитания в процессе своей педагогической деятельности); 3) операционный (акмеологические умения выстраивать программу личностного развития и подбирать средства ее достижения, умение рефлектировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности и отношения субъектов педагогического процесса, умения вносить коррективы в свою деятельность) [3, с. 138].

Таким образом, субъектная активность студента является детерминантом формирования его субъектности, сущность которой заключается в его умении ставить цель, оптимально процесс достижения педагогических целей, а также в умении организовать управлять педагогическим процессом соответственно поставленной цели. Теоретический анализ понятия «субъектная активность» показывает, что концептуальными в определении данного понятия являются психолого-педагогические категории «самости»: самосознание, саморегуляция, самороганизация, саморазвитие, самоусовершенствование. По сути процесс формирования субъектности заключается в самосоздании и самоосуществлении личности студента, а субъектная активность является главной определяющей этого процесса. Более того, субъектный потенциал студента будет способствовать формированию субъектности студента, потому как раскрытие потенциала и его трансформация в субъектный потенциал способствует достижению поставленных целей и личностному самоусовершенствованию студента.


Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни : монография / Ксения Александровна Абульханова-Славская. – М.: «Мысль», 1991. – 299 с.

  2. Деркач А. А. Самореализация – основание акмеологического развития : монография / Анатолий Алексеевич Деркач, Эди Викторовна Сайко. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 224 с.

  3. Земцова М. И. Теоретические предпосылки развития акмеологического потенциала студентов педагогических специальностей / М. И. Земцова, Е. А. Леонтьева // Педагогическое образование в России. – 2010. – №4. – С. 137 – 143.

  4. Ильина И. В. Концептуальные основы профессионально-педагогической самореализации личности преподавателя вуза / И. В. Ильина, В. М. Жиляева // Психолого-педагогический поиск. – 2010. – № 2 (14). – С. 136 – 145.

  5. Мерзлякова Н. С. Реализация организационно-педагогических русловий процесса формирования профессиональной мобильности студента университета в поликультурном образовании / Н. С. Мерзлякова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2010. – № 3(30). – С. 31 – 37.

  6. Моринець Н. Теоретико-методологічні проблеми дослідження життєвого потенціалу особистості / Надія Моринець // Вища освіта України. – 2009. – №2. – С. 90 – 98.

  7. Ольховая Т. А. Становление субъектности студента университета: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – Оренбург, 2007. – 437 с.

  8. Решетова Т. Я. Теоретические основы исследования стилевых характеристик психической активности субъекта / Т. Я. Решетова // Вестник ун-та Российской академии образования. – 2010. – № 2. – С. 101 – 107.

  9. Сластенин В. А. Педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под. ред. В. А. Сластенина. – 9-е изд. стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 576 с.

  10. Уваров Е. А. Субъектная активность как ведущая детерминанта саморазвития студента в современном образовательном пространстве / Е. А. Уваров // Психология в вузе. – 2010. – № 1. – С. 8 – 25.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle