Библиографическое описание:

Меньших Е. В. Роль собственных биографических текстов старшеклассников в формировании системы духовно-нравственных ценностей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 196-199.

Существует ли идеальная личность старшеклассника со сформированной этической культурой и моральным мировоззрением?.. Идеального равенства не существует. Даже постоянное стремление к идеалу личности, заинтересованной в собственном самосовершенствовании, приводит к противоречию личностного «Я» с окружающим миром, превращая их из собеседников в оппонентов и наоборот. Проходя через такие метаморфозы, личность старшеклассника приобретает определённые умения и навыки для самосовершенствования. Не центром Вселенной, а центром своего интимного «Я» становится личность. Научившись управлять собой, своими внутренними силами, механизмами самосовершенствования, обладая рефлексией, стремясь к моделированию и созданию продуктов своего воображения, видя себя и отслеживая свой путь самосовершенствования в жизни всего человечества, личность старшеклассника приближается к пониманию культурно-нравственного образа жизни.

Важно на первой ступени осмысления ребёнком реальной жизни заложить моральную основу педагогической подготовки его к социализации в обществе… Не менее важен здесь и известный принцип: знание, чувство, поведение [2, с. 28-31].

В исследовании И.М.Борзенко, В.А.Кувакина, А.А.Кудишиной указывается, что духовно-нравственные ценности составляют ядро гуманистического мировоззрения. Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, то есть оцениваем как добрые, благие, хорошие. Причем, самой общей категорией для обозначения духовно-нравственных ценностей является категория добра (блага), которая охватывает всю неопределенную совокупность действий, принципов и норм нравственного.

Следует подчеркнуть, что обогащением мира нравственных ценностей с позиции гуманистической этики является нравственное совершенствование личности. Совершенствование – проявление абсолютной ценности, уникальности человека в его человечности [6].

В исследовании С.Ф.Анисимова выделены следующие группы ценностей:

  • абсолютные ценности (жизнь, здоровье, знание, прогресс, справедливость, духовное совершенство, гуманность);

  • антиценности (псевдоценности – болезнь, смерть, невежество, мистика, деградация человека;

  • релятивные ценности (относительные) – имеют непостоянный характер и меняются в зависимости от исторических, классовых, мировоззренческих позиций;

  • идеологические ценности, политические ценности, религиозные ценности, классовые ценности, групповые ценности;

  • нравственные ценности.

Автор классифицирует ценности следующим образом:

  • высшие ценности бытия – человек и человечество;

  • ценности материальной жизни людей;

  • социальные ценности;

  • ценности духовной жизни [1].


Позиции философов в определении

ценностей нравственных, духовно-нравственных


Персоналии, труды

Научная позиция автора

Комментарий в аспекте нашего исследования


В.С.Соловьев: «Оправдание добра», «Право и нравственность», «Духовные основы жизни» и др.

Человек есть особая форма бесконечного содержания и это содержание составляет его духовность

Предмет нравственности – добро, присущее всем людям. Основа нравственности – чувство стыда, жалости, благоговения

Н.А.Бердяев: «Философские свободы»

Человек должен изменить свое отношение к миру

Воспитание духовно-нравственных ценностей – это прорыв к творчеству, сообщение новой силы личности

Н.А.Ильин: «Путь духовного обновления»

Человек имеет духовное и недуховное начало. Нравственность - духовна

Творческий человек образует основу семьи, Родины, нации, государства и становится источником духовной культуры

С.Л.Франк: «Человек в поисках смысла»

В качестве чистой жизни, бытия, силы душевная жизнь есть актуальная. Готовая, относительно самоутвержденная реальность

Существует три формирующих центральных единства душевной жизни: чувственно-эмоциональное, сверхчувственно-волевое и идеально-разумное или духовное

П.А.Флоренский: «Сто Я и утверждение личности"

Истина, добро и красота - это метафизическая триада

Это триединство есть всеобщая структура мира, как онтологическая сущность, как важнейшие духовно- нравственные ценности личности

Л.Г.Красавин: «О личности»

На основе связи субъекта и абсолюта формируется индивидуальность. Связь между индивидом и высшей личностью фиксируется понятием «симфоническая личность»

Индивид свободен в выборе качествований, он их может актуализировать, а не творить.


Становится очевидным, что нравственные ценности, духовно-нравственные ценности тесно связаны с ценностными ориентациями. Ценностные ориентации – перспективное отражение в психике и сознании человека социальных потребностей общества на данном этапе развития. Ценностные ориентации определяют избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, характеризуют жизненную позицию личности, ее поведение, направленность. Ценностные ориентации представлены в сознании человека и идеалах, интересах, потребностях, убеждениях и воплощаются в поступках [12, с. 453].

Современный период развития науки характеризуется повышенным интересом к исследованию проблем воспитания в целом и духовно-нравственного воспитания, в частности. В цели воспитания включаются такие аспекты, как нравственность, индивидуальность, уникальность (Е.В.Бондаревская, З.И.Васильева, Т.Е.Конникова и др.).

Исследователи рассматривают проблемы воспитания нравственности через категорию «отношение личности», выявление взаимосвязи между нравственными чувствами и отношениями учащихся, организацию деятельности и общения в системе отношений и пр.

Так, И.С.Марьенко указывает на главную роль субъективных отношений в механизме, регулирующем нравственное поведение учащихся, и подчеркивает, что в развитии и становлении личности школьника важное значение имеет накопленный нравственный опыт поведения.

Опыт нравственного поведения – это содержание и условие реализации способа действий и поступков на каждом этапе школьного образования. Эти отношения должны быть высокого нравственного уровня и способствовать выработке идеала у учащихся [8].

Методологическим ориентиром воспитания духовно-нравственных ценностей необходимо считать идеи Е.В.Бондаревской, которая указывает, что нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение и преобразование социума. Познание и проживание нравственных императивов составляет единую линию воспитания [4, с. 96].

Важное место Е.В.Бондаревская уделяет нравственному сознанию, которое она рассматривает с ценностных позиций, как процесс отражения и присвоения норм общественной морали, выраженных в нравственных представлениях, понятиях, принципах, законах и выработке на их основе систем нравственных взглядов, чувств, отношений и убеждений, выступающих в качестве критериев нравственной оценки, самооценки, механизмов саморегуляции поведения.

Автор определяет нравственное воспитание как становление нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника. А нравственная направленность личности, в результате которой происходит присвоение нравственных ценностей, осуществляется в единстве с жизнью учащихся, в жизнетворчестве [5].

Важной проблемой воспитания духовно-нравственных ценностей является вопрос о раскрытии механизма их формирования у учащихся. В качестве механизмов формирования личностного образования выделяют поиск (Г.И.Щукина), оценку (М.Г.Казакина), выбор (Л.А.Йовайша), проекцию (Е.И.Головаха), самоактуализацию личности (О.В.Ивановская), обобщенный ценностный механизм формирования социально значимых ценностей «поиск-оценка-выбор-проекция» (А.В.Кирьякова); эмоционально-ценностный механизм воспитания духовно-нравственных ценностей «восприятие-означивание-оценивание-выбор-присвоение» (В.В.Николина).

В этом перечне нам близка позиция В.В.Николиной, которая выделяет пять этапов, связанных с воспитанием духовно-нравственных ценностей у учащихся, включающих деятельность познавательного, эмоционального и волевого характера.

С одной стороны, их становление обращено на свою смысловую сферу, на собственное «Я», а с другой, на смыслотворческие акты постижения мира, принятие ценностей [9, с. 85].

Н.Е.Щуркова выделяет важные для нас факторы, влияющие на становление духовно-нравственных ценностей в воспитательном процессе: «выбор-ориентация-проживание». Это находит выражение:

  • в демонстрации ценностного выбора, когда, стоя перед альтернативой, учащиеся избирают добро, истину, красоту во всех проявления – вопреки злу, лжи, уродству;

  • в ценностно-ориентационной деятельности, когда воспитанник, взаимодействуя с миром, производит оценку взаимодействия для собственной жизни как таковой;

  • в проживании ценностных отношений во взаимодействии с окружающей действительностью.

В ряду ценностей духовно-нравственного содержания Н.Е.Щуркова выделяет свободу, счастье, совесть, равенство, справедливость, братство, труд, познание, общение, игру, добро, истину, красоту, жизнь, природу, общество [13, с. 34].

Что касается средств воспитания духовно-нравственных ценностей у старшеклассников, то следует отметить, что в процессе духовно-нравственного воспитания целесообразно разработать деятельность между учителем и старшеклассниками, именно взаимосвязанную и взаимодополняющую друг друга по содержанию и формам, которая должна соответствовать системе воспитания нравственных качеств старшеклассников посредством биографий выдающихся писателей.

Анализ теории и практики показывает, что биографии писателей, духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе их изучения всегда были объектом особого внимания литературоведов, методистов, учителей.

Буквально с середины XIX века учёными и методистами было указано на неоспоримое воздействие биографий писателей на юношество. Жизни выдающихся писателей изобилуют яркими, необычными фактами, и именно учитель может содействовать внутреннему обогащению старшеклассников, расширению их мировоззрения посредством включения в учебную деятельность биографических методов и приемов.

Н.Ф.Бельчиков писал: «Биография является средством огромного воспитательного воздействия, она обогащает читателя живыми примерами благородства, упорства и воли» [3, с. 200].

В современном понимании биография – «это жанр жизнеописания, который предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности» [10, с. 47].

Именно тексты могут являться одними из главных рабочих инструментов как социолога, психолога, так и учителя. Им постоянно приходится создавать «свои» и обрабатывать массу «чужих» текстов самой разной информации.

Большая ценность текста заключается, прежде всего, именно в его содержании. «Добыть» же, распознать содержание, а тем более вскрыть его объективность и достоверность, бывает совсем непросто, тем более, что тексты, по характеру своего содержания, разные.

В нашем исследовании следует отличать понятие «собственная биография» от понятия «автобиография».

Как считает О.А.Родионова, «автобиография – описание своей жизни, собственная биография – жанр документально-художественных произведений, преимущественно в прозе. От биографии отличается различием исходных авторских точек зрения, в автобиографии автор сосредотачивает своё внимание на истории своей души. Основа автобиографии – работа памяти, основа биографии – реконструкция, использование печатных, архивных и устных источников. Автобиография, в отличие от биографии, охватывает определённый период жизни…» [11, с. 36].

Биографический текст является совокупностью представлений школьника о собственном жизненном пути и его значимых событиях. Это могут быть в равной мере как события яркие, незаурядные, единственные в своем роде, так и повседневные, но являющиеся значимыми для автора на момент написания своей биографии (в период изучения биографий выдающихся писателей).

Особенность биографических текстов школьников в том, что они, в отличие от биографий людей других возрастных групп, представляют собой жизнеописание достаточно короткого периода жизни (с рождения до 16-17 лет), поэтому часть обычного набора ценностей взрослых отсутствует: работа, взаимоотношения с коллегами, семейные отношения, любовь к собственным детям и т.д. В основном присутствуют такие ценности, как друзья, достаток, путешествия, образование, спорт, успех, любовь, домашние животные, хобби, учёба, развитие, активная жизнь, независимость, общение, свобода, собственный стиль, счастье, здоровье, природа, удовольствия и др. Кроме того, наблюдается, что в сознании старшеклассников имеет место развитие соответствующих ценностей, а также спонтанные переходы к ценностям. Отсюда мы видим, что в биографическом тексте могут как доминировать соответствующие ценности, так и прослеживаться предпосылки развития той или иной ценности.

Наблюдая за старшеклассниками и исследуя развитие их внутреннего мира, мы приходим к выводу, что останавливаться только лишь на данных возрастных ценностях не следует. Именно жизнь известных писателей может оказать огромное воздействие на формирование системы ценностей учащихся. Следовательно, в воспитательном плане именно подбор биографического материала имеет основное значение. «На материале биографий можно без нарочитой назидательности ставить и решать эстетические вопросы о долге гражданина, принципиальности, преодолении трудностей, о самовоспитании, культуре труда» [7, с. 11].

Биография подразумевает наличие внутренней истории. А если история в этот период осознаётся как движение от бессознательности к сознательности, то биография - акт постепенного самовоспитания, направленного на интеллектуальное и духовное развитие.

Ценностно-смысловой аспект биографии проявляется в непосредственном стремлении старшеклассника понять свою жизнь, определённые временные отрезки в более широком контексте. Изучение биографий для него позволяет осмыслить свою жизнь, связать отдельные эпизоды и события жизни в единое целое, понять уникальность своего существования. Развитие способности ученика к осмыслению своей жизни и смысла существования может рассматриваться в качестве одной из важнейших задач педагогики.

Реализация данной задачи возможна на основе знакомства с биографиями, постижения нравственных ценностей, обуславливающих жизненные выборы и поступки человека в различные периоды его жизни. В период ознакомления с различными жизненными историями развивается рефлексия, расширяется смысловое пространство личности.

Интерес к своей биографии – уникальная возможность увидеть свою жизнь как единое целое. Жизнь другого человека является своеобразной моделью, через которую учащийся может корректировать свою жизнь, вносить своеобразные поправки. Старшеклассник изучает, примеряет различные биографии к себе, сравнивает их со своими событиями, отличительными фактами биографии. Таким образом, это возможность расширять и углублять жизненный опыт на пути к себе самому.

К сожалению, при составлении собственных биографических текстов имеют место снижающие ценность всей деятельности трудности, которых следует избегать:

- при составлении собственных биографических текстов старшеклассники прибегают к разного рода клише, шаблонам, штампам, образным стереотипам;

- «литературность» - стремление приукрасить текст и поразить воображение читателя/слушателя (использование описательных оборотов, гипербол, пафосности).

В непосредственном социальном окружении выделяются люди, биографии которых являются предметом внимания и изучения старшеклассника, а своеобразное проектирование жизни в школьном возрасте происходит практически стихийно, даже неосознанно. Следовательно, педагогическая задача в работе с биографиями заключается в том, чтобы организовать процессы изучения выдающихся личностей (в нашем случае писателей) с умелым включением обучающе-воспитательных методов и приёмов.

На основе изучения биографий и проецирования на себя активизируются процессы принятия себя в этом мире, самоценности своего «Я», ориентирования в ценностях человеческой жизни. Благодаря этому старшеклассник имеет возможность переживать, осознавать свои поступки, управлять личными переживаниями, соответственно анализировать их, а следовательно, формировать навыки активного отношения к своей жизни.


Литература:

  1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, - 1998. – С. 15-45.

  2. Балясников В.А. «Социально-психологические аспекты воспитания нравственности старшеклассников», стр. 28 – 31.Вторая всероссийская научно-практическая конференция. «Воспитание этической культуры детей и подростков». Тезисы докладов и сообщений (Москва, 20-26 апреля 1998 года). Москва, 1998. Составитель, научный редактор А.И.Шемшурина.

  3. Бельчиков Н.Ф. Пути и навыки литературоведческого труда. Изд. 2-е. Учеб. Пособие для филол. спец. – М. Высш. школа, 1975 – 200 с.

  4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов на Дону: РГПУ. – 2000. – 352с.

  5. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика. – 1995. - №4. – 29-36с.

  6. Борзенко В.А., Кувакина А.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма /под ред. В.А.Кувакина, А.Г.Круглова. М.: Российское гуманистическое общество, 2002. – 350с.

  7. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах. Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1964. – 164 с.
  8. Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.:Педагогика, 1985. – 102с.

  9. Николина В.В. Духовные ценности в воспитании личности: психолого-педагогический аспект/Православие и культура. ХI Рождественские православно-философские чтения /под ред. Л.Е.Шапошникова. – Н.Новгород: НГЦ. – 2002. – 485с. С. 72-79.

  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М. Изд. Советская энциклопедия, 1972.

  11. Родионова О.А. Изучение биографии писателей в 5 – 11 классах с привлечением краеведческого материала. Дисс. … канд. пед. наук. Оренбург, 2006.

  12. Философский словарь /под ред. М.М.Розенталя. – М. Изд-во Полит. литература. – 1975. – 495с.

  13. Щуркова Н.Е.Практикум по педагогической технологии – М.: Пед. общество России. – 1988. – 34с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle