Библиографическое описание:

Арасланова А. А. Подготовка компетентного специалиста для регионального рынка труда: проблемы и пути их решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 1-3.

В Концепции модернизации Российского образования отмечается необходимость подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В период реформирования экономики и образования в нашей стране возникла необходимость в эффективном развитии инновационной составляющей российской системы высшего образования и повышения – ее конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг.

Вместе с тем сложившаяся система высшего профессионального образования не в полной мере удовлетворяет указанным выше требованиям. К основным проблемам современного вузовского образования следует отнести:

  • несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

  • дефицит квалифицированных кадров, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;

  • отсутствие эффективных партнерских отношений между системой высшего образования и бизнес-сообществом;

  • растянутые сроки подготовки специалистов;

  • несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;

  • неразработанность нормативно-правового обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг и др.

Следует отдельно отметить, что многие региональные вузы, как правило, готовят специалистов по традиционным для каждого образовательного учреждения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности скорее населения, а не предприятий и организаций национальной экономики.

Особое место в решении обозначенных выше проблем высшей школы важно отвести социальному партнерству учреждений образования с различными социально-экономическими институтами, совместная деятельность которых обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на региональном рынке труда. Следует отметить, что, несмотря на достаточно широкое распространение термина «социальное партнерство», на сегодняшний день все еще не вскрыты наиболее эффективные формы и способы созидательного конструктивного социального взаимодействия. В философской, психолого-педагогической, социологической литературе «социальное партнерство» рассматривается как один из ведущих социальных институтов, основанных на особом типе взаимодействия предприятий и организаций, основных сфер социума – экономики, образования, социальной структуры, науки, культуры и политики, позволяющий партнерам действовать наиболее эффективно, координируя совместную деятельность с четким разделением ответственности. Согласно Ю.Е.Фигуровской, «партнерство следует рассматривать как определенный тип организации и как особую идеологию, систему этических, эстетических, правовых установлений».

Основным фактором развития социального партнерства в системе образования являются интеграционные процессы, обусловливающие сочетание возможностей кадрового, производственного, образовательного потенциала региона для решения задач, направленных на подготовку конкурентоспособного и мобильного на рынке труда специалиста.

Основная идея «социального партнерства» в социо-педагогической сфере (сфере стратегических интересов общества) сводится к тому, что решение ключевых проблем в области образования может быть достигнуто лишь при совместных усилиях всего социума, то есть образовательными учреждениями, научными структурами, органами управления образованием, органами труда и занятости, работодателями и их союзами, общественными и коммерческими организациями, обучающимися и их родителями. В этом случае, основанное на долговременных отношениях и взаимном доверии, партнерство способно обеспечить поступательное движение образовательного учреждения как равноправного участника при качественном улучшении ситуации, связанной со всеми его прямыми и косвенными партнерами по образовательному процессу. Внутренние управляющие механизмы «социального партнерства» – непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемый от социальных партнеров на конкретные результаты образовательной деятельности.

Таким образом, особенности социального партнерства в системе образования заключаются в поиске дополнительных возможностей для улучшения условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и др.) подготовки конкурентного специалиста.

Одной из перспективных форм формирования партнерских связей учебного заведения и предприятия является образовательный кластер. Сегодня в научной среде накоплено многообразие определений понятия «кластер». В рамках данного исследования интерес представляют следующие:

  • «кластер» – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в непосредственной близости друг к другу (Х.Шмитц);

  • «кластер» – сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, которые осуществляют успешно конкурирующие фирмы, обеспечивая конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках (А. Мигранян);

  • «кластер» – организм или «региональная экосистема», обеспечивающая конкурентоспособность участников кластера (С.Лозинский, А.Праздничных).

Под образовательным кластером понимается совокупность взаимосвязанных учреждений образования, объединенных партнерскими отношениями с предприятиями отрасли, важными функциями которого являются – создание условий для формирования специалистов с различным уровнем образования, поднятие престижа высококвалифицированных кадров, интеграция образования с производством.

Конкурентоспособность будущего специалиста должна формироваться в образовательном кластере при учебном заведении посредством концентрации познавательного интереса к профессиональной деятельности и выбором собственной индивидуальной образовательной траектории.

кластер, задающий системе «вуз – производство» целенаправленное поведение в рамках подготовки компетентного специалиста для регионального рынка труда, позволяет добиться максимального результата в минимально возможные сроки. Именно кластерный подход предполагает взаимовыгодность, непрерывность, сотрудничество, взаимоучастие и т.п. Очевидно, что активное совместное функционирование образовательных учреждений в союзе с производством создаст благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности выпускников на региональных рынках труда. Совместная деятельность по наращиванию интеллектуального капитала гарантирует предприятиям и учебным заведениям подготовку высококвалифицированных кадров, способствующих развитию инновационных процессов. Взаимодействие вузов с производственными структурами в рамках интеграционных процессов предполагает обеспечение значительного повышения качества обучения, развитие инфраструктуры для осуществления инновационных технологий и создание возможностей дальнейшего эффективного развития их взаимовыгодного сотрудничества.

Таким образом, интеграция субъектов модели «вуз – производство» в региональной системе высшего образования может быть достигнута через создание образовательного кластера, со следующими функциями:

  • координирующая, направленная на согласованное взаимодействие социальной инфраструктуры, заказчиков и работодателей региона с учетом его специфики и интересов субъектов образовательного процесса, переход на уровень соуправления и самоуправления;

  • корпоративная, предполагающая объединение усилий и действий субъектов интегрированной системы «вуз – производство», направленных на консолидацию интересов в целях сохранения своей целостности как самостоятельного объединения;

  • опережающая, предполагающая реализацию совместного решения образовательных и производственных задач, способствующих опережающей практике с использованием инновационного оборудования для получения качественно нового знания и прогнозирования развития научно-технической картины мира;

  • сублимирующая, заключающаяся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы для достижения цели других, для которых самостоятельное решение данной цели ранее было недостижимо;

  • реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содержания обучения в интегрированной системе «вуз – производство» с учетом требований социального заказа и региональной экономики.

В качестве условий реализации кластерного подхода в подготовке компетентного специалиста можно выделить следующие: готовность и активное участие профессорско – преподавательского состава в инновационной деятельности учебного заведения; интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности; сформированная корпоративная культура и внутренняя конкурентная среда образовательного учреждения; соответствующая современным задачам организационная структура и формы управления учебным заведением на основе взаимодействия государственного, государственно-общественного управления и самоуправления; развитая инфраструктура учебного заведения; обновление его содержания на базе знаний из мировых информационных ресурсов; интеграция предпринимательских идей в содержании курсов; использование междисциплинарных проблемно- и проектно-ориентированных образовательных технологий и др.

Автор убежден, что именно в условиях единого интегрированного образовательно-производственного комплекса «вуз – производство» совместные скоординированные усилия должны быть направлены на получение синергетического эффекта от совместных действий участников.


Литература:

  1. Лозинский С., Праздничных А. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир Стройиндустрии. – 2003. – Февраль. 316

  2. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров // http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html 518

  3. Фигуровская Ю.Е. Социально-философский анализ партнерства как феномена инновационного общества: Автореф. дис. канд. фил. наук: 09.00.11. – Тверь, 2010. – 18 с.

  4. Humphrey J., Schmitz H. Governance and Upgrading: Linking Industrial Cluster and Global Value Chain Research. – IDS Working Paper №120, 2000. – 37 p. 286.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle