Библиографическое описание:

Арасланова А. А. Подготовка компетентного специалиста для регионального рынка труда: проблемы и пути их решения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 1-3.

В Концепции модернизации Российского образования отмечается необходимость подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В период реформирования экономики и образования в нашей стране возникла необходимость в эффективном развитии инновационной составляющей российской системы высшего образования и повышения – ее конкурентоспособности на региональном рынке образовательных услуг.

Вместе с тем сложившаяся система высшего профессионального образования не в полной мере удовлетворяет указанным выше требованиям. К основным проблемам современного вузовского образования следует отнести:

  • несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

  • дефицит квалифицированных кадров, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях;

  • отсутствие эффективных партнерских отношений между системой высшего образования и бизнес-сообществом;

  • растянутые сроки подготовки специалистов;

  • несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений современным технологиям производства;

  • неразработанность нормативно-правового обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг и др.

Следует отдельно отметить, что многие региональные вузы, как правило, готовят специалистов по традиционным для каждого образовательного учреждения специальностям, удовлетворяя возрастающие потребности скорее населения, а не предприятий и организаций национальной экономики.

Особое место в решении обозначенных выше проблем высшей школы важно отвести социальному партнерству учреждений образования с различными социально-экономическими институтами, совместная деятельность которых обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных и мобильных на региональном рынке труда. Следует отметить, что, несмотря на достаточно широкое распространение термина «социальное партнерство», на сегодняшний день все еще не вскрыты наиболее эффективные формы и способы созидательного конструктивного социального взаимодействия. В философской, психолого-педагогической, социологической литературе «социальное партнерство» рассматривается как один из ведущих социальных институтов, основанных на особом типе взаимодействия предприятий и организаций, основных сфер социума – экономики, образования, социальной структуры, науки, культуры и политики, позволяющий партнерам действовать наиболее эффективно, координируя совместную деятельность с четким разделением ответственности. Согласно Ю.Е.Фигуровской, «партнерство следует рассматривать как определенный тип организации и как особую идеологию, систему этических, эстетических, правовых установлений».

Основным фактором развития социального партнерства в системе образования являются интеграционные процессы, обусловливающие сочетание возможностей кадрового, производственного, образовательного потенциала региона для решения задач, направленных на подготовку конкурентоспособного и мобильного на рынке труда специалиста.

Основная идея «социального партнерства» в социо-педагогической сфере (сфере стратегических интересов общества) сводится к тому, что решение ключевых проблем в области образования может быть достигнуто лишь при совместных усилиях всего социума, то есть образовательными учреждениями, научными структурами, органами управления образованием, органами труда и занятости, работодателями и их союзами, общественными и коммерческими организациями, обучающимися и их родителями. В этом случае, основанное на долговременных отношениях и взаимном доверии, партнерство способно обеспечить поступательное движение образовательного учреждения как равноправного участника при качественном улучшении ситуации, связанной со всеми его прямыми и косвенными партнерами по образовательному процессу. Внутренние управляющие механизмы «социального партнерства» – непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемый от социальных партнеров на конкретные результаты образовательной деятельности.

Таким образом, особенности социального партнерства в системе образования заключаются в поиске дополнительных возможностей для улучшения условий (материальных, финансовых, организационных, кадровых, педагогических, социально-психологических и др.) подготовки конкурентного специалиста.

Одной из перспективных форм формирования партнерских связей учебного заведения и предприятия является образовательный кластер. Сегодня в научной среде накоплено многообразие определений понятия «кластер». В рамках данного исследования интерес представляют следующие:

  • «кластер» – группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в непосредственной близости друг к другу (Х.Шмитц);

  • «кластер» – сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, которые осуществляют успешно конкурирующие фирмы, обеспечивая конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках (А. Мигранян);

  • «кластер» – организм или «региональная экосистема», обеспечивающая конкурентоспособность участников кластера (С.Лозинский, А.Праздничных).

Под образовательным кластером понимается совокупность взаимосвязанных учреждений образования, объединенных партнерскими отношениями с предприятиями отрасли, важными функциями которого являются – создание условий для формирования специалистов с различным уровнем образования, поднятие престижа высококвалифицированных кадров, интеграция образования с производством.

Конкурентоспособность будущего специалиста должна формироваться в образовательном кластере при учебном заведении посредством концентрации познавательного интереса к профессиональной деятельности и выбором собственной индивидуальной образовательной траектории.

кластер, задающий системе «вуз – производство» целенаправленное поведение в рамках подготовки компетентного специалиста для регионального рынка труда, позволяет добиться максимального результата в минимально возможные сроки. Именно кластерный подход предполагает взаимовыгодность, непрерывность, сотрудничество, взаимоучастие и т.п. Очевидно, что активное совместное функционирование образовательных учреждений в союзе с производством создаст благоприятные условия для повышения их инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности выпускников на региональных рынках труда. Совместная деятельность по наращиванию интеллектуального капитала гарантирует предприятиям и учебным заведениям подготовку высококвалифицированных кадров, способствующих развитию инновационных процессов. Взаимодействие вузов с производственными структурами в рамках интеграционных процессов предполагает обеспечение значительного повышения качества обучения, развитие инфраструктуры для осуществления инновационных технологий и создание возможностей дальнейшего эффективного развития их взаимовыгодного сотрудничества.

Таким образом, интеграция субъектов модели «вуз – производство» в региональной системе высшего образования может быть достигнута через создание образовательного кластера, со следующими функциями:

  • координирующая, направленная на согласованное взаимодействие социальной инфраструктуры, заказчиков и работодателей региона с учетом его специфики и интересов субъектов образовательного процесса, переход на уровень соуправления и самоуправления;

  • корпоративная, предполагающая объединение усилий и действий субъектов интегрированной системы «вуз – производство», направленных на консолидацию интересов в целях сохранения своей целостности как самостоятельного объединения;

  • опережающая, предполагающая реализацию совместного решения образовательных и производственных задач, способствующих опережающей практике с использованием инновационного оборудования для получения качественно нового знания и прогнозирования развития научно-технической картины мира;

  • сублимирующая, заключающаяся в использовании механизмов одних субъектов интегрированной системы для достижения цели других, для которых самостоятельное решение данной цели ранее было недостижимо;

  • реорганизующая, направленная на корректировку и обновление содержания обучения в интегрированной системе «вуз – производство» с учетом требований социального заказа и региональной экономики.

В качестве условий реализации кластерного подхода в подготовке компетентного специалиста можно выделить следующие: готовность и активное участие профессорско – преподавательского состава в инновационной деятельности учебного заведения; интеграция научной, образовательной и инновационной деятельности; сформированная корпоративная культура и внутренняя конкурентная среда образовательного учреждения; соответствующая современным задачам организационная структура и формы управления учебным заведением на основе взаимодействия государственного, государственно-общественного управления и самоуправления; развитая инфраструктура учебного заведения; обновление его содержания на базе знаний из мировых информационных ресурсов; интеграция предпринимательских идей в содержании курсов; использование междисциплинарных проблемно- и проектно-ориентированных образовательных технологий и др.

Автор убежден, что именно в условиях единого интегрированного образовательно-производственного комплекса «вуз – производство» совместные скоординированные усилия должны быть направлены на получение синергетического эффекта от совместных действий участников.


Литература:

  1. Лозинский С., Праздничных А. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир Стройиндустрии. – 2003. – Февраль. 316

  2. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров // http://www.krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html 518

  3. Фигуровская Ю.Е. Социально-философский анализ партнерства как феномена инновационного общества: Автореф. дис. канд. фил. наук: 09.00.11. – Тверь, 2010. – 18 с.

  4. Humphrey J., Schmitz H. Governance and Upgrading: Linking Industrial Cluster and Global Value Chain Research. – IDS Working Paper №120, 2000. – 37 p. 286.

Основные термины: компетентного специалиста, высшего образования, рынке труда, рынка труда, образовательного учреждения, регионального рынка труда, системе образования, учреждений образования, учебного заведения, Подготовка компетентного специалиста, субъектов интегрированной системы, формировании компетентного специалиста, рынке труда специалиста, подготовки компетентного специалиста, подготовке компетентного специалиста, системе высшего образования, высшего профессионального образования, системы высшего образования, системой высшего образования, и практика образования в современном

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle