Библиографическое описание:

Алекинова О. В. Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 90-92.

К рассмотрению данной темы мы подходим через определение понятий «условия» и «педагогические условия».

Если рассматривать «условие» как философскую категорию, то оно выражает отношение объекта к окружающим его предметам и явлениям, без которых он не может существовать. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются.

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.

Исходя обобщения опыта в воспитании детей старшего дошкольного возраста, мы считаем, что условиями, обеспечивающими формирование творчества в процессе создания учебно-дидактического материала, являются:

  • Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», для развития ручной умелости.

  • Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной деятельности.

  • Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.

Рассмотрим подробнее каждое из условий.

Организация совместной деятельности в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок» для развития ручной умелости.

Развитие детей происходит под воздействием взрослых и при взаимодействии ребенка со сверстником.

О.В. Дыбина подчеркивает, что взаимодействия в системе «творческая личность взрослого - ребенок» необходимо для формирования творчества у дошкольников [2].

Ориентация на взрослого способствует овладению детьми любым содержанием, любой деятельностью (в том числе и деятельностью творческого характера). Ребенок нуждается в опоре и эмоциональной поддержке реально действующих живых конкретных взрослых. Взрослый как ориентир предстает перед ребенком в знаниях об окружающем мире (содержании, оценке знаний), в отношении к нему и деятельности (содержании и способах действий в деятельности творческого характера).

Развитие действенности образца-ориентира связано, во-первых, с адекватностью содержания образца-ориентира возрастным возможностям детей; во-вторых, с представленностью целостного образа взрослого при обязательном сочетании деловых качеств с личностными качествами, привлекательными для ребенка (добротой, отзывчивостью, приветливостью); в-третьих, с установлением содержательных социальных контактов с творческим человеком, предусматривающих совместную деятельность, которая позволяет ребенку проявить активность, самостоятельность, инициативу, в то время когда взрослый его обучает творческому отношению к деятельности, отдельным элементам творчества, то есть тому, что умеет сам.

Проявление творчества детьми дошкольного возраста необходимо поощрять и поддерживать. Данную задачу сможет решить только творческий педагог с творческим подходом. Творческий подход воспитателя выражается в варьировании, комбинировании содержания, форм, методов и приемов работы в процессе изготовления учебно-дидактического материала самими детьми.

Взрослый в совместной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала имеет возможность показа детям творческого отношения к данному делу: заинтересованность, выдумка, профессионализм, умелость, самостоятельность.

Немаловажной особенностью организации совместной деятельности ребенка и взрослого – это общение «на равных». Такая организация совместной деятельности дает ребенку уверенность в своих силах, потребность сравниваться со взрослым и повышает его собственную активность, самооценку. Все это является мощным действенным стимулом присвоения ребенком опыта творчества взрослого.

В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка по созданию учебно-дидактического материала, дети закрепляют навыки ручного труда. «Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука ребенка быстро устает, и процесс создания рисунка не приносит ему радости» [3].

Т.С. Комарова считает, что овладение разнообразными движениями рук, способами деятельности имеет значение для развития детского творчества. Мы уверены, что деятельность по созданию учебно-дидактического материала будет закреплять навыки ручной умелости, полученные ранее на занятиях по художественному и ручному труду, а также совершенствоваться с помощью умелой организации взрослого в творческой деятельности детей.

При коллективном изготовлении учебно-дидактического материала воспитатель помогает детям договориться о распределении обязанностей. Сам воспитатель может выполнять ту же деятельность, часть коллективной работы или незаметно сделать «сюрприз» (дополнение к детскому замыслу; то, чего они сами сделать не могут – технически сложные детали). Необходимо подводить детей к самостоятельной организации своей деятельности. А также необходимо способствовать взаимодействию детей друг с другом [2].

Процесс создания учебно-дидактического материала также предполагает организацию деятельности в системе «ребенок-ребенок». Важно это, прежде всего потому, что ребенок в таком случае может удовлетворить не только потребность во взаимодействии со сверстниками, но и избирательную потребность в общении с тем или иным сверстником. Кроме того, в каждом виде деятельности ребенок, также как и взрослый человек, проявляет и приобретает вполне определенные знания, умения, качества личности и в условиях деятельности по созданию учебно-дидактического материала может реализовать себя в собственных глазах и в глазах других детей.

Дети старшего дошкольного возраста все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют делать и как хорошо у них это получается. Им нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример.

Гордость за собственные достижения стремление продемонстрировать, свои умения перед сверстниками особенно важны в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям, возможностям приобретает осознанное значение.

Организуя деятельность детей в системе «ребенок-ребенок» мы давали детям право распределиться в группы и в пары (в зависимости от формы занятия) для совместных действий. Как показывают практический опыт работы с дошкольниками, детям свойственно деловое взаимодействие в малых объединениях, парах, тройках. Особенно это показательно для продуктивной деятельности. Организуя работу таким образом, мы одновременно решаем еще одну существенную задачу: в доступном практическом варианте формируем у ребенка умение сотрудничать с другими детьми; детям просто легче координировать свои усилия. Что касается работы детей в парах, то совершенно очевидно, что взаимодействие с партнером в ситуации эмоционального комфорта значительно содержательнее и результативнее, чем в иных условиях, поэтому детям дается право договориться с кем он желает взаимодействовать.

Следующее условие формирования творчества у детей дошкольного возраста – организация предметной среды ДОУ для разных видов продуктивной деятельности.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [4].

Изучением вопроса о создании развивающей среды занимались многие психологи, философы, педагоги, такие как Н.В. Гусева, В.С. Библер, Н.Н. Бердяев, С.Л. Новосёлова и др. Через среду воспитания, среду развития происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. По мнению Н.В. Гусевой, среда представляет совокупность предметных структур и взаимодействий, в результате которых реализуется деятельность и ролевое поведение индивида.

При изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С. Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту взаимодействие между ребенком и окружающим его миром. Ученый считает, что среда влияет на человека не только непосредственно и прямо, но и косвенно через социальные раздражители (правила, нормы, вкусы и т.д.). Роль среды состоит в том, что она «по – своему преломляет и направляет всякое раздражение, действующее извне на человека, и всякую реакцию, идущую от человека во вне», и от того, в каких взаимоотношениях с ней находится человек, зависит его развитие. При этом важно учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка.

Л.И. Божович определяет «среду» как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих их динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде.

По мнению А.Н. Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности.

О.В. Дыбина рассматривает среду как поисковое «поле», творческое «поле» ребенка для самостоятельных действий различного характера, проявление познавательной, практической и творческой активности. Она считает, что «поле» следует сделать живым, интересным, отказаться от постоянно действующих экспозиций, от застывших форм, которые не побуждают ребенка к творчеству, принятию позиции творца.

Мы в своей деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала, считаем целесообразным организовывать среду в виде мини-мастерской, которая будет обеспечивать самостоятельность детей в продуктивной деятельности, так как это позволяет ребёнку осуществлять выбор в соответствии с интересами и возможностями, а также помогает в свободной деятельности развивать навыки ручного труда.

Работа детей в мини-мастерской будет проходить самостоятельно и совместно со взрослым по желанию детей. В творческую мастерскую мы будем периодически вносить те работы, которые на занятиях не были завершены, с целью заинтересованности детей процессом создания учебно-дидактического материала. Как показывает практика, дети дошкольного возраста охотно и с желанием продолжают работать над продуктом деятельности и в не занятий. Они могут организовывать деятельность и в малых группах. Задача взрослого наблюдать за данным процессом со стороны, но если требуется помощь, обязательно включиться в деятельность детей.

Важно оснастить мини-мастерскую всеми необходимыми материалами, которые понадобятся для процесса создания учебно-дидактического материала (различная по фактуре цветная бумага: бархатная, гофрированная; разнообразный картон, кусочки ткани, гуашевые и акварельные краски, клей, фломастеры, маркеры, карандаши, альбомные листы, различные трафареты и пр.).

Мы считаем, что при правильной организации мини-мастерской ребенок постоянно будет ставиться в позицию мастера, так как он будет понимать, чем быстрее завершится работа, тем быстрее этой наглядностью будут пользоваться, например, дети младшего дошкольного возраста. К тому же ребенок будет чувствовать значимость своего труда. Дети в процессе работы будут воплощать в продукт деятельности свои идеи, добавлять новые оригинальные детали, тем самым перенимать опыт творчества.

Выделим третье условие формирования творчества – это организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.

В исследованиях Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова подчеркивается значение коллективных форм проведения занятий, формирующие в процессе деятельности определенные качества личности необходимые для формирования художественно-творческих способностей и творческой деятельности (настойчивость в достижении цели, организаторские способности, наблюдательность, самостоятельность).

В работах Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, В.А. Силивон, А.И. Савенкова, Н.П. Сакулиной и др. утверждается влияние коллективных работ на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование навыков коллективного сотрудничества, общеорганизаторских навыков, элементы самодисциплины. Во время коллективных работ дошкольники учатся доводить работу до конца, у них формируются навыки контроля за создание композиции, возрастает самостоятельность, ответственность за порученное дело, инициатива, умение организовывать свое рабочее место. Навыки и умения в процессе выполнения коллективного изображения формируются быстрее и легче закрепляются. Авторами отмечается более быстрое и качественное развитие воображения.

Кроме этого композиция, выполненная детьми совместно более богата и интересна по содержанию и исполнению, более эстетична и может быть использована в оформлении групповых комнат, развлечений, утренников, декораций спектаклей. Отмечается также и более высокая эмоциональная реакция на общую композицию [1].

В совместной деятельности дошкольников можно выделить ряд компонентов – эмоциональное отношение детей к совместным действиям (положительные эмоции, интерес, переживания), социальная активность каждого ребенка (подчинение «я» интересам коллектива), накопление опыта общения, овладения навыками коллективной деятельности, накопление опыта самостоятельной деятельности, личностные характеристики [3].

А.И. Савенков предложил другую классификацию, которая отражает особенности проведения занятий: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую.

Для организации деятельности по созданию учебно-дидактического материала нами использовались формы организации коллективных работ детей (работа по созданию карты, наглядность для счета, плакаты по правилам дорожного движения и т.д.). По мере накопления опыта творчества детьми мы использовали с детьми индивидуальные формы работы (изготовление карточек по экологическому воспитанию «Как вести себя в лесу», индивидуальные карточки для счета и т.д.).

В заключении хочется отметить, как писала Т.С. Комарова «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские творческие способности» [3].


Литература:
  1. Брыкина Е.А. Творчество детей в работе с разными материалами. –М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-дидактического материала, созданию учебно-дидактического материала, создания учебно-дидактического материала, совместной деятельности, дошкольного возраста, продуктивной деятельности, совместной деятельности ребенка, процессе создания учебно-дидактического, видов продуктивной деятельности, Организация совместной деятельности, формирования творчества, работы детей, форм работы детей, условие формирования творчества, творческой деятельности, организации деятельности, совместной деятельности взрослого, деятельности ребёнка, старшего дошкольного возраста, творческой деятельности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle