Библиографическое описание:

Макарчук Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогики [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 24-28.

Одним из приоритетных направлений современного образования является патриотическое воспитание, основная цель которого в соответствии с государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», трактуется как воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой этносоциальной среде и защищать его интересы [1, 2, 5].

Изучение философской, психолого-педагогической литературы показывает, что во все времена одним из основных направлений являлось воспитание у ребенка любви к своей Родине, родной природе, а также бережное к ним отношение, что является актуальным во все времена и во всех обществах. Вопросы патриотического воспитания освещаются в литературных памятниках эпохи древнерусского государства, где главной идеей всех произведений является воспитание любви к Отечеству, готовности к его защите.

В дооктябрьский период проблема патриотического воспитания наиболее ярко отражена в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского. Во взглядах на цель воспитания их объединяет мысль о том, что нужно воспитывать патриота, смелого, настойчивого, трудолюбивого, высоконравственного человека. Согласно идеям К.Д. Ушинского, русского ребенка нужно воспитывать в духе патриотизма, глубокой любви к Родине. Главное место среди задач воспитания он отводит воспитанию нравственности.

В начале XX в. большое внимание патриотическому воспитанию уделяли Н.Ф. Бунаков, М.И. Демков, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский, чьи идеи воспитания гражданина, проникнутого патриотическими чувствами, не потеряли актуальности и в настоящее время.

После 1917 г. тема патриотического воспитания стала одной из центральных, и выделялись два аспекта в решении данной проблемы. Ученые советского периода обосновали идеи воспитания советского патриотизма в единственном ключе - верности марксистско-ленинским коммунистическим идеалам, в подчинении личности интересам коллектива (М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.) [4]. Советский патриотизм вдохновлял людей на военные и трудовые подвиги, помог победить в Великой Отечественной войне, а затем восстановить разрушенную экономику.

Выдающийся мыслитель современности Д.С. Лихачев отмечал важность воспитания любви к Отечеству: «осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим» [3, с. 208]. Эта идея приобретает особую значимость в условиях поликультурного и полиэтнического общества. В.А. Сухомлинским выделялась важность воспитания в школе у ребенка советского патриотизма, который затрагивал бы все стороны личности человека – его сознание, чувства и волю.

Процесс перехода России от тоталитарного режима к гражданскому правовому государству в 90-х гг. XX века сопровождался пересмотром духовно-нравственных ценностей общества. После распада СССР и перехода российской экономики на рыночные отношения стали возрождаться национальные традиции досоветского периода. В результате этого возникла потребность в разработке новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения с учетом имеющихся теорий и концепций патриотического воспитания. Обобщенно их представим.

В своих исследованиях отечественные ученые определяют патриотизм как политический принцип и философская категория (Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, И.П. Тугаев), как сложное нравственное качество (В.В. Белоусов, Л.Р. Болотина, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.). С педагогических позиций, как и предыдущие исследователи, считаем, что патриотизм имеет духовно-нравственную основу, соответственно, это есть одно из направлений нравственного воспитания.

Взгляды педагогов на цели обучения и воспитания на современном этапе развития общества кардинально меняются в пользу развития индивидуальных способностей личности ребенка, развития его индивидуальности, самостоятельности, толерантности, инициативности. Известными представителями в области нравственного и патриотического воспитания постсоветского периода являются: Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, О.С. Газман, Л.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.В. Щуркова и другие.

В требованиях новых Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования указано на необходимость повышения качества общего образования современной личности посредством создания благоприятных условий в школе, так как в ней сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовно-нравственная жизнь школьника. Как видно, требования современной образовательной практики и имеющиеся теоретические подходы указывают на возрастающее значение и актуальность нравственного воспитания школьников, в том числе патриотического воспитания. Эмпирический опыт наблюдения и анализ существующей практики школьного образовательного процесса показывает, что все больше в сознание детей внедряется идеология индивидуализма (любить только себя, деньги – лучшее богатство и т. д.), в которой речи не идет о родном доме, родине и Отечестве.

Таким образом, недостаток личностей с патриотическими установками, патриотическим поведением в современном обществе наталкивает на необходимость решения следующей проблемы: каковы оптимальные педагогические условия, технологии и средства патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе?

Считаем, что музейная педагогика является одним из средств патриотического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы, так как младший школьный возраст (7 – 10 лет) является сензитивным периодом для любого социального влияния, в том числе, патриотического воспитания. Об этом свидетельствуют многочисленные специальные исследования ученых: А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина. В младшем школьном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление патриотического воспитания школьников в процессе их включения в разнообразные виды деятельности: учебную, игровую, трудовую, общение, направленные на воспитание бережного ценностного отношения к истории и культуре своего родного края, к обычаям и традициям своего народа и народов страны совместного проживания.

За последние десятилетия в поисках оптимальных путей и средств патриотического воспитания учеными рассмотрены различные технологии, среди которых определенное место занимает музейная педагогика. Понятие музейная педагогика трактуется как «раздел педагогической науки и построенная на его основе специфическая научно – практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды» [6, с. 37].

Музейная среда является частью социокультурной среды и определяется нами как общественные, материальные и духовные условия деятельности человека, созданные в рамках музея, и отношения, которые возникают в процессе музейно-педагогической деятельности. Музейная среда включает в себя ряд компонентов: околомузейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат.

Учеными исследованы различные аспекты использования музейной педагогики в воспитании школьников: роль школьного, краеведческого и других музеев в нравственном, эстетическом воспитании учащихся (Н.С. Кузнецова, И.Н. Микулан, С.О. Петрикова-Агафонова, И.М. Реморенко, Л.В. Шеметова, И.А. Шпаченко); развитие личности учащихся и формирование у них социального опыта средствами музейной педагогики (А.С. Огоновская, М.В. Соколова); развитие музейной педагогики в системе дополнительного образования (Г.В. Вишина).

Практика реализации музейной педагогики описана в трудах историков и ученых Хакасии: Я.И. Сунчугашева, Э.А. Севастьяновой, В.В. Рукосуевой и др., где Республика Хакасия рассматривается как регион, имеющий различные виды музеев, богатые культурно-исторические памятники. Республика Хакасия содержит в себе огромные возможности патриотического воспитания средствами музейной педагогики: проведение экскурсий в музеи под открытым небом, создание музеев образовательных учреждений, в том числе школьных музеев, научная и учебно-исследовательская работа школьников и т.д. Данная работа активно проводилась в Хакасии в советский период и возрождается в настоящее время, но еще не проникла во все уголки Хакасии.

В нашем исследовании мы пошли по пути включения элементов музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью усиления патриотического воспитания младших школьников, для чего использовались доступные средства музейной педагогики. Отметим, что понятие «средства музейной педагогики» рассматриваются учеными как материальные средства, прежде всего: музейные экспонаты, основные и вспомогательные фонды, программные продукты, аудиовизуальные средства и т.д. Данные средства используются педагогами при создании школьных музеев совместно с учащимися в процессе учебно-исследовательской, поисково-собирательной работы школьников.

Одними из ведущих принципов опытно-экспериментальной работы явились принципы интеграции краеведческого материала с программным материалом, также системности и взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности.

Технология использования средств музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников заключается во включении элементов музейной педагогики в учебную и внеучебную деятельность учащихся в определенной системе.

На первом этапе нашей опытно – экспериментальной работы (сентябрь – октябрь 2007 г.) ставилась задача изучения уровня патриотической воспитанности младших школьников. На основе анализа научной и педагогической литературы были выделены структурные компоненты патриотической воспитанности, в соответствии с которыми определены показатели и критерии патриотической воспитанности младших школьников: когнитивный, эмоционально-побудительный, деятельностный и рефлексивный. Выявление уровня развития компонентов проходило согласно разработанной анкете и диагностическим методикам. Также была проведена прямая и косвенная диагностика ценностных ориентаций младших школьников (по М.И. Шиловой), соотносимых с патриотическими чувствами и знаниями. Для выявления уровня патриотизма как нравственного качества младших школьников были применены отдельные фрагменты программы изучения нравственной воспитанности школьников М.И. Шиловой, куда наряду с имеющимися критериями нами включен дополнительный – отношение к своей семье. На основе перечисленных методик мы проследили уровень патриотической воспитанности у каждого исследуемого школьника.

Результаты проведенного нами констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали недостаточность патриотических представлений и отношений у младших школьников, поэтому на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы включили элементы музейной педагогики в учебную и внеучебную деятельность учащихся начальной школы. Элементы музейной педагогики были включены в следующие учебные предметы: математика, русский язык, край родной, трудовое обучение, изобразительное искусство во время их обучения во 2 – 3 классах.

Учителям экспериментальной группы предложили включить задания с краеведческим содержанием в следующие этапы урока математики: актуализация ранее изученного материала, закрепление, повторение. Были организованы уроки-путешествия по математике, содержащие исторические сведения о Хакасии с использованием экспонатов школьного музея. На уроках математики школьникам предлагались задачи, ответы на которые они могли бы дать самостоятельно, а затем проверить себя, поработав в школьном музее с экспозициями: «Абаканский зоопарк», «Геологическое прошлое нашей Республики» и др.

В содержание уроков русского языка были включены следующие задания: списывание текстов стихов об истории, природе России, Хакасии, мини-диктанты, синтаксический разбор предложений с этнокультурным содержанием, морфологический и морфемный разборы слов.

Содержание уроков курса «Край родной» само по себе насыщено краеведческим материалом, но в него мы добавили чтение произведений хакасских поэтов и писателей, проведение уроков в школьном музее, на которых школьники знакомились с историей Абаканского зоопарка, мясокомбината, трикотажной фабрики, историей родной школы.

В целях освоения элементов национальной культуры на уроках изобразительного искусства школьники рисовали персонажей русских и хакасских сказок, костюмы русского и хакасского народов, родную природу, а затем оформляли тематические выставки в школьном музее. На уроках трудового обучения учащиеся изготавливали приглашения в школьный музей, элементы хакасского национального костюма – пого, лепили из пластилина курганы, стелы, а также воспроизводили сцены из жизни и быта древних людей. Учебная деятельность младших школьников обогащалась знаниями о своей Малой родине, ее истории и культуре.

Во внеучебной деятельности младших школьников патриотическое воспитание осуществлялось через проведение внеклассных занятий и занятий краеведческого кружка в соответствии с авторской программой, рассчитанной на два года обучения. Внеклассные занятия с младшими школьниками проводились в школьном музее на следующие темы: «Я – гражданин России», «Мой город», «Заповедник «Хакасский», «День защитника Отечества», «В бой мы шли не ради славы», «История улиц» и др.

Все они преследовали цель - воспитание у младших школьников патриотизма, уважения к национальной культуре и нравственного отношения к культурно - историческим памятникам своего родного края. Данный кружок функционирует на базе школьного музея школы №22 г. Абакана, в создании которого принимали участие сами учащиеся начальной школы; они продолжают собирать материал для музея, изготавливать материал для экспозиций и учатся самостоятельно их оформлять.

Системное патриотическое воспитание осуществляется только при наличии целенаправленной программы. Наша программа краеведческого кружка была рассчитана на два года обучения. Всего выделено 12 разделов (9 разделов изучаются на первом году обучения, 3 основных раздела на втором году обучения). Кратко остановимся на отдельных разделах программы кружка.

На первом году обучения после вводного занятия изучаются темы: «Наше наследие», «Что такое культурное наследие, что такое культура», «Путешествие на дно колодца времени», «Почему вещи попадают в музей?», «Мой музей: каков он?», «Музейные профессии», «Музей моей Республики», «Хакасия – родная земля!», «Распахнутая земля», «Учимся читать послания из прошлого», «В мастерской первобытного художника» и др.

На втором году обучения изучаются два больших раздела:

  1. Мы – юные экскурсоводы.

  2. Мы – юные исследователи. Школьники выступают в роли юных ученых, работая по темам «Мое генеалогическое древо», «Конкурс статей на тему: «Все начинается с родного гнезда!», «Тайна музейного экспоната». Также школьники готовятся к участию в школьной конференции и организуют саму конференцию.

Своеобразный рефлексивный отчет представляют учащиеся, готовясь к занятию по теме «Чему мы научились?»

Ведущая цель формирующего этапа нашей опытно-экспериментальной работы «Патриотическое воспитание младших школьников» реализовывалась также в процессе осуществления межпредметных связей для обеспечения системности в воспитании учащихся начальных классов. Например, на внеклассных занятиях школьники знакомятся с историей хакасского национального костюма, затем на уроках изобразительного искусства (или трудового обучения) воспроизводят его на бумаге, на уроке русского языка пишут сочинение на данную тему, а на уроке математики выполняют следующее задание: «Решив данные примеры, определи цвет деталей узора и закрась их».

Патриотическое воспитание младших школьников невозможно без экологического воспитания, поэтому обращалось внимание на природоохранную деятельность учащихся. Так, школьники знакомились с природой Республики Хакасия на внеклассных занятиях и при посещении выездной экскурсии в Республиканский музей-заповедник «Казановка», на уроках изобразительного искусства рисовали природные уголки Хакасии, на уроках окружающего мира анализировали и прослеживали неразрывную связь человека и природы и т.д.

Итак, на формирующем этапе исследования были подобраны такие виды работ, которые способствовали развитию у младших школьников всех компонентов патриотизма: когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного и рефлексивного.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы (май 2009 г.) у учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп выявлен преобладающий средний уровень сформированности когнитивного компонента патриотической воспитанности, но у 31,5% школьников ЭГ обнаружен уже высокий уровень развития данного компонента патриотической воспитанности по сравнению с КГ (12,5%). Исследование показало, что у младших школьников доминировал средний уровень сформированности эмоционально-волевого компонента патриотической воспитанности. Данный компонент остался ярко выраженным по сравнению с когнитивным, особенно у школьников ЭГ (47%). У 28% младших школьников ЭГ наблюдался высокий уровень сформированности деятельностного компонента патриотической воспитанности. В КГ результаты распределились почти поровну (средний – 47%, низкий – 53%), высокий – отсутствовал.

Как показало исследование рефлексивного компонента патриотической воспитанности младших школьников на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы в ЭГ, на контрольном этапе в ЭГ и КГ, у 70% учащихся в ЭГ наблюдаелся высокий уровень развития рефлексивного компонента. У школьников же КГ произошли незначительные изменения в развитии рефлексивного компонента патриотической воспитанности (у 50% - высокий уровень на констатирующем этапе, у 55% - на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы).

Комплексное применение методов анкетирования, наблюдения и диагностических методик показало повышение уровня патриотической воспитанности младших школьников в ЭГ по сравнению с КГ и результатами констатирующего этапа (рис. 1).


Констатирующий этап Заключительный этап


Рис.1. Показатели уровней патриотической воспитанности младших школьников (экспериментальная, контрольная группы, ноябрь 2007 г., май 2009 г.)

Примененные нами методы вторичной статистической обработки данных опытно – экспериментальной работы (χ2, t – критерий Стьюдента) позволили сделать вывод о том, что по результатам опытно-экспериментальной работы у школьников экспериментальной группы уровень патриотической воспитанности существенно повысился по сравнению с контрольной группой учащихся школы №22 г. Абакана.

Соответственно, можно утверждать, что проведенная нами опытно-экспериментальная работа оказалась успешной. В ходе ее проведения нами апробирована методика воспитания патриотизма у младших школьников средствами музейной педагогики, которая включает в себя проведение системы занятий по программе краеведческого кружка, взаимосвязанной с включением элементов музейной педагогики в содержание учебной и внеучебной работы с младшими школьниками.

В заключение отметим, что в постоянно изменяющихся условиях необходим поиск адекватных технологий патриотического воспитания подрастающего поколения, что является задачей не только педагогов, но и всего современного общества.


Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.llr.ru/razdel3.php?id_r2=55.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.programs/patriot_2015.shtml.

  3. Лихачев, Д.С. Раздумья [Текст] / Сост. и общ. ред. Г.А. Дубровской. – М.: Дет. лит., 1991.–318 с.

  4. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. - №1. – С. 93 – 102.

  5. Постановление правительства Российской Федерации от 16.02.2001 №122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ybs.ru/mincult/document/G01-0122.txt.

  6. Столяров, Б.А. Педагогика художественного музея: история и современность [Текст] / Б.А. Столяров // Воспитание школьников. – 2002. – №7. – С. 37 – 43.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle