Библиографическое описание:

Зайцева Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 264-266.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый вид отклоняющегося развития, характеризующийся недостаточной сформированностью или незрелостью эмоционально-волевых и когнитивных компонентов познавательной деятельности. Недостаточность познавательной деятельности при ЗПР проявляется в низком темпе деятельности, сниженном внимании, плохом удержании в памяти необходимой информации. Характерными проявлениям интеллектуального недоразвития являются и стойкие трудности в освоении пространства. [3, с. 266]

Анализ имеющихся в настоящее время научных трудов отечественных и зарубежных ученых (А. Л. Венгер, И. Г. Марковская, В. И. Насонова, Л. И. Переслини, С. С. Саргоси-Лопес и др.) показывает, что имеется крайне мало исследований, специально посвященных изучению, формированию, развитию пространственного восприятия и пространственных представлений у детей ЗПР.

Как отмечали Т. А. Власова, В. И. Лубовский, в ряде психологических и педагогических исследований имеются только указания на неполноценность в формировании пространственных представлений, затрудненность и замедленность при приеме и переработке сенсорной информации по сравнению с нормально развивающимися детьми этого же возраста. [1, с. 213]

При поступлении в школу дети с ЗПР оказываются неподготовленными к усвоению разделов программы, требующих умения ориентироваться в пространстве: письма, счета, чтения. В связи с этим проведение мероприятий по коррекции недоразвития пространственных функций в дошкольном возрасте остается чрезвычайно важным направлением работы в системе воспитания и обучения детей с ЗПР.

Для выявления особенностей пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР был проведен констатирующий эксперимент на базе МБДОУ д/с компенсирующего вида № 452 г. Екатеринбурга. В эксперименте принимали участие 8 детей шестилетнего возраста: 4 ребенка с интеллектом, соответствующим возрастной норме, 4 – с ЗПР.

Эксперимент по изучению особенностей пространственных представлений предполагал: исследование сомато-пространственного гнозиса, пространственных представлений о признаках предметов (форма, величина), умение ориентироваться в направлениях пространства, сформированность представлений о пространственных отношениях предметов.

Изучения сомато-пространственного гнозиса проводилось с помощью методики Л. С. Цветковой, включающей 4 теста: показ частей своего тела по вербальной инструкции экспериментатора; показ правой и левой рукой указанных экспериментатором предметов; разделение бумаги на левую и правую стороны; рисование отличающихся фигур на левой и правой сторонах (по показу и по речевой инструкции). [4, с. 207]

Обследования сомато-пространственного гнозиса у нормально развивающихся детей дошкольного возраста показало сформированность этого компонента пространственного восприятия. Результаты этого же обследования у детей с ЗПР показали, что представления детей о схеме своего тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях оказываются несформированными, но находятся в «зоне ближайшего развития». При оказании организующей помощи дети все-таки могут принимать правильное решение.

При изучении пространственных представлений о признаках предметов (форма, величина) использовались следующие методики: «Коробка форм», построение геометрических фигур из палочек по вербальной инструкции и по памяти, эксперимент Т. Н. Головиной, включающий дополнение контуров геометрических фигур, симметричное дорисовывание контуров геометрических фигур и предметов.

Данные, полученные при изучении пространственных представлений о признаках формы и величины предметов у нормально развивающихся детей, говорят о сформированности соответствующих представлений о форме предметов, способности их анализировать. Выявлены незначительные трудности при симметричном дорисовывании контуров геометрических фигур и предметов, что связано с несовершенством зрительно-моторной координации. При изучении пространственных представлений о признаках предметов (форма, величина) у детей с ЗПР выявлены следующие особенности: неспособность анализировать расположенные фигуры в пространстве и выделять из объемной формы составляющие ее плоскостные, ошибки при назывании фигур, что говорит, о недостаточной сформированности понятий. Симметричное дорисовывание контуров геометрических фигур и предметов оказывается для всех детей трудным. Ошибки свидетельствуют о недостаточном развитии зрительно-двигательной координации (тонкие, дрожащие линии), слабой сформированности представлений о форме и величине, неумении их проанализировать и осуществить перенос, непонимании операции пространственной обратимости. Таким образом, выявляется, что элементарные представления о форме доступны детям дошкольного возраста с ЗПР, но усложнение заданий вызывает трудности.

Умение ориентироваться в направлениях пространства выявлялось при выполнении следующих заданий: показ по словесной инструкции правой/левой руки у себя и у сидящего напротив экспериментатора; показ и назвывание стороны лица на картинках, изображенных в фас и в профиль людей и животных (определить, в какой руке они держат те или иные предметы, какой ногой в беге касаются пола, на какую руку надо надеть перчатку, варежку, рукавичку); определение и объяснение положения рук у изображения человека, воспроизводящего пробы Хэда (испытуемый должен определить, какой рукой и какой части лица касается изображенный человек). В ходе этой серии заданий также определяется степень подвижности и переключаемости мысленных процессов, умение осуществлять мысленный перенос и перешифровку.

В ходе исследования ориентировки в направлениях пространства у детей с сохранным интеллектом было выявлено, что дети умеют ориентироваться в направлениях пространства, (при определении сторон тела у собеседника 2 человека ошибаются, но при оказании им организующей помощи ошибки исправляют самостоятельно), способны определять сторонность у себя в условиях мысленного поворота на 180 градусов, умеют делать выбор в условиях мысленного оперирования образами. У одного ребенка из четырех эти умения находятся «в зоне ближайшего развития»: затрудняясь при выполнении заданий, он легко принимал организационную помощь и опыт определения сторон тела исследователя, переносил на выполнение заданий с изображениями. При исследовании умения ориентироваться в направлениях пространства у детей с ЗПР выявилось, что дети не имеют устойчивых представлений о правом и левом у себя, соответственно и у собеседника и на изображениях. Данные проведенного исследования свидетельствуют о значительном недоразвитии у испытуемых детей с ЗПР шестилетнего возраста представлений о направлениях пространства.

При исследовании сформированности представлений о пространственных отношениях предметов применялся эксперимент, разработанный М. Г. Аббассовым. Эксперимент выявляет умения, которые имеют большое значение для осуществления полноценной ориентировки в пространстве. К ним относятся: умение определять пространственные отношения предметов между собой, отражать их в речи; способность словесно обозначать пространственные отношения, сформированность соответствующих понятий; умение видеть, выделять и относить пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями. Данный эксперимент включает две серии заданий: 1) ребенок должен по вербальной инструкции экспериментатора перемещать ручку относительно вазы, помещая ее последовательно «в вазу», «на вазу», «справа от вазы», «слева от вазы», «над вазой», «перед вазой», «под вазу», «за вазу»; 2) манипуляции с предметами совершает экспериментатор в той же последовательности, что и ученик в предыдущей серии. Испытуемый должен словесно определить взаиморасположение этих двух предметов [2, с. 173].

Эксперимент, проведенный с детьми, чей интеллект соответствует возрастной норме, показал, что все дети по словесной инструкции могут безошибочно расположить один предмет относительно другого. С рассказом о взаиморасположении двух предметов справляются 3 человека. 1 человек затрудняется при определении положения «над» и «за», он заменяет их словами «сверху», «около». Таким образом, представления о пространственных отношениях предметов оказываются достаточно сформированными, а формирование понятий, выраженных, предлогами и наречиями еще не завершилось. Исследование понимания пространственного взаиморасположения предметов у детей с ЗПР показало, что они лишь частично могут выполнить задание по речевой инструкции, а затем вербально обозначить местоположение ручки по отношению к вазе. Доступнее всего им было определение положения ручки «на» вазе, «за» вазой и «перед» вазой, а также они расположение и словесное обозначение места ручки относительно положений «справа» и «слева», если предварительно напомнить положение правой и левой руки. При вербальном отчете выявлена недифференцированность словесных определений, неточность понятий, обозначающих пространственное расположение предметов относительно друг друга: дети заменяли «над вазой» словами «наверху», «высоко», вместо «перед» и «за» говорили «около», «рядом». Исходя из этого можно сделать вывод о несформированности представлений о пространственных отношениях предметов, и способности их вербального обозначения.

Анализируя результаты эксперимента, направленного на изучение особенностей пространственных представлений у нормально развивающихся дошкольников и детей дошкольного возраста с ЗПР, можно выделить специфические особенности пространственных представлений детей с ЗПР:

  • у всех детей (в т.ч. и у нормально развивающихся) раньше и успешнее развиваются представления о форме предметов. Несколько медленнее формируются представления о величине и понимание принципа пространственной обратимости, представления о направлении пространства и пространственных отношениях развиваются значительно позднее;

  • элементарные представления о форме доступны детям дошкольного возраста с ЗПР, но усложнение заданий вызывают трудности; эти дети обнаруживают недостаточный уровень сформированности представлений о форме предметов, отмечено неумение проанализировать форму, осуществить перенос, частично затруднен анализ положения фигуры в пространстве, выражена неустойчивость соответствующих понятий;

  • отмечается значительное недоразвитие у детей с ЗПР представлений о направлениях пространства: дети не имеют устойчивых представлений о правом и левом у себя, соответственно и у собеседника и, как следствие, не определяют сторонность на изображениях;

  • результаты исследования понимания пространственных отношений предметов между собой показали, что дети с ЗПР лишь в отдельных случаях правильно располагают предметы относительно друг друга; слабость вербальных обозначений проявляется в трудностях словесно обозначить местоположение одного предмета относительно другого: при вербальном отчете выявилась недифференцированность словесных определений, свидетельствующая о несформированности соответствующих представлений и понятий.

  • несмотря на имеющуюся слабость пространственных представлений, дошкольники с ЗПР достаточно хорошо используют организующую помощь и могут перенести экспериментально усвоенные способы решения на аналогичные задания. Поэтому можно говорить о наличии у этих детей значительных потенциальных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Как уже было отмечено, пространственные представления являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение. В связи с этим становится понятным, что дети с ЗПР, несформированность пространственных представлений которых заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Отсюда ясна необходимость проведения ранней коррекции недоразвития пространственных функций, которая послужит пропедевтикой школьной успеваемости.


Литература:

  1. Дети с ЗПР [Текст] : учебное пособие / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского. – М. : Педагогика, 1984. – 564 с.

  2. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] : учебное пособие / А. В. Семенович. – М. : Академия, 2002. – 360 с.

  3. Специальная педагогика [Текст] : учебное пособие для вузов / Л. И. Аксенова [и др.] ; ред. Н. М. Назарова. – 3-е изд., испр. – М. : Академия, 2004. – 400 с.

  4. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст] / И. С. Якиманская. – М. : Педагогика, 1980. – 252 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle