Библиографическое описание:

Иванова Е. Т. Танцевальная культура народа саха в эстетическом воспитании старших дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 107-109.

5

В дошкольных образовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) наметилась прогрессивная тенденция совершенствования педагогического процесса путем его обогащения этнокультурными традициями, что предполагает усвоение детьми национально-культурных ценностей, воплощенных в традиционном мировоззрении народа. В Якутии действует Концепция обновления и развития национальных школ, в которой говорится, что «подлинных граждан можно воспитать лишь на основе родной культуры, постепенно приобщая детей к традициям родного народа.

Якутский народ в основном сохранил свои уникальные традиции и национальную культуру, представляющий значительный ресурс для эстетического воспитания, подрастающего поколения. В этой связи приобрела особую актуальность проблема приобщения к якутскому танцевальному искусству детей с малых лет.

Особенности приобщения детей к народному танцевальному искусству изучались в исследованиях О.А. Апраксиной, Т.С. Комаровой, Н.И. Моревой и др. Учеными изучались познавательные и игровые интересы, интерес к народной поэзии, песне, танцу, природе. Авторы подчеркивают, что танец – это сфера деятельности, основанная на движении, позах, пластике и мимике, ритме как средствах эмоциональной выразительности.

Танцевальная культура народа саха - это сравнительно молодое, опирающееся на богатства уникального песенного и инструментального фольклора явление, уходящего своими корнями в глубокую древность. У якутов многие танцы связаны с охотой, оленеводством, промыслом. В нем всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком. Сегодня якутский танец — неотъемлемая составная часть многонациональной российской культуры.

На базе МДОУ № 24 «Кэскил» с. Томтор Оймяконского улуса в рамках работы кружка «Дайаана» посредством якутского танца мы учим дошкольников свободно владеть своим телом, познавать красоту окружающего мира. Недаром говорят, что «Красота спасет мир». Научить детей устремлению к красоте духовного развития – это немаловажная задача каждого педагога. Одевшись в красивые танцевальные костюмы, ребенок чувствует себя «на высоте», а подавая на сцене танец с красивым костюмом, становится вдвойне эстетически и духовно богатым, чувствует себя нужным в обществе человеком.

Для выявления динамики танцевальных навыков и умений у детей 4-7 лет мы используем диагностику, направленную на определение показателей их усвоения. Перед проведением диагностических методик используем разработанные нами критерии усвоения детьми народной танцевальной культуры: умение внимательно слушать народную музыку, различать ее характер; умение запоминать и передавать предложенные педагогом движения народного танца. На основе установленных критериев выявлены показатели усвоения дошкольниками народной танцевальной культуры.

Высокий уровень усвоения старшими дошкольниками народной танцевальной культуры: внимательно слушает музыку перед выполнением движения, может различить ее характер; правильно выполняет задания, ребенок легко и быстро воспроизводит движения, внимательный и прилагает все свои усилия, чтобы добиться результата; правильно определяет характер народного произведения, высказывается о нем.

Средний уровень: внимательно слушает музыку, может различить ее характер; есть интерес к поставленным задачам, но допускает незначительные ошибки при выполнении танцевальных движений;

Низкий уровень: невнимательно слушает народную музыку, не может различить ее характер, не высказывается о ней; выполняет задание неточно, допускает ошибки при выполнении движения.

При проведении диагностики после показа с опросом элементов якутского танцевального движения ребенку предлагаем его повторить, после чего проводится небольшая беседа с ним об исполненных движениях.

Детям были показаны:

I – подражательные движения, животных и птиц -

- бег оленя;

- элементы движения стерха;

- заячий прыжок;

- элементы движения птички; элементы из эвенских подвижных игр -

- «подскоки на опорной ноге»;

- «прыжок через нарты»;

- «метание»;

II – движения имитирующие трудовой процесс -

- «шитье»;

- «доярушка»;

- «плетенье кос»;

- «охота»;

- «лыжник»;

- «колка дров».

В ходе методики детям задаем следующие вопросы:

1. Как называется это движение?;

2. Что показывает, на что или на какое действие похоже?;

3. Почему эти движения нашли место в якутском танце?

Определив у детей умения подражательства движениям народного якутского танца и уровня отношения к культуре народа саха, приступаем к процессу обучения якутскому танцу.

Выразительный показ взрослого занимает ведущее место в системе формирования у детей танцевальных навыков. Взрослый формирует правильные представления ребенка о движениях танца, о своих собственных задачах. Сначала допускается подражательность педагогу, а затем дети постепенно переходят к полной самостоятельности при слушании и исполнении. При разучивании танца со словами обращается внимание на одновременное их выполнение. При этом стараемся довести танцевальный образ так, чтобы дети сами чувствовали танец якутского народа и передавали его характер мимикой и эмоциями.

Основная работа осуществляется на занятиях танцевального кружка «Дайаана» поэтапно.

1 этап: тренировочные упражнения и основные положения рук, ног, корпуса в якутских танцах.

2 этап: основные элементы якутского танца.

Подражательные движения элементам якутским танца. Элементы игровых танцев. Элементы труда в танцах «Мастерицы», «Охотник», «Зимние узоры».

3 этап: традиционный якутский праздник «Ысыах».

Задачи при обучении дошкольников якутскому танцу:

- включение всех якутских движений в виде разминки;

- изучение основных элементов якутского танца;

- усвоение стиля и манеры якутского танца;

- ознакомление с его смысловым содержанием;

- беседы об истоках якутского народного танца, о происхождении и специфики исполнения основных движений;

- помочь уловить связь якутского танца с жизнью, бытом, с природно-климатическими условиями и трудовым процессом народа саха.

Вот некоторые элементы из якутских подвижных игр и танцев, которым мы учим детей на занятиях кружка:

«Дьиэрэнкэй» - особый вид бега, подскоки с ноги на ногу на месте и с продвижением вперед и назад.

«Чохчоохой» - юноши соревнуются на выносливость, исполняется по IV позиции, в полном присесте, подскоки на месте, с продвижением вперед, назад и вокруг себя.

«Атах тэпсии» - подскоки на опорной ноге (правой или левой), одновременно работающая нога выносится вперед, затем переносится на другую (правую, левую) переставляется на противоположную ногу.

«Кулун куллуруhуу» - кружение под рукой.

«Прыжок зайца» - прыжок на две ноги вперед, в сторону, назад – присесть на VI позиции и сделать прыжок на обе ноги. Опускаясь с полупальцев на всю стопу вперед, в сторону и назад.

«Бой петухов» («бетуктээhин») подскоки. Подскоки на одной ноге, приближаясь и отталкиваясь друг от друга.

Интерес к якутскому танцу, увлеченность его характером, любовь к нему - обяза­тельное условие для того чтобы он широко раскрыл и подарил детям свой мир, для того, чтобы он мог выполнить свою воспитательную и познаватель­ную роль. Большое значение для творческого роста дошкольников имеют выступ­ления перед зрителями. Они активизируют детей, стимулируют их работу в коллективе, формируют качество исполнения.

Дополнительными средствами, способствующими воспитанию ребенка были тексты литературных произведений (стихов, сказок, легенд), жесты, мимика, дви­жение, костюм, мизансцена, т.е. творческие «знаки» театрально-музыкального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка являлось важнейшим мето­дическим принципом проведения экспериментальных занятий.

За время работы кружка «Дайаана» родители постоянно помогают в решении организационных вопросов – подготовка атрибутов и костюмов для выступлений детей на праздниках, различных смотрах и конкурсах, гастролей, каких-либо ответственных мероприятий, решают многие ответственные вопросы по перевозу кружковцев, посещают открытые занятия. Такая совместная работа сплачивает всех и превращает в единый коллектив в составе «Дайааны»: дети, родители, руководитель.

Воспитанниками достигнуты следующие достижения в деятельности кружка:

- Республиканский конкурс «Полярная звезда», 2008, 2009, 2010, 2011 гг. – лауреат I степени;

- Лучший руководитель года – 2004, 2008, 2010 гг.;

- Сертификат распространения опыта - г. Якутск, 2011г;

- Сертификат распространения опыта - с. Намцы, 2011г;

- Лучший танцевальный коллектив – 2009 г.


Литература:

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе.- Воронеж, НПО «ОДЕКС»,2001.-350с.

  2. Григорьева А.А. Методологические и теоретические проблемы этнопедагогики якутов.- М.:МГОПУ,1993.

  3. Лукина А.Г.Пути развития традиционной якутской хореографии.- Якутск,1996.-с.123.

  4. Пищикова Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства.// Дошкольное воспитание.-2004.-№2.-С.67

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle