Библиографическое описание:

Алекинова О. В. Педагогические условия в формировании творчества у детей в процессе создания учебно-дидактического материала [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 90-92.

К рассмотрению данной темы мы подходим через определение понятий «условия» и «педагогические условия».

Если рассматривать «условие» как философскую категорию, то оно выражает отношение объекта к окружающим его предметам и явлениям, без которых он не может существовать. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой они возникают, существуют и развиваются.

В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. Педагогическая трактовка данной категории представлена в работах В.И Андреева, который рассматривает условие как целенаправленный отбор, консультирование и применение элементов содержания, методов обучения и воспитания для дидактических целей.

Исходя обобщения опыта в воспитании детей старшего дошкольного возраста, мы считаем, что условиями, обеспечивающими формирование творчества в процессе создания учебно-дидактического материала, являются:

  • Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», для развития ручной умелости.

  • Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной деятельности.

  • Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.

Рассмотрим подробнее каждое из условий.

Организация совместной деятельности в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок» для развития ручной умелости.

Развитие детей происходит под воздействием взрослых и при взаимодействии ребенка со сверстником.

О.В. Дыбина подчеркивает, что взаимодействия в системе «творческая личность взрослого - ребенок» необходимо для формирования творчества у дошкольников [2].

Ориентация на взрослого способствует овладению детьми любым содержанием, любой деятельностью (в том числе и деятельностью творческого характера). Ребенок нуждается в опоре и эмоциональной поддержке реально действующих живых конкретных взрослых. Взрослый как ориентир предстает перед ребенком в знаниях об окружающем мире (содержании, оценке знаний), в отношении к нему и деятельности (содержании и способах действий в деятельности творческого характера).

Развитие действенности образца-ориентира связано, во-первых, с адекватностью содержания образца-ориентира возрастным возможностям детей; во-вторых, с представленностью целостного образа взрослого при обязательном сочетании деловых качеств с личностными качествами, привлекательными для ребенка (добротой, отзывчивостью, приветливостью); в-третьих, с установлением содержательных социальных контактов с творческим человеком, предусматривающих совместную деятельность, которая позволяет ребенку проявить активность, самостоятельность, инициативу, в то время когда взрослый его обучает творческому отношению к деятельности, отдельным элементам творчества, то есть тому, что умеет сам.

Проявление творчества детьми дошкольного возраста необходимо поощрять и поддерживать. Данную задачу сможет решить только творческий педагог с творческим подходом. Творческий подход воспитателя выражается в варьировании, комбинировании содержания, форм, методов и приемов работы в процессе изготовления учебно-дидактического материала самими детьми.

Взрослый в совместной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала имеет возможность показа детям творческого отношения к данному делу: заинтересованность, выдумка, профессионализм, умелость, самостоятельность.

Немаловажной особенностью организации совместной деятельности ребенка и взрослого – это общение «на равных». Такая организация совместной деятельности дает ребенку уверенность в своих силах, потребность сравниваться со взрослым и повышает его собственную активность, самооценку. Все это является мощным действенным стимулом присвоения ребенком опыта творчества взрослого.

В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка по созданию учебно-дидактического материала, дети закрепляют навыки ручного труда. «Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука ребенка быстро устает, и процесс создания рисунка не приносит ему радости» [3].

Т.С. Комарова считает, что овладение разнообразными движениями рук, способами деятельности имеет значение для развития детского творчества. Мы уверены, что деятельность по созданию учебно-дидактического материала будет закреплять навыки ручной умелости, полученные ранее на занятиях по художественному и ручному труду, а также совершенствоваться с помощью умелой организации взрослого в творческой деятельности детей.

При коллективном изготовлении учебно-дидактического материала воспитатель помогает детям договориться о распределении обязанностей. Сам воспитатель может выполнять ту же деятельность, часть коллективной работы или незаметно сделать «сюрприз» (дополнение к детскому замыслу; то, чего они сами сделать не могут – технически сложные детали). Необходимо подводить детей к самостоятельной организации своей деятельности. А также необходимо способствовать взаимодействию детей друг с другом [2].

Процесс создания учебно-дидактического материала также предполагает организацию деятельности в системе «ребенок-ребенок». Важно это, прежде всего потому, что ребенок в таком случае может удовлетворить не только потребность во взаимодействии со сверстниками, но и избирательную потребность в общении с тем или иным сверстником. Кроме того, в каждом виде деятельности ребенок, также как и взрослый человек, проявляет и приобретает вполне определенные знания, умения, качества личности и в условиях деятельности по созданию учебно-дидактического материала может реализовать себя в собственных глазах и в глазах других детей.

Дети старшего дошкольного возраста все чаще демонстрируют перед сверстниками то, что они умеют делать и как хорошо у них это получается. Им нравится поучать своих сверстников и приводить себя в пример.

Гордость за собственные достижения стремление продемонстрировать, свои умения перед сверстниками особенно важны в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется потребность в уважении и когда отношение других людей к его умениям, возможностям приобретает осознанное значение.

Организуя деятельность детей в системе «ребенок-ребенок» мы давали детям право распределиться в группы и в пары (в зависимости от формы занятия) для совместных действий. Как показывают практический опыт работы с дошкольниками, детям свойственно деловое взаимодействие в малых объединениях, парах, тройках. Особенно это показательно для продуктивной деятельности. Организуя работу таким образом, мы одновременно решаем еще одну существенную задачу: в доступном практическом варианте формируем у ребенка умение сотрудничать с другими детьми; детям просто легче координировать свои усилия. Что касается работы детей в парах, то совершенно очевидно, что взаимодействие с партнером в ситуации эмоционального комфорта значительно содержательнее и результативнее, чем в иных условиях, поэтому детям дается право договориться с кем он желает взаимодействовать.

Следующее условие формирования творчества у детей дошкольного возраста – организация предметной среды ДОУ для разных видов продуктивной деятельности.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [4].

Изучением вопроса о создании развивающей среды занимались многие психологи, философы, педагоги, такие как Н.В. Гусева, В.С. Библер, Н.Н. Бердяев, С.Л. Новосёлова и др. Через среду воспитания, среду развития происходит адаптация личности к жизненным обстоятельствам. По мнению Н.В. Гусевой, среда представляет совокупность предметных структур и взаимодействий, в результате которых реализуется деятельность и ролевое поведение индивида.

При изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития». Л.С. Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту взаимодействие между ребенком и окружающим его миром. Ученый считает, что среда влияет на человека не только непосредственно и прямо, но и косвенно через социальные раздражители (правила, нормы, вкусы и т.д.). Роль среды состоит в том, что она «по – своему преломляет и направляет всякое раздражение, действующее извне на человека, и всякую реакцию, идущую от человека во вне», и от того, в каких взаимоотношениях с ней находится человек, зависит его развитие. При этом важно учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка.

Л.И. Божович определяет «среду» как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, обуславливающих их динамику развития, и новые качественные образования. Она замечает, что очень важно понять характер переживания ребенка, включенного в среду, характер его эффективного отношения к среде.

По мнению А.Н. Леонтьева, среда – это прежде всего то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата и процесса собственного творческого саморазвития личности.

О.В. Дыбина рассматривает среду как поисковое «поле», творческое «поле» ребенка для самостоятельных действий различного характера, проявление познавательной, практической и творческой активности. Она считает, что «поле» следует сделать живым, интересным, отказаться от постоянно действующих экспозиций, от застывших форм, которые не побуждают ребенка к творчеству, принятию позиции творца.

Мы в своей деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала, считаем целесообразным организовывать среду в виде мини-мастерской, которая будет обеспечивать самостоятельность детей в продуктивной деятельности, так как это позволяет ребёнку осуществлять выбор в соответствии с интересами и возможностями, а также помогает в свободной деятельности развивать навыки ручного труда.

Работа детей в мини-мастерской будет проходить самостоятельно и совместно со взрослым по желанию детей. В творческую мастерскую мы будем периодически вносить те работы, которые на занятиях не были завершены, с целью заинтересованности детей процессом создания учебно-дидактического материала. Как показывает практика, дети дошкольного возраста охотно и с желанием продолжают работать над продуктом деятельности и в не занятий. Они могут организовывать деятельность и в малых группах. Задача взрослого наблюдать за данным процессом со стороны, но если требуется помощь, обязательно включиться в деятельность детей.

Важно оснастить мини-мастерскую всеми необходимыми материалами, которые понадобятся для процесса создания учебно-дидактического материала (различная по фактуре цветная бумага: бархатная, гофрированная; разнообразный картон, кусочки ткани, гуашевые и акварельные краски, клей, фломастеры, маркеры, карандаши, альбомные листы, различные трафареты и пр.).

Мы считаем, что при правильной организации мини-мастерской ребенок постоянно будет ставиться в позицию мастера, так как он будет понимать, чем быстрее завершится работа, тем быстрее этой наглядностью будут пользоваться, например, дети младшего дошкольного возраста. К тому же ребенок будет чувствовать значимость своего труда. Дети в процессе работы будут воплощать в продукт деятельности свои идеи, добавлять новые оригинальные детали, тем самым перенимать опыт творчества.

Выделим третье условие формирования творчества – это организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.

В исследованиях Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова подчеркивается значение коллективных форм проведения занятий, формирующие в процессе деятельности определенные качества личности необходимые для формирования художественно-творческих способностей и творческой деятельности (настойчивость в достижении цели, организаторские способности, наблюдательность, самостоятельность).

В работах Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, В.А. Силивон, А.И. Савенкова, Н.П. Сакулиной и др. утверждается влияние коллективных работ на всестороннее развитие личности ребенка, на формирование навыков коллективного сотрудничества, общеорганизаторских навыков, элементы самодисциплины. Во время коллективных работ дошкольники учатся доводить работу до конца, у них формируются навыки контроля за создание композиции, возрастает самостоятельность, ответственность за порученное дело, инициатива, умение организовывать свое рабочее место. Навыки и умения в процессе выполнения коллективного изображения формируются быстрее и легче закрепляются. Авторами отмечается более быстрое и качественное развитие воображения.

Кроме этого композиция, выполненная детьми совместно более богата и интересна по содержанию и исполнению, более эстетична и может быть использована в оформлении групповых комнат, развлечений, утренников, декораций спектаклей. Отмечается также и более высокая эмоциональная реакция на общую композицию [1].

В совместной деятельности дошкольников можно выделить ряд компонентов – эмоциональное отношение детей к совместным действиям (положительные эмоции, интерес, переживания), социальная активность каждого ребенка (подчинение «я» интересам коллектива), накопление опыта общения, овладения навыками коллективной деятельности, накопление опыта самостоятельной деятельности, личностные характеристики [3].

А.И. Савенков предложил другую классификацию, которая отражает особенности проведения занятий: совместно-индивидуальную, совместно-последовательную и совместно-взаимодействующую.

Для организации деятельности по созданию учебно-дидактического материала нами использовались формы организации коллективных работ детей (работа по созданию карты, наглядность для счета, плакаты по правилам дорожного движения и т.д.). По мере накопления опыта творчества детьми мы использовали с детьми индивидуальные формы работы (изготовление карточек по экологическому воспитанию «Как вести себя в лесу», индивидуальные карточки для счета и т.д.).

В заключении хочется отметить, как писала Т.С. Комарова «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские творческие способности» [3].


Литература:
  1. Брыкина Е.А. Творчество детей в работе с разными материалами. –М.: Педагогическое общество России, 2002.

  2. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. – М., 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle