Библиографическое описание:

Полуэктова О. К. Об итогах исследования проблемы развития графической компетенции будущих инженеров [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 43-45.

Актуальность исследуемой нами проблемы обусловлена тем, что переход экономики промышленно развитых стран на путь технологического развития, доминирование науко и интеллектуальноемких экономик определяют ключевую роль кадров высшей квалификации инженерно-технического профиля в социально-экономической сфере общества и оказывают существенное влияние на формирование нового содержания подготовки выпускников втузов к многофункциональной инженерно-технической деятельности. В условиях интенсивного развития компьютерных технологий особенно остро проявились проблемы графической подготовки инженеров в техническом вузе.

Историографию проблемы развития графической компетенции будущих инженеров мы разделили на четыре этапа: военно-инженерного образования (конец XVIII- первая половина XIX в.в.), дифференцированного инженерного образования (вторая половина XIX- начало XX в.в.), политехнического образования (первая половина XX в. – конец ХХ в.), компетентностного инженерно-гуманитарного образования (начало ХХI в). Ретроспективный анализ инженерного образования в России и европейских странах с XVIII века по сегодняшний день [4], позволяет сделать вывод о том, что графическая подготовка является одной из базовых составляющих подготовки будущих инженеров.

Категориальный аппарат исследования представлен следующим образом: инженерная компетентность - интегративное профессионально-личностное качество, определяющее готовность специалиста решать актуальные и перспективные инженерные проблемы, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты профессиональной деятельности, необходимость постоянного самосовершенствования и ориентацию на профессиональную успешность; компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; графическая компетенция будущего инженера - это совокупность квалификационных и профессионально-личностных ориентиров сознания и поведения, которые обеспечивают готовность будущего инженера применять знания, умения и личностные качества для успешного геометрического и интегративного моделирования, а также графического предъявления инженерных объектов; развитие графической компетенции будущих инженеров мы рассматриваем как динамичный процесс поэтапного теоретического освоения и практического закрепления норм, правил и способов создания, предъявления и анализа графических форм инженерных объектов. В структуре графической компетенции будущего инженера нами выделены социальный, когнитивный, операционально-проектировочный и конструкторско-аналитический компоненты.

В качестве теоретико-методической стратегии развития графической компетенции будущих инженеров нами избраны:

а) ценностный подход (общенаучный уровень) - это интегрирующая стратегия профессионального образования, направляемая на принятие ценностей познавательной и профессиональной деятельности, организацию личностного взаимодействия студентов со средствами обучения, интериоризацию общественных и профессиональных ценностей, становление активной социальной и профессиональной позиции будущего инженера;

б) партисипативный подход (конкретно-научный уровень) - стратегия, реализация которой позволяет привлекать будущего инженера к принятию гипотетических управленческих решений, способствует формированию инициативности, ответственности и самостоятельности при решении тривиальных и нестандартных проблем в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;

в) проектный подход (методико-технологический уровень) – это проектный подход - конструктивная стратегия организации совместной и одновременно индивидуализированной профессиональной подготовки студентов в составе единой учебно-проектной группы, направленной на решение разноуровневых графических задач как средства развития графической компетенции будущих инженеров. Интеграция подходов обеспечивает возможность модульно-проектного моделирования образовательного процесса в высшей школе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, предъявляющими заказ на будущего инженера, готового принимать актуальные и перспективные социально-ответственные решения в инженерно-производственных и жизненных задачах; изменение способов взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе соуправления, совместного творчества, интенсивности и насыщенности учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности; осознание целесообразности и социальной полезности деятельности, будущей профессиональной успешности. Необходимость применения совокупности данных подходов вызвана разнородностью и сложностью структуры изучаемого феномена, его полидинамическим характером [1,3].

Научное обеспечение процесса развития графической компетенции будущих инженеров составляет система принципов, построенная как результат теоретико-методологического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории педагогики, а также положения высшего технического профессионального образования на систему подготовки компетентного инженера в вузе:

а) принципы педагогики высшей школы (мобильности, дименсиональности, междисциплинарности);

б) принципы инженерно-технического образования (мотивационно-ценностного отношения будущих специалистов к инженерной деятельности в наукоемком производстве, инновационности, актуализации ценностного потенциала инженерной деятельности в партисипативном взаимодействии субъектов образовательного процесса);

в) принципы графического проектирования (модульности, дискретности, технологичности).

Практико-ориентированная модель – логически последовательная совокупность соответствующих элементов, включающих цели образования, содержание образования, проектирование педагогической технологии и технологии управления образовательным процессом, учебных планов и программ, ориентированная на социальный заказ образовательному учреждению и всесторонние требования, предъявляемые современным обществом к выпускнику высшей школы. Практико-ориентированная модель развития графической компетенции будущих инженеров рассматривается нами как праксиологическая основа, которая состоит из целевого, теоретико-методического, содержательного, организационно-технологического, диагностико-результативного компонентов, предполагает при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех блоков её содержательного компонента и приспособлена к успешному использованию в условиях динамично развивающегося образовательного процесса, способствует достижению высокого уровня развития графических компетенций будущих инженеров. Специфика содержательного компонента разработанной модели развития графических компетенций будущих инженеров определяется интеграцией междисциплинарного, профессионально-аксиологического, гностического, проектного блоков. Технологическим механизмом развития графических компетенций будущих инженеров является система графических задач, которая включает в себя элементарные, алгоритмические, поисковые, творческие задачи и задания. Графическая задача – проблемная ситуация с целью создания, предъявления и анализа графических форм инженерных объектов.

Учитывая социальный заказ общества системе профессионального технического образования на подготовку инженеров в аспекте исследуемой проблемы [2], понимание сущности и содержания компетентностной модели инженера, универсальную структуру педагогического процесса, возможности графической подготовки, необходимость реализации основных положений ценностного, партисипативного и проектного подходов, результаты констатирующего эксперимента, мы определили комплекс педагогических условий, необходимый для успешной реализации предложенной нами модели, включающий:

1) проектно-прогностический характер профессиональных образовательных программ в отношении современного инженерного труда;

2) освоение будущими инженерами содержания дисциплины «Инженерная графика»;

3) направленность деятельности преподавателя на создание студентами ориентировочной основы действий при решении графических задач.

Опытно-поисковая работа выявила повышение уровня графической компетенции будущих инженеров: в КГ – количество студентов допустимого уровня уменьшилось на 12,06%, на 1,76% увеличилось количество студентов продуктивного уровня, на 10,3% увеличилось число студентов, демонстрирующих перспективный уровень компетенции; в опытно-поисковых группах тенденции более выражены, так как в среднем количество студентов низкого уровня сократилось на 25,87%, среднего уровня – на 29,63%, тогда как по высокому уровню приращение составляет 55,51%. Сравнительный анализ и проверка полученных результатов с помощью статистических методов (G – показатель абсолютного прироста, χ2 - «хи-квадрат», ) позволяет нам считать, что произошедшие в опытно-поисковых группах изменения в уровнях графической компетенции не случайны, они являются следствием комплексной реализации педагогических условий разработанной нами практико-ориентированной модели и способствуют достижению цели – позитивный уровень всех компонентов графической компетенции будущего инженера: социального, когнитивного, операционально-проектировочного, конструкторско-аналитического.

В то же время, итоги нашей исследовательской работы позволяют констатировать тот факт, что возможности профессиональной подготовки инженеров в образовательном пространстве технического вуза не исчерпаны и существует ряд вопросов, требующих более углубленного и серьезного изучения. Таковыми, по нашему мнению, являются: изучение интенсивности развития графической компетенции будущих инженеров; дальнейший поиск педагогических условий развития исследуемой компетенции; разработка информационного, содержательно-методического обеспечения процесса развития графической компетенции; уточнение критериев и показателей развития графической компетенции и разработка валидных, достоверных и доступных методик определения уровня развития графической компетенции будущих инженеров; изучение возможностей развития графической компетенции в аспекте непрерывного образования инженеров. С точки зрения этих направлений мы и будем продолжать дальнейшее исследование.


Литература:

  1. Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения/ Н.Г. Багдасарьян. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998 .-247с.

  2. Ветров, Ю., Майборода, Т. Инженерное образование: смена парадигмы/ Ю. Ветров, Т. Майборода // Высшее образование в России,2003.- №5.- С. 48.

  3. Воловик, В.В. Инженерия и европейский мир // Проблемы организации и развития инженерной деятельности // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции «Методология инженерной деятельности». 12-15 июня 1989 г. Выпуск 1. Обнинск, 1990. - С. 55-74

  4. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года./ Под ред. Кинелева В.Г., автор Савельев А.Я. М.: НИИВО, 1995. -352 с.

Основные термины: будущих инженеров, графической компетенции, графической компетенции будущих, компетенции будущих инженеров, развития графической компетенции, будущего инженера, компетенций будущих инженеров, графической компетенции будущего, компетенции будущего инженера, графических компетенций будущих, проблемы развития графической, деятельность будущих инженеров, компетентности будущих инженеров, процесса развития графической, развития графических компетенций, графической подготовки инженеров, структуре графической компетенции, развитие графической компетенции, Проектировочная деятельность будущих, уровня графической компетенции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle