Библиографическое описание:

Грозных П. А. Развитие творческих музыкальных способностей детей младшего школьного возраста на начальном этапе обучения игре на фортепиано [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 250-251.

Как известно, человек постигает, осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности. Но особенно интенсивно, углубленно он проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения, стимулирующего наиболее активные, обостренные формы музыкального переживания.

Принципы и методы современной музыкальной педагогики способствуют решению многообразных задач воспитания музыканта в процессе обучения: стимулируют активное, заинтересованное отношение к музыке, желание музицировать и творчески самовыражаться, развивать художественный вкус и эрудицию во всём разнообразии жанров и стилей народной, академической и популярной музыки.

Масару Ибука в книге «После трёх уже поздно» по вопросу о развитии творческих способностей детей считает, что творчество - «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества» [2]. Эти утверждения ещё раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.

Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей. Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами [3].

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

  • соблюдение принципа свободы;

  • накопление впечатлений от восприятия искусства;

  • синтез разных видов музыкальной деятельности (теоретической, исполнительской, композиторской);

  • развитие основных музыкальных способностей;

Последовательное обучение таким формам музицирования как игра по слуху, чтение с листа и транспонирование – прямой путь к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов. Постепенно от подбора услышанного учащиеся по мере своих способностей смогут перейти к импровизированию, а в дальнейшем и к сочинению музыки.

Игра по слуху. Развивает способность музыкальных представлений и создает единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга.

Транспонирование. Чередование подбора по слуху с дальнейшим транспонированием с транспонированием по нотам способствуют общему музыкальному развитию ученика, воспитанию музыкального мышления, слуха, внимания и памяти, повышается грамотность и развивается самостоятельность при подготовке домашних заданий.

Подбирание и транспонирование должны проводиться в процессе всего срока обучения, всё более усложняясь и опираясь на приобретаемые учеником исполнительские навыки и умения.

Игра в ансамбле. Благодаря занятиям ансамблем (с педагогом, четырехручные ансамбли для двух учеников, для ученика и учителя), у детей вырабатывается чувство ответственности перед партнером, концентрируется внимание. В то же время ребенок чувствует себя более спокойно, свободно, т.к. ощущает поддержку со стороны партнера.

Чтение с листа. Связано с необходимостью развить у ученика ряд способностей: слух, ритм, память, внимание, моторная приспособляемость. Для успешного чтения музыкального текста необходимо его звуковое осознание, необходимо научить видеть общий рисунок движения нот в их взаимосвязи.

Импровизация. Способствует формированию самостоятельности, пробуждению у учащихся интереса к систематическому музицированию и использованию полученных знаний на практике.

Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка [1].


Литература:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990.

  2. Масару Ибука .После трёх уже поздно. М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с.

  3. Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999.-176с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle