Библиографическое описание:

Тадтаева Л. Х. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 53-55.

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из центральных направлений воспитания сотрудников органов внутренних дел. Деятельность сотрудника органов внутренних дел находится под пристальным вниманием общества, поскольку затрагивает интересы всех его членов и ее результаты сказываются на обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Нравственное воспитание всегда было объектом пристального внимания выдающихся мыслителей прошлых веков и современности. Особое внимание нравственному становлению личности уделяли И. Кант, Ж.- Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они исходили из того, что воспитание личности является целенаправленным процессом, которое формируется под влиянием объективных условий жизни и самовоспитания[4].

Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под дейст­вием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны со­трудника становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного вре­мени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования вы­соких профессиональных, морально-психологических и боевых качеств, выработка устойчивости к антиобщественным и амо­ральным явлениям. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности сотрудника, придает целеуст­ремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушате­лей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.

При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов, не способная к труд­ной службе в органах внутренних дел. Этим и определяется значимость работы всех звеньев правоохранительных органов по развитию самовоспитания сотрудников.

Действенность нравственного воспитания обеспе­чивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие до­полняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям мораль­ного порядка, развивать в себе качества, необходимые для полно­ценной нравственной жизни.

Нравственное самовоспитание - это активный, сознатель­ный, целеустремленный процесс формирования и развития со­трудником положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нрав­ственными идеалами и характером деятельности; это - постоян­ная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навы­ков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспи­тание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собствен­ными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть бли­жайшие и перспективные результаты своей деятельности.

Хотелось бы отметить, что нравственное самовоспитание обладает неко­торыми особенностями, обусловленными характером и задачами службы в правоохранительных органах. К числу таких особенно­стей можно отнести то, что наряду с развитием общих личност­ных качеств оно включает в себя формирование особого рода специфических профессиональных качеств. Оно призвано разви­вать качества не только профессионального специалиста, но и активного гражданина, воспитателя и учителя своих подчинен­ных. Как представитель правоохранительных органов, будущий специалист тесно связан с политическими целями и интересами государства, и это не может не отражаться на его самовоспитании[1].

Нравственное самовоспитание слушателей происходит в рам­ках внутреннего распорядка учебного центра профессиональной подготовки, жесткой регламента­ции и строгого уставного порядка, которые сами по себе высту­пают как важные условия и средства самовоспитания. Нравственное самовоспитание слушателей правоохранительных учебных заведений сопряжено с повышенным напряжением фи­зических и духовных сил с преодолением опасных для здоровья и жизни ситуаций.

Задача ко­мандиров и начальников (профессорско-преподавательского со­става, руководства курсов ифакультетов) состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовос­питания сотрудников (слушателей, будущих специалистов). Орга­низация и осуществление нравственного самовоспитания включа­ет: изучение сотрудником общезначимых социально-качест­венных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности сотрудника органов внутренних дел (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способно­стей, сил и возможностей; планирование работы над собой, по­становку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовос­питания; изучение практики самовоспитания выдающихся лично­стей — представителей избранной профессии, педагогов, мысли­телей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собст­венной активности во всех сферах деятельности.

Между процессами нравственного самовоспитания и нравст­венного воспитания существует глубокая диалектическая взаимо­связь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внут­реннее (самовоспитание). Человек есть объект-субъект, что не­обходимо учитывать в процессе формирования личности сотрудника органов внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел должен сам вырабатывать нравственные устои, Действительное человеческое воспитание должно рассматриваться, прежде всего, как управление самовоспитанием. В этом - один из важнейших факторов фор­мирования личности специалиста органов внутренних дел.

Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, службой в правоохранительных органах, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым — зависимость самовоспитания от потребностей и инте­ресов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов[5].

В целом социальная среда определяет направленность и ха­рактер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовер­шенствовании подниматься выше социального окружения.

Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников правоохра­нительных органов от сплоченности и зрелости служебного кол­лектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уро­вень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. От­сюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические фор­мы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствую­щие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.

Влияние на человека всех общественных отношений осуще­ствляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотно­шения его со средой.

Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосре­дованного импульса - введение субъекта нравственного самовос­питания (сотрудника) в такую обстановку, которая бы требовалаопределенной деятельности как основы выработки соответствую­щих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в кото­рых бы он мог проявить мужество[2].

Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувст­вует глубже и в то же время превосходит необразованного вла­стью над своим чувством.

Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рас­смотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних свя­зей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимо­сти нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.

К числу внутренних закономерностей мы, так же отнесли единство целей и средств нравственного самовоспитания. Совер­шенствование личности осуществляется через систему различных средств и методов, но эти последние органически, закономерносвязаны с целями самовоспитания. Цель личности определяет средства и способы его деятельности, в том числе методы и приемы самовоспитания. Сотрудник характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает. Отсюда следует, что средства и методы самовоспитания сотрудника могут привести к желаемой цели только тогда, когда их характер соответствует ха­рактеру цели.

Для определения способности будущего сотрудника к самовоспитанию и самопознанию мы использовали метод самонаблюдения. Мы попросили слушателей учебного центра профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, фиксировать сложности и успехи во время самонаблюдения. В исследовании участвовало 18 слушателей. Следует отметить, что самонаблюдение носил преднамеренный, целенаправленный характер. Самонаблюдение как динамический процесс принял форму самоконтроля. В свою очередь самоконтроль выступает функцией самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания. В результатенастоящего исследования респонденты отметили, что самонаблюдение дала возможность осмыслить свои как личностные качества, так и возможные варианты принятий решений в определенных ситуациях. В процессе исследования выявились критерии оценок испытуемыми самих себя. Таким образом, определился уровень самооценки испытуемых.

В ходе нашего исследования нами были сделаны следующие выводы:

  • нравственные и профессиональные качест­ва слушателя вырабатываются в процессе самовоспитания в два-три раза быстрее, чем в процессе обычной (не акцентированной на самовоспитании) системы обучения и воспитания;

  • высокоморальным спе­циалист становится не по принуждению, а по внутреннему убеж­дению, вырабатывается самостоя­тельно;

  • действенность нравственного воспитания обеспечивается тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, самовоспитанием.


Литература:

  1. Аверина О.Р. этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.

  2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. введение в теорию управления нравственно-воспитательной деятельностью. Томск, 1986.

  3. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.

  4. Сухомлинский В.А. Стать человеком (Воспитание элементарной моральной культуры). Афоризмы // Новыйй мир, 1974.№ 3.

  5. Этика сотрудников правоохранительных органов: Учебник. – М.: Издательство «Щит-М», 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle