Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, Е. Т. Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников / Е. Т. Иванова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1695/ (дата обращения: 19.04.2024).

5

В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа. В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ, в которой говорится, что «подлинных граждан можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа.

Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.

Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. Учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.

Танцевальная культура народа саха - это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. В нем всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком. Сегодня якутский танец — неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.

На базе МДОУ № 24 «Кэскил» с. Томтор Оймяконского улуса в рамках работы кружка «Дайаана» посредством якутского танца мы учим дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Недаром говорят, что «Красота спасет мир». Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.

Для выявления динамики танцевальных навыков и умений у детей 4-7 лет мы используем диагностику, направленную на определение показателей их усвоения. Перед проведением диагностических методик используем разработанные нами критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры: умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца. На основе установленных критериев выявлены показатели усвоения дошкольниками народной танцевальной культуры.

Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры: внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.

Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;

Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.

При проведении диагностики после показа с опросом элементов якутского танцевального движения ребенку предлагаем его повторить, после чего проводится небольшая беседа с ним об исполненных движениях.

Детям были показаны:

I – подражательные движения, животных и птиц -

- бег оленя;

- элементы движения стерха;

- заячий прыжок;

- элементы движения птички; элементы из эвенских подвижных игр -

- «подскоки на опорной ноге»;

- «прыжок через нарты»;

- «метание»;

II – движения имитирующие трудовой процесс -

- «шитье»;

- «доярушка»;

- «плетенье кос»;

- «охота»;

- «лыжник»;

- «колка дров».

В ходе методики детям задаем следующие вопросы:

1. Как называется это движение?;

2. Что показывает, на что или на какое действие похоже?;

3. Почему эти движения нашли место в якутском танце?

Определив у детей умения подражательства движениям народного якутского танца и уровня отношения к культуре народа саха, приступаем к процессу обучения якутскому танцу.

Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей танцевальных навыков. Взрослый формирует правильные представления ребенка о движениях танца, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении. При разучивании танца со словами обращается внимание на одновременное их выполнение. При этом стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.

Основная работа осуществляется на занятиях танцевального кружка «Дайаана» поэтапно.

1 этап: тренировочные упражнения и основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.

2 этап: основные элементы якутского танца.

Подражательные движения элементам якутским танца. Элементы игровых танцев. Элементы труда в танцах «Мастерицы», «Охотник», «Зимние узоры».

3 этап: традиционный якутский праздник «Ысыах».

Задачи при обучении дошкольников якутскому танцу:

- включение всех якутских движений в виде разминки;

- изучение основных элементов якутского танца;

- усвоение стиля и манеры якутского танца;

- ознакомление с его смысловым содержанием;

- беседы об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфики исполнения основных движений;

- помочь уловить связь якутского танца с жизнью, бытом, с природно-климатическими условиями и трудовым процессом народа саха.

Вот некоторые элементы из якутских подвижных игр и танцев, которым мы учим детей на занятиях кружка:

«Дьиэрэнкэй» - особый вид бега, подскоки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед и назад.

«Чохчоохой» - юноши соревнуются на выносливость, исполняется по IV позиции, в полном присесте, подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

«Атах тэпсии» - подскоки на опорной ноге (правой или левой), одновременно работающая нога выносится вперед, затем переносится на другую (правую, левую) переставляется на противоположную ногу.

«Кулун куллуруhуу» - кружение под рукой.

«Прыжок зайца» - прыжок на две ноги вперед, в сторону, назад – присесть на VI позиции и сделать прыжок на обе ноги. Опускаясь с полупальцев на всю стопу вперед, в сторону и назад.

«Бой петухов» («бетуктээhин») подскоки. Подскоки на одной ноге, приближаясь и отталкиваясь друг от друга.

Интерес к якутскому танцу, увлеченность его характером, любовь к нему - обяза­тельное условие для того чтобы он широко раскрыл и подарил детям свой мир, для того, чтобы он мог выполнить свою воспитательную и познаватель­ную роль. Большое значение для творческого роста дошкольников имеют выступ­ления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качество исполнения.

Дополнительными средствами, способствующими воспитанию ребенка были тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд), жесты, мимика, дви­жение, костюм, мизансцена, т.е. творческие «знаки» театрально-музыкального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка являлось важнейшим мето­дическим принципом проведения экспериментальных занятий.

За время работы кружка «Дайаана» родители постоянно помогают в решении организационных вопросов – подготовка атрибутов и костюмов для выступлений детей на праздниках, различных смотрах и конкурсах, гастролей, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие ответственные вопросы по перевозу кружковцев, посещают открытые занятия. Такая совместная работа сплачивает всех и превращает в единый коллектив в составе «Дайааны»: дети, родители, руководитель.

Воспитанниками достигнуты следующие достижения в деятельности кружка:

- Республиканский конкурс «Полярная звезда», 2008, 2009, 2010, 2011 гг. – лауреат I степени;

- Лучший руководитель года – 2004, 2008, 2010 гг.;

- Сертификат распространения опыта - г. Якутск, 2011г;

- Сертификат распространения опыта - с. Намцы, 2011г;

- Лучший танцевальный коллектив – 2009 г.


Литература:

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе.- Воронеж, НПО «ОДЕКС»,2001.-350с.

  2. Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов.- М.:МГОПУ,1993.

  3. Лукина А.Г.Пути развития традиционной якутской хореографии.- Якутск,1996.-с.123.

  4. Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства.// Дошкольное воспитание.-2004.-№2.-С.67

Основные термины (генерируются автоматически): якутский танец, ребенок, движение, народная танцевальная культура, танец, народная музыка, опорная нога, Сертификат распространения опыта, Якутия, якутский народ.

Похожие статьи

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй»...

Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании... Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.

Национальный танец хака как отражение национальной...

В которых описываются якутские танцы и движения.

Данный фактор имеет определяющее значение в русле диалога культур на современном этапе. Национальный танец хака как отражение национальной культуры Новой Зеландии.

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Музыка и движения в народных танцах изображают национальный характер каждого народа-создателя этих танцев. В мужских танцах изображаются сила и мощь, трудолюбие, преданность мужчин, забота и уважение к женщине.

Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной...

Так же осуохай в наши дни является символом якутской культуры государственного значения, так как носит характер консолидирования народа. В 2012 году на ысыахе Туймады установлен рекорд Гинесса по исполнению данного традиционного танца.

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения... народный танец, воспитательная работа, ребенок...

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Ысыах — якутский национальный праздник испокон веков традиционно сопровождается проведением комплекса обрядов и ритуалов

Взаимосвязь русских народных праздников, обычаев и обрядов со сменой времен года на протяжении многих лет интересует как...

Изучение характерных особенностей народного танца для...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Традиционная культура народов Севера в современном...

Эвены – один из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – в Республике Саха (Якутия) в основном рассредоточены небольшими группами в ее северо-восточных районах

Здесь танец hээдьэ выступает как консолидирующее, объединяющее ядро различных этносов, культур.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Народная музыка слагается и передается устно от исполнителя к исполнителю, от

русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой...

Похожие статьи

Влияние культа лошади на движение «Дьиэрэнкэй»...

Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании... Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.

Национальный танец хака как отражение национальной...

В которых описываются якутские танцы и движения.

Данный фактор имеет определяющее значение в русле диалога культур на современном этапе. Национальный танец хака как отражение национальной культуры Новой Зеландии.

Хореографическая интерпретация общечеловеческих ценностей

Музыка и движения в народных танцах изображают национальный характер каждого народа-создателя этих танцев. В мужских танцах изображаются сила и мощь, трудолюбие, преданность мужчин, забота и уважение к женщине.

Механизмы сохранения и воспроизводства традиционной...

Так же осуохай в наши дни является символом якутской культуры государственного значения, так как носит характер консолидирования народа. В 2012 году на ысыахе Туймады установлен рекорд Гинесса по исполнению данного традиционного танца.

Русская школа народно-сценического танца: возвращение...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Обучение народно-сценическому танцу как условие приобщения... народный танец, воспитательная работа, ребенок...

Традиции и новации в обрядовой культуре праздника Ысыах

Ысыах — якутский национальный праздник испокон веков традиционно сопровождается проведением комплекса обрядов и ритуалов

Взаимосвязь русских народных праздников, обычаев и обрядов со сменой времен года на протяжении многих лет интересует как...

Изучение характерных особенностей народного танца для...

народный танец, сценический танец, народная хореография, хореографическое искусство, танцевальная лексика, движение рук, танец.

Традиционная культура народов Севера в современном...

Эвены – один из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – в Республике Саха (Якутия) в основном рассредоточены небольшими группами в ее северо-восточных районах

Здесь танец hээдьэ выступает как консолидирующее, объединяющее ядро различных этносов, культур.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

Народная музыка слагается и передается устно от исполнителя к исполнителю, от

русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой...