Библиографическое описание:

Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Создание механизма общественно-профессиональной экспертизы образовательных программ на базе межрегионального ресурсного центра [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 292-294.

В настоящее время система начального и среднего профессионального образования оказывает прямое и непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития страны, обеспечивая качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы, актуальные и перспективные потребности регионального рынка труда, требования работодателей и запросы полисубъектного потребителя.

Сегодня современной экономике нужен специалист/рабочий, владеющий смежными профессиями, имеющий специальные знания, умения и практические навыки в области маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий. Подготовка такого специалиста требует современного материально-технического, учебно-методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Создание независимых систем оценки качества образования является одной из ведущих тенденций развития образования в мире в настоящее время. Система оценки качества образования включает различные формы государственной оценки эффективности деятельности различных образовательных учреждений, в том числе и на уровне профессионального образования специалистов. Практикуется широкое привлечение к этой процедуре независимых представителей общественности и работодателей, владеющих комплексом актуальных требований к выпускникам ОУ НПО и СПО со стороны рынка труда. При этом регулярно собираемая информация о состоянии образования в стране и тенденциях происходящих в образовании изменений создает основу для управления качеством образования и повышения его конкурентоспособности на региональном, государственном и мировом уровнях.

Именно развитие рыночных отношений становится основным стимулом глубоких преобразований во всех сферах жизни, в деятельности различных социальных институтов и организаций. Следует констатировать, что модернизация профессиональной школы имеет как позитивные, так и негативные черты. К числу позитивных относятся: расширение спектра предлагаемых образовательных услуг и доступность в их получении; обеспечение свободы выбора путей, вариантов профессиональной самореализации в сфере образования, которое связано с появлением новых типов и видов ОУ различных форм собственности (государственной, муниципальной, негосударственной); обеспечение свободы субъектов образовательного процесса (преподаватели свободны в выборе ОУ, в реализации своих профессиональных установок, в использовании различных форм, методов обучения, в изложении своих концептуально-мировоззренческих позиций; студентам и обучающимся предоставлен выбор между бюджетной (бесплатной) и внебюджетной (платной) формами обучения и т. д.).

В качестве негативных тенденций отмечаются: возрастающая коммерциализация образовательной сферы; снижение уровня финансирования ОУ ПО со стороны государства и установление жесткой конкуренции между отдельными образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг (как на общегосударственном, так и региональном уровне, а также в соответствующих сферах профессиональной подготовки); общее снижение качества образовательных услуг и др.

В связи с этим перед сферой профессионального образования актуализируется задача подготовки выпускников с уровнем квалификации, который должен быть адекватен спросу на специалистов той или иной профессиональной сферы. Именно общество как в лице работодателя, так и в лице потребителя образовательных услуг, является заказчиком на «продукцию» образовательных ОУ. При этом образовательная «продукция» должна удовлетворять не сиюминутный спрос на профессию, а учитывать требования долгосрочного прогноза, реализуя своеобразный маркетинг рынка труда.

Для решения заявленной проблемы и адекватной оценки качества предоставляемых образовательных услуг возникает настоятельная потребность в определении мнения различных целевых аудиторий. Возникает насущный вопрос: «На чье мнение стоит ориентироваться при выборе образовательного учреждения?» Ответ на этот вопрос можно найти в концептуальных документах, отражающих общую стратегию развития профессионального образования. Так, стра­теги­чес­кой целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг. яв­ля­ет­ся обес­пе­чение дос­тупнос­ти ка­чест­вен­но­го об­ра­зова­ния, со­от­ветс­тву­юще­го тре­бова­ни­ям ин­но­ваци­он­но­го со­ци­аль­но ори­ен­ти­рован­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Фе­дера­ции.

Ре­али­зация этой це­ли пред­по­лага­ет ре­шение сле­ду­ющих при­ори­тет­ных за­дач, таких как:

  • обес­пе­чение ин­но­ваци­он­но­го ха­рак­те­ра ба­зово­го об­ра­зова­ния;

  • мо­дер­ни­зация инс­ти­тутов сис­те­мы об­ра­зова­ния как инс­тру­мен­тов со­ци­аль­но­го раз­ви­тия;

  • соз­да­ние сов­ре­мен­ной сис­те­мы неп­ре­рыв­но­го об­ра­зова­ния, под­го­тов­ки и пе­репод­го­тов­ки про­фес­си­ональ­ных кад­ров;

  • фор­ми­рова­ние ме­ханиз­мов оцен­ки ка­чест­ва и вост­ре­бован­ности об­ра­зова­тель­ных ус­луг с учас­ти­ем пот­ре­бите­лей, учас­тие в меж­ду­народ­ных со­пос­та­витель­ных исс­ле­дова­ни­ях.

Следовательно, среди ведущих направлений Программы выделяются следующие: развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений по реализации образовательных программ, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений для обеспечения объективности, достоверности и прозрачности процедур оценки деятельности образовательных учреждений; создание общенациональной и региональных систем оценки качества образования и направленной на выработку механизмов и инструментария объективной оценки качества образования, согласованных по всем уровням и ступеням образования.

Таким образом, можно предположить, что именно развитие института внешней общественно-профессиональной экспертизы, наряду с подготовкой и внедрением новых образовательных и профессиональных стандартов, можно рассматривать в качестве эффективного средства формирования рыночного механизма согласования предложений наших ОУ и спроса работодателей на качество выпускников ОУ НПО и СПО. Одновременно общественно-профессиональная оценка качества образовательной деятельности учреждений ОУ НПО и СПО позволяет собрать, проанализировать и презентовать всем заинтересованным лицам наиболее точную и объективную информацию о реальном положении того или иного ОУ, его конкурентоспособности в общей системе профессиональной подготовки специалистов на общемировом, государственном, региональном и муниципальном уровне.

В процессе реализации II этапа Государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы, «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», была проведена общественно-профессиональная экспертиза образовательных программ, разработанных, апробированных и подготовленных для внедрения. Данная экспертиза прошла в форме серии семинаров на базе Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Кемеровского горнотехнического техникума, в работе которых приняло участие 124 человека из числа руководителей, зам. директора по учебной работе, методистов, председателей цикловых комиссий и преподавателей.

Также была проведена экспертиза проектов сетевых образовательных программ членами Экспертного совета по профессиональному образованию Кемеровской области, который был создан с целью организации и проведения компетентной государственно-общественной экспертной оценки примерных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, для обеспечения согласованных действий специалистов департамента образования и науки Кемеровской области, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор), ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (ГОУ «КРИПО»), учреждений профессионального образования Кемеровской области при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов.

Основными задачами Экспертного совета являются:
  • проведение экспертной оценки примерных профессиональных образовательных программ, основных профессиональных образовательных программ;

- разработка рекомендаций по результатам проведенной экспертной оценки;

- создание и пополнение банка данных результатов экспертной оценки образовательных программ;

- подготовка аналитических и информационно-методических материалов и предложений по вопросам разработки учреждениями профессионального образования средств обучения.

Экспертный совет строит свою работу на принципах добровольности прохождения экспертной оценки основных профессиональных образовательных программ, прозрачности и объективности проведения экспертной оценки, комплексности и научной обоснованности, системного единства нормативно-методологического обеспечения, независимости привлекаемых к работе экспертов и объективности экспертных оценок, гласности результатов экспертной оценки.

Члены Экспертного совета провели техническую и содержательную экспертизы программ профессиональных модулей и учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по профессии 130406.01 Обогатитель полезных ископаемых и Основной профессиональной образовательной программы по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых. Данная экспертиза была проведена в соответствии с рекомендациями, разработанными Федеральным институтом развития образования.

Кроме того, были проведены экспертизы дополнительной профессиональной образовательной программы (дополнительной профессиональной подготовки) по профессии Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования, дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации) «Организация учебно-производственного процесса по подготовке рабочих и специалистов в соответствии с требованиями ФГОС и работодателей», дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации) «Современные и перспективные технологии в сфере добычи и переработки угля» со стороны работодателей, представителей регионального органа исполнительной власти в области образования и членами профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева». В результате проведения общественно-профессиональной экспертизы, образовательные программы были доработаны с учетом высказанных замечаний и предложений.

Таким образом, в процессе реализации II этапа государственного контракта, выполняемого в рамках ФЦПРО на 2011-2015 годы был создан институциональный механизм общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального ресурсного центра, что позволит в дальнейшем привлекать к процедуре общественно-профессиональной экспертизы не только представителей из области профессионального образования, но и потенциальных работодателей, для которых качество подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования является существенным условием их развития и процветания.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательных программ, профессионального образования, среднего профессионального образования, ресурсного центра, межрегионального отраслевого ресурсного, профессиональных образовательных программ, отраслевого ресурсного центра, образовательных учреждений, общественно-профессиональной экспертизы, экспертной оценки, оценки качества образования, образовательных услуг, сетевых образовательных программ, экспертизы новых образовательных, основных профессиональных образовательных, новых образовательных программ, сети образовательных учреждений, профессиональной образовательной программы, межрегионального ресурсного, механизма общественно-профессиональной экспертизы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle