Библиографическое описание:

Сорокин А. В. Формирование профессионально-коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки слушателей в вузах ФСИН России как педагогическая проблема [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 364-367.

Качественная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) к сложным условиям их деятельности была и остается приоритетной задачей образовательных учреждений ФСИН России. Итоговые цели педагогов здесь отличаются известным дуализмом. С одной стороны, необходимо подготовить юриста, обладающего знаниями, навыками и умениями, отвечающими Государственному образовательному стандарту по соответствующей специальности. В этой части подготовка выпускника вуза Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) ничем не отличается от обучения студента "гражданского" юридического вуза. С другой стороны, нужно учитывать специфику будущей служебной деятельности слушателя. В связи с этим, на наш взгляд, непременным элементом учебного и воспитательного процессов в вузах ФСИН России будет, является формирование профессионально-коммуникативных умений у обучающихся при изучении дисциплин уголовно-правового цикла.

В условиях реформирования и развития уголовно-исполнительной системы произошло возрастание объема задач возложенных на уголовно-исполнительную систему. В числе основных задач реформирования УИС определены такие, как совершенствование уголовно-исполнительной политики и организации исполнения наказаний, направленной на социализацию осужденных; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; приведение системы исполнения наказаний в соответствие с международными стандартами, обучение, воспитание и профессиональная подготовка сотрудников новой формации и др. [1].

Качественное решение этих задач предполагает использование современных подходов к профессиональному становлению и совершенствованию профессионального мастерства сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе создания целостной системы их профессиональной подготовки. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» провозглашается «гуманистический характер образования», в соответствии с которым развитие личности становится важной целью деятельности образовательных учреждений ФСИН России [2].

И важная роль в этом процессе принадлежит образовательным учреждениям высшего профессионального образования. А в решении данной проблемы на современном этапе развития УИС особую роль должна играть именно профессиональная подготовка специалистов.

В связи с произошедшими изменениями в законодательстве привело к повышению требований ко всем сотрудникам, входящим в ее организационно-штатную структуру и появлению нового подхода к процессу правового профильного обучения, увязыванию проблемы успешной реализация возложенных на УИС функций по исполнению уголовного наказания от наличия профессионально подготовленных кадров.

Необходимость формирования профессионально-коммуникативных умений у будущих специалистов УИС продиктовано всевозможными изменениями в экономической, политической и социальной-правовой сферах жизни общества. Безусловно, определяющую роль в данном вопросе, должна сыграть профессиональная подготовка педагогов высших общеобразовательных учреждений ФСИН России.

Отметим, что совершенствование системы подготовки кадров уголовно-исполнительной сис­темы, а также эффективности их профессионального обу­чения является одним из основных направлений кадровой поли­тики ФСИН России. Сегодня необходимы кадры не только с хорошей профессиональной подготовкой, но и с более широким кругозором, высокой культурой поведения, прочными мораль­ными установками, умеющие общаться на различных социальных уровнях и по различным вопросам.

При разработке содержания обучения будущих специалистов ФСИН России преподавателю необходимо учитывать следующие особенности, которые характерны для пенитенциарной системы:

  • творческую активность, призывающую специалиста мыслить, анализировать, эффективно выполнять свою профессиональную деятельность;

  • коммуникабельность   умение контактировать с людьми, ориентироваться в оперативной обстановке;

  • самостоятельность, требующую от работника умений персонально принимать решения, собственноручно фиксировать и подтверждать факты, совершать действия;

  • самообразование на протяжении всей профессиональной деятельности.

Как видим, основу деятельности специалиста УИС составляют функции прогнозирования, проектирования и организации процессуальных сторон системы исполнения наказаний, где коммуникативный компонент является основным составляющим деятельности специалиста.

В соответствии с требованиями нового образовательного стандарта [3] выпускник должен обладать общекультурными компетенциями: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания; способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе; имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону; стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; анализировать социально значимые проблемы и процессы и др.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в нормотворческой деятельности: способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; в правоприменительной деятельности: способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры; обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; в правоохранительной деятельности: готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; в экспертно-консультационной деятельности: способен толковать различные правовые акты; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; в педагогической деятельности: способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне; управлять самостоятельной работой обучающихся; эффективно осуществлять правовое воспитание.

Для формирования профессионально-коммуникативных умений, а также в целях повышения профессионального уровня сотрудников УИС, педагогам при изучении дисциплин уголовно-правового цикла таких как «Криминология», «Уголовный процесс», «Уголовное право», «Криминология и профилактика преступлений», «Теоретические основы квалификации преступлений», «Криминологическая характеристика и профилактика преступлений в местах лишения свободы», «Региональные особенности и проблемы борьбы с преступностью», «Проблемы квалификации преступлений, совершаемых в учреждениях уголовно-исполнительной системы», и др., целесообразно, на наш взгляд, проводить совместные семинары, круглые столы и совещания с участием сотрудников УИС, органов суда, прокуратуры и представителей образовательных учреждений УИС; привлекать в процесс обучения практических сотрудников УИС для осуществления анализа и оценки знаний, умений и навыков слушателей и обмена передовым опытом деятельности; проводить ролевые игры – рассмотрением типичных ситуаций, которые могут непременно возникнуть в будущей деятельности сотрудников УИС. «Цель проигрывания таких ситуаций – поиски выхода из них в процессе игры или при просмотре и переживании со стороны формирование практических умений и навыков общения, принятия решений» [4], путем вовлечения всех слушателей в активную деятельность и помощи им абстрагироваться и побыть в различных ролях и ситуациях характерных для пенитенциарной системы.

Профессиональная подготовка будущих специалистов УИС должна быть ориентирована на формирование системы научных принципов и методов, обеспечивающих функции прогнозирования, проектирования и организации процессуальных сторон системы исполнения наказаний, где коммуникативный компонент является основным составляющим деятельности специалиста, что ставит педагогическую проблему формирования профессионально-коммуникативных умений в разряд наиболее значимых. Умение же предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач.

Выпускники образовательных учреждений ФСИН России должны уметь планировать воспитательную работу с осужденными, мероприятия по воспитанию и обучению личного состава, работу среди населения по формированию объективного мнения о деятельности правоохранительных органов, владеть основами планирования труда осужденных и обучения их профессии. Следовательно, через призму обучения, будущим сотрудникам УИС актуально формирование таких профессионально-коммуникативных умений, как: умение вступать в положительный эмоциональный контакт; спонтанно общаться; слушать и понимать партнера по общению; взаимодействовать с партнером; умение вызывать доверие; умение убеждать; умение правильно воспринимать и учитывать критику, соответственно с ней перестраивать свою деятельность; тактично и справедливо оценивать деятельность субъектов общения; выдвигать педагогическое требование и добиваться его выполнения и т.д.

Овладение профессионально-коммуникативными умениями в процессе профессиональной подготовки возможно через развитие мотивации к освоению профессионально-коммуникативных умений, усвоение цели и теоретических основ профессионально-коммуникативной деятельности, формирование операционного состава профессионально-коммуникативной деятельности.

Таким образом, для того чтобы формирование профессионально-коммуникативных умений слушателей происходило успешнее, следует включать обучение этим умениям в контекст с профессионально-значимыми дисциплинами уголовно-правового цикла, организовывать наблюдение за применением профессионально-коммуникативных умений в практической деятельности юриста, вызывать интерес к освоению профессионально-коммуникативных умений, добиваться понимания важности, необходимости владения профессионально-коммуникативных умений при осуществлении профессиональной деятельности.


Литература:

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2. Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр)" : Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

4. Тюгаева Н.А. Методика подготовки и проведения ролевой игры // Проблемы совершенствования форм и методов активного обучения в высшей школе Российской Федерации. – Рязань: РВШ МВД РФ, 1994. С. 41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle