Библиографическое описание:

Шкабарня А. А. Система работы с одарёнными детьми [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 56-58.

В каждой школе есть много детей, которых интересуют биологические дисциплины, но необходимо так увлечь, заинтересовать ребенка, чтобы в дальнейшем он пошел именно по этому направлению. И поэтому необходимо применять новые подходы, основывающиеся на педагогике сотрудничества, использовать различные виды работ по развитию способностей школьников, учитывать индивидуальные особенности ребенка, формировать и поддерживать положительные мотивы, привлекать его к активной деятельности, модернизировать формы, методы обучения и воспитания, создавать необходимые условия для развития личности. Для подросткового и старшего школьного возраста ведущими типами деятельности являются социально-коммуникативная и проектно-исследовательская деятельность как необходимое условие и средство для профессионального самоопределения. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам, т.е. он сам должен выбрать в окружающем мире и спроектировать «сформировать» у себя такие способности, которые необходимы для овладения выбранной им профессии. Предметом особого внимания педагога биолога является использование в работе таких методов, средств и форм обучения, которые направлены на развитие критичности и самостоятельности мышления, любознательности, изобретательности, самостоятельности и т.д. Существенно повысить эффективность развития интеллектуально-эвристических способностей можно только в том случае, если постоянно использовать в процессе обучения творческие задания. У наших детей есть прекрасная возможность создавать собственные научно-исследовательские и экологические фильмы, мультимедийные презентации, проекты и т.д. В процессе работы над такими заданиями школьники учатся применять свои знания, умения и навыки, используют различные виды деятельности. Одним из видов биологического творчества является научно-исследовательская работа, поскольку в процессе исследования живой природы дети открывают для себя новые ценности познания живой природы и собственного организма. Предусмотрено усвоение и оперирование понятиями методологии биологического исследования, проведения эксперимента, описания и интерпретации результатов. Независимо от специализации (ботаника, зоология, анатомия, психология и др.) будущий биолог должен уметь проводить качественные и количественные наблюдения, владеть микроскопическими методами, представлять данные и т.д. Поэтому доминирующим методом в моей работе есть исследовательский метод обучения биологической дисциплине. Он реализуется путем постановки познавательных и практических задач и заданий, требующих самостоятельного творческого решения. Мной практикуется проведение экскурсий как метод синтетического изучения окружающей среды. При обычном изучении объекты изолируются, изучаются отдельно, то есть доминирует анализ сложного целого. Как итог, знания учащихся разделены отдельно: отдельно растения, отдельно животные и т.д. Во время экскурсии все природные объекты и явления воспринимаются как единое целое в природе. Знания добываются учащимися в результате их собственного познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий – исследовательский метод обучения. В работе с одаренными детьми мной широко используются новые современные технологии (формы, методы и приемы обучения), а именно: анкетирование, опрос, собеседование, тестирование, анализ литературных источников, творческие работы, проективный метод, метод прогнозирования, метод исследования проблемы. На основании выше сказанного можно использовать следующую программу работы с одаренными детьми. Программа работы с одарёнными детьми

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

- развитие творческой, исследовательской активности детей;
-развитие творческого мышления;
- развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.
-создать условия для самореализации одарённых детей. - создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

Аналитическая справка.

  •  Накоплен определенный опыт работы с одарёнными детьми.
  • В начале учебного года проводится опрос учащихся о возможном участии в школьных и районных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.
  • Учащимся своевременно предоставляется информация и положения о проведении конкурсов.
  • Создан банк данных результатов участия детей в конкурсах.

Основные методы: развивающие упражнения и игры, метод групповой дискуссии, метод наблюдения, эксперимент.

Описание контингента участников программы. Программа разработана для обучающихся возраста 8-17 лет. В комплект для диагностики рекомендую методики, ставшие уже традиционными:

  • для определения уровня интеллектуального развития: тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др.;

  • для оценки креативности: «Краткий тест творческого мышления (фигурная форма)» (тест Торренса Э. П. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.); «Необычное использование» (тест Гилфорда Дж. в адаптации Авериной И.С. и Щеблановой Е.И.). (http://www.intellectrate.ru/creatio.htm)

Всем детям предоставляются равные условия для самореализации. Гарантия прав, как и обязанности участников, регулируются договором образовательного учреждения на предмет предоставления образовательных услуг. При необходимости можно заключить с родителями дополнительное соглашение на предмет приобретения недостающего оборудования и материалов для проведения экспериментов и создания проектов.

Численный состав группы: 4-7 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одной встречи – 1 учебный час.

Срок реализации программы: 28 часов

Условия проведения и ресурсы.

Условия проведения: просторное помещение со столами, стульями, доской.

Материалы: альбомы, конверты, микроскоп, колбы, и др. лаб. оборудование

Информационная обеспеченность: энциклопедии, толковые словари, научно-популярная литература.
Специалистом, реализующим данную программу, может быть педагог обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Тематический план занятий.

  1. Развитие умения видеть проблемы.
  2. Наблюдение как способ видения проблем.
  3. Развитие умения выдвигать гипотезы.
  4. Развитие умения задавать вопросы.
  5. Развитие умения давать определения понятиям.
  6. Развитие умения классифицировать.
  7. Развитие умений и навыков взаимодействовать с парадоксами.
  8. Развитие умения наблюдать.
  9. Развитие умений и навыков экспериментирования.
  10. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
  11. Развитие метафоричности мышления.
  12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления. (Всего: 28)

Структура занятия.

В структуре занятия можно выделить следующие этапы:

  1. Беседа ведущего с детьми, направленная на включение детей в тему и проблематику занятия.
  2. Выполнение упражнений, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности и творческого мышления.
  3. Выполнение проектов по заданным темам.
  4. Представление и защита выполненных проектов.
  5. Обсуждение занятие. Подведение итогов.
Результаты реализации программы.

Реализация программы предполагает развитие у школьников умений исследовательской деятельности и творческого мышления, особенно таких его характеристик, как беглость, гибкость, оригинальность, умение выступать на большой аудитории. Программа была утверждена на ШМО естественно – математического цикла и апробирована на базе МКОУ «Шараповская СОШ» Срок апробации: 2006-2007 уч.год. Положительные результаты апробации программы прослеживаются на протяжении нескольких лет. Показатели участия обучающихся МКОУ «Шараповская СОШ» в конкурсах, олимпиадах и научно – практических конференций по биологии и химии. 

Год

Название конкурса

Результат

2006

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Конкурс «Жемчужина района»

Дерр Нелли – 2 место Закалюжная Анастасия – 3 место

2007

ΙX – районная научно-практическая конференция.

Конкурс «Жемчужина района»

Закалюжная А., Дерр Елена – 3 место Оплетаева Ирина – 3 место

2008

X -районная научно – практическая конференция

Козлова Анна, Полякова Олеся – 3 место

2009

XI – районная научно – практическая конференция.


XLI – региональная научно – практическая конференция школьников и учащейся молодёжи.

Научно - практическая конференция «Сохранение природного и культурного наследия» регионального экологического фестиваля детско – юношеского творчества «Белая берёза»


Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся « Портфолио» (Издательский дом «Первое сентября» г. Москва)

Козлова Анна – 1 место


Козлова Анна – лауреат


Козлова А., Полякова О., - лауреаты


Козлова А. – диплом

2010

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

XI Ι– районная научно – практическая конференция.

Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся « Портфолио» (Издательский дом «Первое сентября» г. Москва)

Дерр Н. – призер

Дерр Н. – 1 место, Бусс Ирина – 2 место, Козлова Анна – 3 место

Козлова Анна, Дерр Нелли, Астапчук Снежана - дипломы

2011

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии.


XI Ι– районная научно – практическая конференция.


Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся « Портфолио» (Издательский дом «Первое сентября» г. Москва)

Всероссийский «Молодёжный чемпионат»


Козлова Анна, Полякова Олеся – призёры

Полякова Олеся – 1место, Козлова Аня.-2 место, Бусс Ира- 3место

Бусс Ирина – диплом


Шкабарня Софья – диплом регионального победителя II-степени

В школе сложились традиции поощрения и стимулирования деятельности детей:

Публикация в СМИ (работы публиковались в сборнике исследовательских и творческих работ фестиваля «Портфолио»; — Стенд «Лучшие ученики школы»;– Победители получают грамоты, дипломы, благодарственные письма.

Практическая значимость результатов апробации программы заключается в обобщении опыта организации исследовательской деятельности одаренных школьников, обосновании условий организации их исследовательской деятельности в рамках образовательного учреждения, разработке программы ее организации. Программа организации исследовательской деятельности одаренных школьников может быть использована педагогами в учебно-воспитательном процессе, а так же для повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Достоверность и обоснованность, результатов апробации программы развития исследовательских умений и творческого мышления младших школьников обеспечивается исходными методологическими основаниями, в соответствии с поставленными целями и задачами, а также применением разнообразных развивающих методов и приемов организации исследовательской деятельности.


Литература:

  1. Савенков А.И. Коллективное творчество школьников. – Ярославль,2004.
  2. Воронин В.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. – Москва, 2004.
  3. Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – М., 2004.
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001.
  5. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников. Школьный психолог №18, 2008.
  6. Журнал биология в школе №6, 2008.
  7. Симоненко В.Д. Технология – 11 класс. Москва Издательский центр «Вента – Граф» 2004.
  8. http://www.potrebitel.ru/newweb
  9. http://www.potrebitel.ru/newweb/?go=article&num_id=38&mag_id=8&cid=3103

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle