Библиографическое описание:

Марчукова О. Ю. Проблема эффективности учебной деятельности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 33-34.

В человеческой деятельности конечный результат характеризуется количеством и качеством продукции, экономичностью и эффективностью затраченных усилий на производство материальных и культурных ценностей. Всё это принято называть критериями эффективности труда. В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Совершенствование учебного процесса, повышение воспитанности детей и мастерства учителя принято считать основными показателями эффективности урока. В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при овладении учащимися основами наук, определёнными познавательными, интеллектуальными практическими навыками и умениями.

Что же поможет достичь высокой эффективности урока? Эту проблему, безусловно, нельзя решить без привлечения внимания учащихся к уроку.

Важными факторами привлечения внимания и включения его в учебный процесс является познавательная потребность и уровень развития психических процессов. Внимание тесно связано с восприятием и мышлением. Внимание возникает всякий раз при необходимости ответить на вопросы. Сравнительно недавно наиболее распространённой формой получения информации об усвоении нового материала был фронтальный опрос. Весьма широко он применяется и в настоящее время. Но каждый раз педагог оказывается на перепутье. Кого спросить? Хорошего ученика? Значит, опрос пройдёт быстро, и все остальные учащиеся прослушают качественное изложение материала, пройденного на уроке. Но хороших в классе не так много. Если спрашивать только их, то другие быстро поймут, что преподаватель их спрашивать не будет и перестанут учиться. К тому же, спрашивая только сильных учащихся. Преподаватель получает искажённую информацию о ходе обучения. Поэтому он вынужден вызывать к доске не только успешных, но и не очень успешных учащихся (совсем не успешных, как правило не вызывают, чтобы не сорвать урок).

Разработано много приёмов, которые позволяют обеспечить внимание класса и привлечь его к участию в опросе. На мой взгляд, наибольшей эффективностью обладают следующие приёмы: «неожиданность», «гипербола», «апелляция к авторитету», «провокация», «экспрессия», «сопереживание»

1.Приём «неожиданности». Используют в речи неожиданную и неизвестную информацию.

2.Приём «гипербола». Прибегают преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя к предмету; это помогает выяснить причинно-следственные связи между событиями, процессами и поведением людей. Позже излагают свою позицию по затронутой проблеме.

3. Приём «апелляция к авторитету» Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылаются на авторитет науки, авторитет опыта (работы)

4. Приём «провокации». На короткое время вызывают у учеников реакцию несогласия с излагаемой информацией. Этот период используют на короткое время для подготовки учащихся к выводам, уточнению мысли и более чёткого определения позиции.

5.Приём «экспрессии». Используются средства усиления выразительности (формулировки, которые отличаются от привычного стиля)

6.Приём «сопереживания». Увлечённо описывают события и темы, связывающие педагога и учеников, не упуская подробностей. Это заставляет учащихся переживать.

7. Приём «прогнозирование». Основываясь на реальных фактах, делают прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования и пожелания.

Используя эти приёмы в своей работе, я убедилась, что хорошее внимание может творить чудеса. Оно может даже компенсировать недостатки памяти и восприятия. И наоборот повышенная отвлекаемость, невозможность сосредоточиться мешает проявиться даже прекрасным способностям, что драматически сказывается на процессе обучения. Однако для решения сложных задач, выявления причинно-следственных связей недостаточно одного восприятия, необходимо размышлять, сопоставлять факты, накапливать знания. Познавательная потребность насыщается и активно взаимодействует с мышлением. Если стремление к впечатлениям остаётся доминирующей потребностью, то формируется поверхностная личность в будущем дилетант, при хорошей памяти – энциклопедист, но не исследователь, не генератор новых идей. Поэтому настоящее время актуален вопрос внедрения в практику обучения методов, которые способствовали бы творческому саморазвитию учащихся. Использование творческих задач стимулирует интерес учащихся к предмету, развивает навыки самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы.

Приведённые приёмы эффективности деятельности помогут педагогу выстроить собственную концепцию обучения.


Литература:

  1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 2003.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001

  3. Немов Р.С. Психология. – Т.2. – М., 2001

  4. Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6

  5. Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». М., Просвещение, 1983.

Основные термины: учебной деятельности, Проблема мотивации учебной, мотивации учебной деятельности, младшего подросткового возраста, детей младшего подросткового, Проблема эффективности учебной, эффективности урока, девиантным поведением, Педагогическая психология, привлечения внимания учащихся, групповой учебной деятельности, процессе обучения, развитию учебной мотивации, критерием эффективности педагогического, критериями эффективности труда, приёмы эффективности деятельности, показателями эффективности урока, высокой эффективности урока, творческому саморазвитию учащихся, деятельности конечный результат

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle