Библиографическое описание:

Кудрявцева И. А. Образовательный блог в деятельности учителя-предметника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 408-410.

Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись! Очень важно формировать и развивать ИКТ – компетентность учителя. В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. В примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя входит умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы.

Такие понятия, как блог, блогер, блогосфера, все чаще находят отражение в образовательном процессе. Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Инновационный потенциал деятельности по использованию блогов в образовании чрезвычайно высок.

Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов. Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.

Блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация: блог-черновик, блог-проект, блог-партия, блог-СМИ, блог-визитная карточка, блог-дневник, блог-ссылка.

Автор статьи “Такие разные блоги” Людмила Рождественская (блог “Лаборатория тренера”) выделяет следующие типы блогов, в зависимости от их функционального применения:

Виртуальные образовательные сообщества,

Блог профессионального сообщества, позволяет коллективно или в одиночку рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития и т.д., и не просто рефлексировать, а делиться результатами своего труда с коллегами-блоггерами.

Блог в поддержку учебного проекта, позволяет организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся с помощью доступных их возрасту веб-сервисов,

Блог-конспект (это блог для размещения учебного содержания какой-либо темы),

Личный профессиональный блог учителя.

Блог может и должен стать для учителя действенным инструментом формирования и развития инновационной культуры педагога. Этому способствуют следующие особенности блоговой среды:

• публичность делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;

• интерактивность, открытость - возможность оставлять к записям в блогах комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от учеников, родителей, коллег, отвечая на комментарии;

• авторство – возможность представить свой опыт работы, выразить свою позицию;

• «перемешивание», которое позволяет в формате блога объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице, что дает возможность сравнивать свою работу с работой коллег.

Зачем учителю блог?

Один из удобных способов размещения, поиска и оперативного обмена информацией.

Личный блог можно использовать для самопрезентации. Блог-портфолио – это одна из удобных форм электронного портфолио педагога, наличие которого сегодня является требованием времени и свидетельствует о высокой степени информационной компетентности учителя.

Кроме того, создание и ведение блога может стать серьезным стимулом для самореализации и саморазвития, так как предоставляет педагогу самые широкие возможности: освоить новые информационные и технические возможности.

Наконец, личный профессиональный блог дает в руки учителя принципиально новый инструмент организации обучения, обладающий большими преимуществами.

Какие возможности представляет для учителя – предметника образовательный блог? Можно выделить следующие:

  1. рекомендации для учеников по изучению тех или иных тем;

  2. просмотр учебных видеофильмов с лекциями, а то и видео-уроками, путем встраивания их в блог;

  3. публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу;

  4. сообщения о событиях в классе или на их уроке, после уроков;

  5. обмен полезными ссылками на ресурсы Интернета;

  6. обмен знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями-обучалками, созданными самими учителями);

  7. обмена гаджетами с различными функциями (например, интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор и т.д.)

  8. полезные советы родителям, интересующихся образованием своих детей;

  9. Работа с одаренными детьми.

В настоящее время наблюдается настоящий бум образовательных блогов, постоянно появляется новый опыт, который дает все новые идеи.

В процессе ведения образовательного блога, учитель:

  • делает записи в блоге, тем самым совершенствует свою письменную речь;

  • интересуется новостями учительского блог-коммьюнити, расширяет свой кругозор;

  • поддерживает (читая и комментируя) блоги коллег, что способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества;

  • использует новые веб-инструменты, поэтому непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки.

В 2010-2011 учебном году на базе ресурсного центра «Тьютор» г. Омска, вела свою работу творческая группа учителей химии по «Созданию виртуального портфолио педагога и блога творческой группы».

Образовательный блог «С химией по жизни» (http://diva106.blogspot.com), я начала вести с марта 2011 года. Блог предназначен как для школьников, так и для моих коллег – учителей. Этот блог можно рассматривать как ресурс в преподавании химии, цель которого обобщение и распространение педагогического опыта; повышение качества обучения химии; повышение квалификации через использование современных образовательных технологий.

Все материалы в блоге можно классифицировать по той роли, которую они призваны играть в учебном процессе:

- информация о ходе изучения программного материала;

- дистанционные домашние задания;

- творческие работы;

- публичные отчеты о внеклассной работе;

- индивидуальные достижения как учителя, так и учащихся.

Блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.

Таким образом, одна из современных педагогических задач - сделать блог рабочим инструментом учителей и включить этот инструмент в учебную практику, то есть, педагогу необходимо научиться конструктивному образовательному блоггингу.


Литература:

  1. Блоги. Введение. / Цифровой ресурс http://your-hosting.ru/articles/other/blog-begin/

  2. Блоги как рабочий инструмент учителя. / Цифровой ресурс http://oufese.havike.eenet.ee/wiki/index.php/

  3. Для чего нужен блог? / Цифровой ресурс http://www.allwomens.ru/1068-dlja-chego-nuzhen-blog.html

  4. Курвитс Марина. Виды образовательных блогов. / Цифровой ресурс http://blognauroke.blogspot.com/2009/09/blog-post_4811.html

  5. Половникова Ольга. Кое-что о блогах, классификация блогов. / Цифровой ресурс http://statiami.com/s/internet/koe-chto-o-blogah.php

  6. Рождественская Людмила. 10 тезисов/вопросов про учителя-блоггера. / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/lvr/10questions-1482153

  7. Рождественская Л. Образовательный блог – введение в тему. Виртуальный мастер-класс «Я веду образовательный блог». / Цифровой ресурс https://docs.google.com/present/view?id=dmx8xc4_2244gxmcc3f8

  8. Что такое образовательный блог? / Цифровой ресурс http://www.slideshare.net/logoped/ss-1251764

Основные термины (генерируются автоматически): Образовательный блог, профессиональный блог учителя, подготовки учителя, новых форм взаимодействия, содержания ИКТ-компетентности учителя, компетентность учителя, учителя действенным инструментом, образовательном процессе, качества деятельности учителя, Методика подготовки учителя, организации подготовки учителя, информационной компетентности учителя, учителя должна, Похожая статья, Образовательный блог «С, предметника образовательный блог, образовательного процесса, личный профессиональный блог, руки учителя, учителю блог.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle