Библиографическое описание:

Тихонова С. А. Зарубежная практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 422-427.

Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ за счет средств федерального бюджета № 10-02-00064а по теме «Разработка организационно-экономического механизма реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в контексте подписания Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов»
Построение справедливого общества в современном мире, предполагающего обеспечение равных прав и свобод всех людей без исключения, предъявляет соответствующие требования и к системе образования. Ключевое значение при этом имеет решение проблемы обеспеченности качественным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), поскольку является необходимым условием развития их социальной интеграции и экономической независимости в будущем. Однако на практике зачастую данная категория детей повсеместно сталкивается с множеством препятствий физического и социально-экономического характера. Как правило, у детей с нарушениями здоровья ниже вероятность поступления в школу, более низкие показатели продолжения обучения и перехода в следующий класс.
В России проблема реализации в полном объеме прав на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ особенно актуальна. Отсутствие на сегодняшний день безбарьерной среды и недостаточно скоординированная государственная политика по данному вопросу приводят в совокупности своей к образовательной депривации детей с неполноценным здоровьем. Вместе с тем в стране ведутся активные действия, направленные на преодоление сложившейся ситуации. Свидетельством тому, в том числе, служит подписание в 2008 году Российской Федерацией Международной конвенции о правах инвалидов (далее – Конвенции), принятой ООН 13 декабря 2006 года. [1] Предстоящая ратификация Конвенции предполагает комплексное решение проблем реализации прав инвалидов, в том числе в области образования, с внесением необходимых изменений в законодательство и совершенствованием соответствующего организационно-экономического механизма управления в этой сфере. [2]
При осуществлении реформы национальной системы образования, направленной на улучшение прав инвалидов и избавление от юридических норм и обычаев, ущемляющих интересы людей с ограниченными возможностями, особую практическую значимость приобретает изучение опыта зарубежных стран в этой области, особенно, опыта тех стран, которые к настоящему времени уже ратифицировали Конвенцию. [3]
Главной тенденцией изменения политик таких государств в отношении к проблемам людей с ОВЗ является принципиальная установка перехода от медицинской модели инвалидности, основанной на ограничениях, к социальной модели, основанной на правозащитном подходе и возможностях. Страны, ратифицировавшие, признают право инвалидов на образование без дискриминации и на основе равных возможностей в течение всей жизни. В частности, Статья 24 Конвенции утверждает право всех детей-инвалидов на инклюзивное образование – включение их в общую систему образования с получением необходимой индивидуальной поддержки и обеспечением соответствующими приспособлениями. Инклюзивное образование, основываясь на социальной модели инвалидности, является одной из ключевых стратегий «Образования для всех» (далее – ОДВ), поскольку предполагает преобразование школ и других учебных заведений, для того чтобы они обслуживали всех детей, включая детей с ограниченными возможностями.
Каждый ребенок обладает уникальными особенностями, интересами, способностями и учебными потребностями. Процесс инклюзии направлен на удовлетворение самых разнообразных потребностей всех учащихся путем расширения их участия в обучении, в культурной деятельности и жизни общества, а также уменьшение масштабов и устранение проблемы исключения тех или иных групп из системы образования. Обеспечение всеобщего доступа к образованию для всех детей требует осуществления упредительных действий по выявлению барьеров и препятствий, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, а также по определению необходимых ресурсов для преодоления таких препятствий. Право на интересную и значимую по своему контексту учебную программу в значительной степени реализуется благодаря последовательной методике преподавания и оценке достижений, которые способствуют обучению.
Инклюзия предполагает наличие учебной программы для всех, в рамках которой предусматривается не только освоение учебных предметов, но и воспитание социальных навыков. Совместное обучение детей-инвалидов со здоровыми сверстниками способствует установлению между ними оптимального взаимодействия, что полезно и тем, и другим. С одной стороны, инклюзивное окружение ликвидирует изоляцию детей с ОВЗ, с другой стороны, способствует повышению по отношению к ним толерантности и осведомленности здоровых детей.
В России практика инклюзивного образования до сих пор остается в большей степени фрагментарной. В этой связи при изучении опыта зарубежных стран, ратифицировавших Конвенцию ООН, особый интерес представляют, прежде всего, процессы и меры поддержки инклюзивного образования в этих странах. Необходимо провести исследование изменений в государственной политике и законодательстве, структурах выделения ресурсов и финансирования, выступающих в качестве факторов, которые определяют изменения в подходах к помещению учащихся с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) в учебные заведения различных типов.
Зарубежный опыт в этой области будет полезен при поиске ответов на актуальные вопросы, стоящие перед Российской Федерацией в преддверии предстоящей ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, а именно: «Какое законодательство и какие модели обеспечения ресурсов способны поддержать эффективную организацию образования и обеспечить его качество для всех?», «Что наиболее важно в процессе обучения для учащихся – организация, стиль преподавания, учебная программа и оценка достижений?», «Какие качества необходимы эффективному преподавателю при инклюзивной системе обучения – профессиональные навыки, опыт, подходы?», «Каким образом учреждения могут сотрудничать друг с другом в целях обеспечения целостной поддержки – за счет раннего вмешательства, оказания поддержки семье, вовлечения общественности?», «Каковы наиболее ценные результаты (академические и социальные) – долгосрочное качество жизни, возможность быть активными и полезными гражданами?».
Применительно к условиям Европы Конвенцию о правах инвалидов развивает План действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями на 2006-2015 годы. В документе подчеркивается роль образования как ключевого фактора интеграции и автономии. В нем обращается особое внимание на необходимость совместной работы общеобразовательных учреждений и специализированных структур, чтобы найти наилучший ответ на проблемы детей с ОВЗ с учетом их особенностей. Огромное значение имеет также взаимодействие и тех, и других с местными сообществами. План действий Совета Европы постепенно конкретизируется в рекомендациях Комитета Министров – главного органа организации. [4]
В частности, две последние рекомендации касаются вопросов об образовании и социальной интеграции детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра, а также о деинституонализации и жизни в обществе детей с ограниченными возможностями. Обе рекомендации подчеркивают, что вопрос об интеграции этих детей решается, прежде всего, на местном уровне. Отсюда важность эффективного взаимодействия местных и региональных органов власти. Государство в законодательном порядке должно определить степень их участия в создании сети соответствующих служб и учреждений и наделить их соответствующими ресурсами. В процессе принятия регионального законодательства, развивающего федеральное законодательство, по всем этим вопросам предполагается активное участие родителей и детей. Семьи должны иметь возможность оценивать качество предоставляемых услуг и эффективность работы соответствующих служб и учреждений.
В целях обеспечения того, чтобы особые потребности инвалидов принимались во внимание во всех сферах деятельности на уровне Европейского союза, в ноябре 2010 года была принята «Европейская стратегия в сфере инвалидности на период 2010-2020 г.г.: возобновление приверженности лозунгу «Европа без барьеров»». [5] Ее главными целями провозглашены: обеспечение инвалидам возможности в полной мере пользоваться своими правами; создание Европы без барьеров для всех людей; соблюдение международных обязательств, принятых в связи с заключением Конвенции ООН о правах инвалидов. Руководство реализацией Стратегии осуществляют два генеральных директората Европейской Комиссии: Генеральный директорат по образованию и культуре, а также Генеральный директорат по вопросам занятости, социальным делам и общественной интеграции.
Особую роль в пропаганде и осуществлению политики и практики в области инклюзивного образования в глобальном масштабе играют различные международные неправительственные организации.
ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) – действует с 1945 года и включает в настоящее время 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников (территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику). В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира, а штаб-квартира располагается в Париже. Среди основных целей, декларируемых организацией, является: содействие сотрудничеству государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека.
На ЮНЕСКО возложена координация усилий по достижению странами к 2015 году целей «Образования для всех». Решая задачу информационного обеспечения этой политики и оказания на нее влияния с тем, чтобы проложить правильный курс вплоть до 2015 года, ЮНЕСКО ежегодно публикует Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, в котором оценивается прогресс международного сообщества на пути к достижению поставленных целей. Доклад является результатом совместной работы, в которой участвуют как члены группы по его подготовке, так и многие другие специалисты, учреждения, институты и правительства. Кроме того, основные принципы обеспечения доступа к образованию для всех излагаются в разработанных под эгидой ЮНЕСКО «Руководящих принципах политики в области инклюзивного образования». [6] Этот документ содержит конкретные рекомендации политическим деятелям и руководству соответствующих ведомств по формированию политики и практическим мерам по поддержке инклюзивного образования.
ЮНИСЕФ – Детский фонд Организации Объединенных Наций – был создан в 1946 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН для помощи детям, пострадавшим во Второй мировой войне С 1953 года его деятельность ориентирована на защиту и поддержку прав детей всего мира на безопасное, здоровое и счастливое детство. В настоящее время ЮНИСЕФ не получает финансирования от Организации Объединенных Наций, а полностью зависит от добровольных пожертвований. Аккумулируя средства, поступающие со всего мира (индивидуальные, корпоративные, правительственные), ЮНИСЕФ направляет их на программы поддержки детей, обеспечивая их самым необходимым, помогая создавать нормальные условия жизни для них и их семей. Важным направлением в деятельности ЮНИСЕФ является разработка программ по расширению инклюзивного образования. Штаб-квартира Фонда находится в городе Нью-Йорке.
В странах Европейского союза значительный вклад в построение общества для всех вносит деятельность независимой и самоуправляемой организации – Европейского агентства по развитию образования лиц с особыми потребностями (European Agency for Development in Special Needs Education). Агентство создано в 1996 году в качестве платформы для сотрудничества в области специального образования странами-членами Европейского Союза (в т.ч. Австрией, Бельгией, Кипром, Чешской Республикой, Данией, Эстонией, Финляндией, Францией, Германией, Грецией, Венгрией, Исландией, Ирландией, Италией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Мальтой, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Словенией, Испанией, Швецией, Швейцарией, Великобританией), а также Исландией, Норвегией и Швейцарией. Организация поддерживается министерствами образования своих стран-членов, Европейской Комиссией и Парламентом, а также Программой Жана Моне в рамках Программы ЕС по непрерывному обучению. [7]
В ходе своей деятельности Агентство поддерживает тесные связи с рядом европейских учреждений и международных организаций, в том числе: с ЮНЕСКО и ее подразделениями (Международным бюро образования /МБО/, Институтом по информационным технологиям в образовании /ИИТО/), ОЭСР, Евростатом, сетью Eurydice (Информационной сетью по образовательным системам и политике в Европе), Cedefop (Европейским центром развития профессиональной подготовки), Всемирным банком и другими.
Агентство осуществляет сбор, анализ и распространение информации европейского уровня, предлагая своим странам-членам возможность учиться друг у друга с помощью обмена опытом. Краткосрочные и долгосрочные программы и работы Агентства отражают двусторонние приоритеты политик Европейского Союза и конкретных стран-членов в отношении учащихся с особыми образовательными потребностями и содействуют их полноценному участию в общей системе образования и подготовке кадров. В центре внимания Агентства находятся проблемы инклюзивного образования в его самом широком понимании: оно занимается проблемами различий и многообразия учащихся в любой образовательной среде в рамках обеспечения качества обучения. Работа Агентства в существенной степени посвящена поиску путей значимого улучшения достижений всех учащихся (при уделении особого внимания положению тех из них, которые считаются имеющими ООП), что повышает их жизненные шансы и возможности активно участвовать в жизни общества.
Страны имеют разные отправные точки: и история развития образования в целом, и состояние инклюзивного образования в частности, у них также неодинаковы (см. табл. 1, 2). В этом есть преимущества: обучение на основе многообразия – один из главных принципов всей работы Агентства. Позиция Агентства и его стран-членов состоит в том, что обмен информацией о качественных тенденциях, изменениях и практике в разных странах ведет к более углубленному и широкому пониманию области инклюзивного образования, которого не может дать изучение одних лишь количественных данных. Такое развитие понимания и мышления лиц, принимающих решения в рассматриваемой области, ведет, как показывает опыт, к дальнейшим изменениям и оказывает положительное воздействие на законодательство и политику, поощряющие в странах развитие инклюзивного образования и интеграцию лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества.

Таблица 1

Распределение стран-членов Агентства по доле учащихся с ООП в секторе

обязательного школьного образования (в любой образовательной среде) в 2010 г. [8]

< 2,0%

2,014,0%

4,016,0%

6,0110,0%

> 10%

Швеция

Австрия, Греция, Испания, Польша, Люксембург, Португалия, СК (Англия), СК (Уэльс), Франция, Италия

Бельгия (фр.), Мальта, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Латвия, Нидерланды, СК (Северная Ирландия), Кипр, Швейцария

Бельгия (фл.), Норвегия, Словения, СК (Шотландия), Эстония,Чешская Республика, Финляндия

Исландия, Литва

Примечание: СК – Соединенное Королевство. Италия – на основе данных за 2008 г.

Таблица 2

Распределение стран-членов Агентства по доле учащихся с ООП,

обучающихся отдельно, в 2010 г. [8]

До 1,0%

1,012,0%

2,014,0%

4,01% и более

Испания, Кипр, Люксембург, Мальта, Португалия, Италия

Австрия, Ирландия, Исландия, Литва, Норвегия, Польша, Словения, СК (Англия), СК (Северная Ирландия), СК (Уэльс), СК (Шотландия), Франция, Швеция

Венгрия, Греция, Финляндия, Нидерланды

Бельгия (фл.), Бельгия (фр.), Германия, Дания, Латвия, Эстония Швейцария, Чешская Республика

Примечание: СК – Соединенное Королевство. Италия – на основе данных за 2008 г.

Совместно с ЮНЕСКО Агентство реализует Проект «Инклюзивное образование в действии» (Inclusive Education in Action, IEA) для поддержки руководителей сферы образования по разработке и осуществлении ими инклюзивной политики. Целью Проекта является преодоление разрыва между политикой и практикой на основе предоставления примеров, наглядно иллюстрирующих действия, описанные ЮНЕСКО в «Руководящих принципах политики в области инклюзивного образования», и показывающих, как политические меры могут быть эффективно применены на практике с учетом национальных и местных реалий и вызовов. [9]
Поскольку реализация Конвенции ООН о правах инвалидов требует сбора и мониторинга данных на государственном уровне, одним из актуальных проектов Европейского агентства по развитию образования лиц с особыми потребностями в этом направлении явился Проект MIPIE (Mapping the Implementation of Policy for Inclusive Education) о ходе реализации политики в сфере инклюзивного образования. [10] В работе задействованы политики и специалисты по сбору информации из 27 стран, Комиссия ЕС и Евростат. Проектом предполагается разработка показателей для национального мониторинга уровня развития инклюзивного образования и определения условий, способствующих или препятствующих развитию инклюзивного образования в школах. Целью его стало выяснение того, какого рода информация уже имеется в наличии, а какая необходима, какие есть пробелы в имеющихся сведениях.
В результате проекта предполагается разработка детальных предложений относительно возможных способов сбора информации в будущем для отображения данных на национальном уровне и для проведения сравнений на европейском уровне. В рамках этого проекта были проведены две конференции (в Бельгии в 2010 году и в Венгрии в 2011 году), которые предоставили возможность для сбора информации посредством общения с целевой группой проекта – лицами, ответственными за принятие решений, касающихся реализации политики в сфере инклюзивного образования в европейских странах.
Следует отметить, что государства по сей день сталкиваются с проблемой отсутствия необходимых данных по учету инвалидности, в том числе проблемой «невидимости» детей с ОВЗ. Это подтверждают и результаты сбора соответствующей актуальной информации по 74 странам мира, опубликованные в 2011 году во Всемирном докладе об инвалидности Всемирным банком и Всемирной организацией здравоохранения с целью поддержки реализации Конвенции ООН о правах инвалидов и разработки рекомендаций, касающихся национальных и международных действий по улучшению жизни лиц с ОВЗ. [11]
В отношении осуществления непрерывного мониторинга инвалидности в стране, в том числе применительно к детям с ОВЗ, показателен опыт Канады, которая при проведении каждой новой переписи населения (в 1986, 1991, 1996 и 2006 г.г.) включала дополнительные вопросы в отношении инвалидности непосредственно в анкеты переписи. Далее с использованием полученных данных переписей населения в качестве основы для выборки следовали специальные обследования в отношении инвалидности. Вместе с тем, с использованием существующих исследований и информации административных органов, начиная с 2009 года, Канада осуществила разработку новой стратегии сбора данных по инвалидам. [12]
В ходе исследования последних изменений в области законодательства в ряде рассматриваемых стран выявлены общие тенденции, в частности:
расширено понимание концепции особых образовательных потребностей (переход к термину «потребности в дополнительной поддержке»), а также прояснено или расширено определение того, какие группы должны рассматриваться в рамках законодательства, предоставляющего доступ к услугам;
повышено внимание к правам учащихся с ООП и их семей в доступе к обязательному образованию, доступе к помощи и услугам специалистов, доступе к инклюзивному обучению в обычных учебных заведениях;
передаются полномочия органам и организациям на местном и/или региональном уровнях, на которые возлагается ответственность за то, чтобы предоставление услуг гарантированно обеспечивалось всем учащимся в соответствии с потребностями;
совершенствуются рамки и структуры для обеспечения процесса обучения – все изменения и нововведения в законодательстве направлены на повышение качества предоставляемого обучения и услуг в рамках и в контексте национальной системы;
осуществляется содействие внедрению специальных методик и подходов в рамках обеспечения процесса обучения – например, введение для учащихся с ООП индивидуальных учебных планов.
Результаты проведенного исследования зарубежной практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах инвалидов позволяют сделать ряд рекомендаций и для Российской Федерации.
Сформулировать четкие программы и совершенствовать данные и информацию. Разработать четкую государственную политику в области включения в образование детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе обследований выявить уровень и характер потребностей с тем, чтобы можно было внедрить меры по поддержке и обеспечить необходимые помещения. Создать системы мониторинга и оценки. Обмениваться знаниями о том, как добиться включения в образование, с политиками, работниками образования и семьями.
Принять стратегии по поощрению включения. Уделять особое внимание тому, чтобы образование детей было максимально близким общему образованию. Не строить новых специальных школ, если таких школ нет. Обеспечить материально-техническое обеспечение инклюзивного образования. Учителя должны понимать свои обязанности по отношению ко всем детям и развивать и совершенствовать свои навыки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поддерживать стремление учителей и школ отказаться от модели «всех под одну гребенку» в пользу гибких подходов, которые могут обеспечить удовлетворение различных потребностей учащихся. Обеспечить методологическое руководство для учителей. Уточнить и пересмотреть политику в области оценки, классификации и размещения учеников. Поощрять право глухих детей на образование путем признания лингвистических прав.
В необходимых случаях обеспечить услуги специалистов. Увеличить инвестиции в школьную инфраструктуру и персонал. Обеспечить проведение логопедического лечения и трудотерапии. При отсутствии учреждений, предоставляющих услуги специалистов, использовать существующие местные реабилитационные службы для поддержки детей в обстановке, в которой осуществляется обучение. Рассмотреть вопрос о введении должности ассистентов по обучению в целях оказания специальной поддержки.
Поддерживать участие. Вовлекать родителей и членов семей. Привлекать более широкую общественность к деятельности, связанной с образованием детей с ограниченными возможностями здоровья. Укреплять связи между образовательными службами и реабилитационными центрами на уровне общин – а также другими реабилитационными службами там, где они существуют. Стимулировать более активное участие взрослых с ограниченными возможностями здоровья и организаций инвалидов в пропаганде доступа к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Консультироваться с детьми и привлекать их к решению вопросов, касающихся их образования.


Литература:

1. Конвенция ООН о правах инвалидов. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН A/RES/61/106, 24 января 2007 г. [Электронный ресурс] // ООН [сайт]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
2. Подробнее см.: Тихонова С.А. Организационно-экономический механизм реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 10. – М.: Языки славянской культуры, 2011. – С. 259-275.
3. Примечание: Перечень стран, подписавших и ратифицировавших Конвенцию см.: Convention and Optional Protocol Signatures and Ratifications [Электронный ресурс] // ООН [сайт]. URL: http://www.un.org/disabilities/countries.asp?id=166
4. Рекомендация Rec(2006)5 Комитета Министров государствам-членам о Плане действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе, 2006-2015 годы (Утв. Комитетом Министров 5 апреля 2006 г.) // Council of Europe [сайт]. URL: http://www.coe.int/t/e/social_cohesion/soc-sp/Rec(2006)5%20Russe%20Action%20Plan%20final.pdf
5. European Disability Strategy 2010-2020: A Renewed Commitment to a Barrier-Free Europe [Электронный ресурс] // European Union [сайт]. [2010]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:0636:FIN:EN:PDF
6. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. – ЮНЕСКО. – 2009. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0017/001778/177849r.pdf
7. About us [Электронный ресурс] // European Agency for Development in Special Needs Education [сайт]. [2009]. URL: http://www.european-agency.org
8. Донелли В. Инклюзивное образование в европейских странах : презентация [Электронный ресурс] // ГосБук [сайт]. [2011]. URL: http://www.gosbook.ru/node/37053
9. About the IEA project [Электронный ресурс] // Inclusive Education in Action [сайт]. [2011]. URL: http://www.inclusive-education-in-action.org
10. Подробнее см.: Донелли В., Уоткинс А. Первоочередные задачи в области сбора данных в европейских странах : презентация [Электронный ресурс] // Материалы Международной конференции по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.27-29 сентября 2011 г. : ЮНИСЕФ [сайт]. [2011]. URL: http://www.unicef.ru/documents/presentations/inclusive_education/
11. World report on disability 2011 [Электронный ресурс] // World Health Organization [сайт]. [2011]. URL: http://whqlibdoc.who.int/publications/2011/9789240685215_eng.pdf
12. Подробнее см.: Фюрри Адель Д. Создание базы данных по детям с ограниченными возможностями жизнедеятельности с использованием административных сведений и результатов обследований : презентация [Электронный ресурс] // Материалы Международной конференции по инклюзивному образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.27-29 сентября 2011 г. : ЮНИСЕФ [сайт]. [2011]. URL: http://www.unicef.ru/documents/presentations/inclusive_education/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle