Библиографическое описание:

Морозова Н. В. Многообразие методологических подходов к дефиниции понятия об экологической культуре в области образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 35-38.

Одним из феноменов современного общества является стремление к признанию приоритета интересов личности.

На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества.

Действительно, экологическая проблема сегодня проявляется в том, что в больших масштабах интенсивно происходит загрязнение окружающей среды: воздушного бассейна, почвы, водных ресурсов. Сущность экологической проблемы заключается еще и в том, что происходят качественные, структурные изменения в природной среде, нарушается баланс, динамическое равновесие, существующее в природе. Это ставит под вопрос существование сложившихся на земле форм жизни, включая самого человека.

Решение экологических проблем с точки зрения выживания человека определяет в значительной мере экологическую безопасность, которая является одним из основных ориентиров моделей устойчивого развития общества, разрешающих социоприродные противоречия.

Таким образом, в настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой - экологической культуры [16, с. 134].

С этих позиций мы ориентируемся на представление об экологической культуре как таком виде культуры, который способствует сохранению и развитию системы “общество – природа”. При этом учитывается, что экологическая культура - это многоаспектное понятие, поскольку она органически связана не только с сущностью личности в целом, но и с ее различными сторонами и качествами [16, с.135].

Обращаясь к проблеме формирования экологической культуры, необходимо руководствоваться представлениями о соотношении между культурой и экологической культурой, а также структуре экологической культуры.

Существует две точки зрения ученых на соотношение между культурой и экологической культурой: первая - экологическая культура - это часть общей культуры, вторая - экологическая культура - это отдельный, самостоятельный вид культуры.

Анализ литературных источников показал, что большинство ученых считают экологическую культуру составной частью общей культуры. Так, Н.Ф. Реймерс, В.А. Игнатова, И.Н. Пономарева [14, 7, 13] рассматривают экологическую культуру как этап и составную часть развития общечеловеческой культуры, характеризующуюся острым, глубоким, всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и для будущего развития [16].

Противоположной точки зрения придерживается Н.Н. Моисеев, который считает, что экологическая культура - это не часть общечеловеческой культуры, а её новое содержание, новые оценки, новое качество, основу которых составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек, общечеловеческие духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение.

Таким образом, основываясь на представлении экологической культуры как части общей культуры можно говорить о тождественности их структур, в противном случае - о специфическом составе экологической культуры.

В целом, при рассмотрении структурного состава экологической культуры мы используем представление о ней как о системе взаимосвязанных компонентов.

С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы: соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки [16,с. 134].

В то же время, В.А. Ситаров и В.В. Пустовойтов определяют экологическую культуру с позиции социальной экологии как “нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. Аналогично Б.Т.Лихачев определяет сущность экологической культуры, рассматривая её как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности [16, с. 135].

По мнению И.Д. Зверева, известного специалиста в области экологического образования, экологическая культура формируется в образовательном учреждении в процессе овладения системой знаний о природе и взаимодействии с обществом, выработки сознания и понимания необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развития эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического отношения к природе [6, с.7].

Проведенный нами анализ представлений современных авторов об экологической культуре и их сопоставление показали, что практически все ученые в качестве ее компонентов, выделяют: экологические знания и экологическую деятельность (или умения, навыки). Эти компоненты экологической культуры мы обозначили как базисные.

Расхождения в представлениях о составе экологической культуры выявляются, прежде всего, по отношению к таким ее характеристикам, как: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое мировоззрение.

Так, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, В.В. Мосолов, Е.Н. Никанорова, Н.А. Бирюкова считают, что в состав экологической культуры, помимо названных базисных компонентов, входит экологическое сознание [6,14,9,10,2]; Л.В. Моисеева - экологическое мышление [8]; Н.Р. Ахмадуллин, С.Н.  Глазачев, В.Н. Осокина - экологическое сознание и экологическое мышление [1,5,18]; О.Н. Рябцева, экологическое сознание, экологическое мышление и экологическое мировоззрение[15].

Для оценки правомочности включения данных компонентов в экологическую культуру обратимся к определяемым в психологии понятиям: “сознание”, “мышление” и “мировоззрение”.

Так, К.К. Платонов, определяя понятие “сознание”, раскрывает его структуру посредством следующих подструктур: простейшей формы эмоционального отражения, ощущения, мышления, восприятия, чувств, воли, памяти [12, с.113].

Сознание эмпирически выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его “внутреннем” опыте и предвосхищающих его практическую деятельность, мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и внутреннем равновесии индивида [11, с. 600].

Что касается мышления, то в психологическом словаре приводится следующее определение: мышление рассматривается как составная часть и особый объект самосознания личности (выделено мною), в структуру которого входят:

  • понимание себя как субъекта мышления;

  • дифференциация “своих” и “чужих” мыслей;

  • осознание еще нерешенной проблемы как именно своей;

  • осознание своего отношения к проблеме.

Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые не только являются условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность. Мышление характеризуются единством осознанного и неосознанного [11, с. 295].

Таким образом, поскольку мышление - составная часть сознания (самосознания), то одновременное выделение сознания и мышления в качестве самостоятельных компонентов экологической культуры не является оправданным.

Под мировоззрением в психологии понимается система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации [11, с. 282].

Важно, что содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда приобретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы, интересы [11, с. 283].

Мировоззрение - ядро общественного и индивидуального сознания [11,с. 295].

Исходя из вышесказанного, одновременное включение в состав экологической культуры как ее отдельных компонентов сознания и мировоззрения или сознания, мышления и мировоззрения неправомочно. Кроме того, поскольку мировоззрение включает в себя: жизненные позиции, ценностные ориентации, идеалы, убеждения, принципы познания и деятельности, то выделять эти компоненты в качестве отдельных компонентов культуры и при этом включать ещё и мировоззрение нецелесообразно.

В контексте формирования компонентов экологической культуры перейдем к понятиям: “экологическое сознание”, “экологическое мышление”, “экологическое мировоззрение”.

В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физическом и химическом мире, а также саморегуляция данного отражения. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику [17].

А.Г. Бусыгин рассматривает экологическое сознание в качестве важнейшего императива “нового мышления” [3].

По мнению Басова М.В., экологическое мышление - это способность специалиста анализировать состояние и тенденции развития сложных экологических систем, выявлять общие и частные закономерности их функционирования, преобразовывать реальные экологические явления в картографический материал, в нормативно-правовую документацию и в математические модели [19].

Причем показателями определенного уровня развития экологического мышления являются следующие умения:

  • предвидеть результат воздействий на экосистему;

  • устанавливать скрытые взаимосвязи между наблюдаемым явлением и экологическими событиями, которые происходили в прошлом, и наоборот, на основании наблюдаемых явлений прогнозировать экологическую ситуацию;

  • представить экологическое явление в целом на основе анализа его отдельных элементов;

  • разделить общее явление на частные проблемы, отдельные экологические ситуации [19].

Таким образом, экологическое мышление проявляется в умении выстраивать воображаемую идеальную экологически обоснованную деятельность и реализовывать её на практике.

Однако наличие знаний - это еще не мировоззрение. Можно знать, но поступать иначе. Превращение знаний в мировоззрение происходит тогда, когда они запечатлеваются в сознании человека и становятся руководством его действий и поступков.

В отличие от мировоззрения обыденного, опирающегося на интуитивно-эмоциональное восприятие и житейский опыт, научное (экологическое) мировоззрение, по мнению О.Н. Рябцевой, базируется на систематизированных представлениях, научных знаниях о развитии и взаимодействии природы и общества [15, с.4].

Наиболее полное представление о понятии “экологическое мировоззрение” приведено в Хартии природы, где оно раскрывается посредством его следующих составных частей:

  • “знания, необходимые для сохранения и расширения возможностей по использованию ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений”;

  • “деятельность в области социально-экономического развития, которая учитывает, что охрана природы является составным элементом этой деятельности”;

  • осознание и утверждение приоритета всех форм жизни на Земле [4, с. 1- 4].

Следовательно, экологическое сознание, как высшая форма психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку, обеспечивает формирование экологического мышления, а экологическое мировоззрение, являясь ядром экологического сознания, влияет на развитие экологического мышления.

Таким образом, на основе проделанного нами анализа, нами принята структура экологической культуры, включающая компоненты:

    • экологическое знание;

    • экологическая деятельность;

    • экологическое отношение;

    • экологическое сознание.

Именно приобретенные человеком экологические знания, сформированное у него экологическое отношение, реализуемая им экологическая деятельность трансформируются в повседневное экологически оправданное поведение. На наш взгляд, экологически оправданное поведение является результатом формирования экологической культуры и в этом смысле интегральным показателем ее сформированности.

В таком составе экологическая культура формируется у человека всю жизнь, но при формировании этих компонентов у учащихся образовательного учреждения их содержание регламентируется как временными рамками, так и ограничением возможностей (ресурсов, условий), имеющихся у образовательного учреждения для формирования их экологической культуры.


Литература:

  1. Ахмадуллин Н.Р. Экологическая культура младших школьников: содержание, структура, диагностика: Учебно-методическое пособие. - Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2004. – 64с.

  2. Бирюкова Н.А. Педагогические условия экологизации учебно-воспитательного процесса в медицинском училище: Диссертация кан. …пед. наук.– Москва, 2000.- 111с.

  3. Бусыгин А.Г. Педагогика глобальной экологии.- Ульяновск: «Симбирская книга»,1996. – 192с.

  4. Всемирная хартия природы. Принята резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи от 28 октября 1982 года Электронный ресурс.

Доступ: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml

  1. Глазачев С.Н., В.И.Игнатова, С.Б. Игнатов, А.А.Марченко Экологическая культурология. – М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, 2008. - 332с

  2. Зверев И.Д. Ведущие идеи и понятия в содержании экологического образования // Проблемы экологического образования в школе. - М., 1979.- С. 7-41.

  3. Игнатова В.А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры: Диссертация … д-ра пед. наук. - Тюмень, 1999, 387с. 46

  4. Моисеева Л.В. Региональное экологическое образование. - Дис…д-ра пед. наук. –М., 1997. – 546 с.

  5. Мосолов В.В. Формирование экологической культуры учащихся в условиях сельской школы: Дис…канд. пед. наук. – М., 2000. – 197 с.

  6. Никанорова Е.В. Экологическая культура и факторы её формирования: философско-социологический аспект проблем: Дис….д-ра. филос. наук. – М.,1994. – 266 с.

  7. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е. Россоха, О.В.Шапарь. – Изд. 3-е. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007. – 806 с.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 312 с.

  9. Пономарева О.Н. Методическая система обучения экологии в средней школе: Дис… д-ра пед. наук. - Пенза, 2000. – 270 с.90

  10. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику. Учебное пособие - М.: Российский государственный университет – 1994. – 100с.

  11. Рябцева О.Н. Формирование экологической культуры учащихся в системе «школа - профессиональный колледж-вуз»: Автореф. дис…. канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2005.- 24с.

  12. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. – М.: Академия , 2000. – 280 с. 98

  13. Скребец В.А.. Психологическая диагностика. Киев.: Межрегиональная академия управления персоналом. - 2001.- 152 с.

  14. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения: Дис…канд. пед. наук –М., 2004. – 181 с.

  15. Экологическое сознание и экологическое мышление. Электронный ресурс. Доступ:http://itsidea.ru/page/ekologicheskoe-soznanie-i-myshlenie

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle