Библиографическое описание:

Егорова А. М. Профильное обучение и элективные курсы в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-179.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»

Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [27, с. 11].

Переход на массовое профильное обучение рассматривается как осуществление радикальной дифференциации образования, включающее:

с психолого-педагогических позиций – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;

с социальных позиций – наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества;

с методических позиций – построение новой дидактической системы мотивации и организации индивидуализированного обучения учащихся [15, с. 26].

Профильное обучение преследует следующие цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [27, с. 11].

Задачи системы профильного образования:

  • достижение выпускниками школы нового, более высокого качества образовательной и профильной подготовки;

  • формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

  • умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества, другие знания в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления, самостоятельного выхода за пределы имеющейся информации с использованием для этого способов объяснения, поведения, прогнозирования;

  • развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и в трудовой деятельности;

  • усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и в быту и обеспечивающих им возможность и право функционировать в нем в качестве полноправного члена, безболезненно и успешно адаптироваться в условиях перехода страны к демократичному гражданскому обществу с рыночной экономикой [37, с. 49].

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:

  1. естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология);

  2. социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);

  3. гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);

  4. технологический (специализации – информационные технологии, агротехника, индустриальные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т.п.);

  5. универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов и школ) [9, с. 104].

Базисным учебным планом рекомендуется проводить профильное обучение по следующим десяти профилям: физико-математическому, естественнонаучному, социально-экономическому, гуманитарному, филологическому, информационно-технологическому, агро-технологическому, индустриально-технологическому, художественно-эстетическому, оборонно-спортивному [24, с. 50].

Тот или иной профиль складывается из курсов трёх типов:

● базовые общеобразовательные предметы,

● профильные общеобразовательные предметы,

● элективные (курсы по выбору).

Базовые общеобразовательные предметы обязательны для всех учащихся во всех профилях обучения. Знания, умения и навыки учащихся определяются содержанием учебников (программ), рекомендованных МО РФ для общеобразовательных школ.

Профильные общеобразовательные предметы - это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены государственным стандартом.

Элективные курсы – курсы, входящие в состав профиля, способствующие углублению индивидуализации профильного обучения. Работа элективных курсов призвана удовлетворить образовательный запрос (интересы, склонности) ученика (его семьи). В информационном письме Минобразования РФ от 13 ноября 2003 г. №14-51-277/13 говорится о том, что «они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов» [27, с. 75].

Таким образом, при введении профильного обучения в старшей школе ученику (семье) предлагается совершить выбор двух уровней: сначала ученик выберет профиль, а вместе с ним и набор предметов, уровень их изучения, а затем – набор элективных курсов, предложенных школой.

Прилагательное «элективный» (electus) в переводе с латинского языка означает «избранный, отобранный». Отсюда следует, что любой курс, нареченный в учебном плане элективным должен выбираться. В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования РФ от 18 июля 2002 г. 3 2783) дано следующее определение: «Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы»[27, с. 16]. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций [37, с. 49].

В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. «Элективные курсы принципиально отличаются от давно существующих у нас факультативов. Факультативный курс – это не обязательный, а только возможный для изучения <…> Идеология «изучаю – не изучаю» не предполагает, что выбор становится обязательным элементом общего образования. А введение элективных курсов направлено на решение именно этой задачи» [18, с. 9].

Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, характеризуются минимальной численностью учебной группы (1-15 человек). Каждый учащийся в течение двух лет должен выбрать и изучить 5-6 элективов, при этом количество предлагаемых курсов должно быть значительно выше.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50: 30: 20.

Элективные курсы выполняют следующие функции:

● изучение ключевых проблем современности;

● ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;

●ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

●дополнение и углубление базового предметного образования;

●компенсация недостатков обучения по профильным предметам [10, с. 38].

Цель преподавания элективных курсов – ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Перед элективными курсами стоит ряд задач:

  1. расширить знания по изучаемым предметам;

  2. обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;

  3. способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;

  4. формировать и развивать познавательный интерес к предметам.

Исходя из этого, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям:

● иметь социальную и личностную значимость, актуальность, как с точки зрения подготовки профессиональных кадров, так и личностного развития учащихся;

● способствовать социализации и адаптации, представлять возможность для выбора индивидуальной образовательной траектории, осознанного профессионального самоопределения;

● поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также обеспечивать условия для внутрипрофильной социализации обучения;

●обладать значительным развивающим потенциалом;

●вносить вклад в формирование целостной картины мира;

●способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных умений и навыков, ключевых компетенций [10, с. 38-39].

Методы и формы обучения определяются уровнем развития и саморазвития учащихся, уровнем их индивидуальных способностей и требованиями профилизации обучения. Ведущие методы – проблемно-поисковые и исследовательские, стимулирующие познавательную активность учащихся.

Виды элективных курсов определяются и задачами ступени школы, и видом учебного заведения, и местными условиями, и возможностями класса, группы, учителя, и так далее. Обсуждая вопрос о месте элективных курсов в старшей профильной школе, Каспржак А.Г. (2004) выделяет их виды, содержание и способы работы, образовательные задачи, решаемые курсами по выбору [17, с. 16-21].

Образовательные задачи

Вид элективного курса

Содержание и способы работы

1

Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определённым видом профессиональной деятельности

«пробный»

Знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области

2

Помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, с ней связанных

«ориентационный»

Коллективное выполнение проекта, которое интегрирует, во-первых, несколько видов деятельности, а во-вторых – содержание нескольких наук

3

Удовлетворение естественного любопытства молодого человека к какой-то области знаний, которая отсутствует в традиционном учебном плане

«общекультурные»

Восполнение «общекультурного вакуума»

4

Углубление, расширение знания учебного предмета

«углубляющий»

Прохождение дополнительных разделов учебного предмета


По назначению выделены несколько типов элективных курсов:

  • первый тип – это своеобразное дополнение базовых профильных курсов, обеспечивающее повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;

  • второй тип – это курсы, направленные на интеграцию учебных предметов, они обеспечивают межпредметные связи;

  • третий тип – курсы, направленные на подготовку школьников к сдаче ЕГЭ или на подготовку к сдаче вступительного экзамена в вуз по данному предмету, т.е. имеет «репетиторскую» направленность;

  • четвертый тип – курсы, ориентированные на приобретение узкоспециализированных навыков, необходимых для определенной профессии или для успешной адаптации на рынке труда;

  • пятый тип – курсы, носящие внепредметный характер, которые направлены на удовлетворение тех интересов учащихся, которые не связаны с рамками школьной программы, предназначены для расширения кругозора старшеклассника[27].

Основные приоритеты методики изучения элективных курсов:

● междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

● обучение через опыт и сотрудничество;

● интерактивность;

● учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

● личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход.

Особенности оценочной системы. По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в этой связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки, портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено», так и по бальной шкале. При этом необходимо помнить, что курс выбран учеником инициативно; успешное его освоение может помочь ученику ощутить себя успешным. «Апробация на элективных курсах, отличных от традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению принципов гуманной, личностно-ориентированной педагогики, успешно применяющей технологию научения не палкой, а успехом» [17, с. 8].

Каспржак А.Г. отмечает, что включение в Базисный учебный план элективных курсов позволит:

  • политикам и управленцам – стимулировать продуктивный диалог между школой и семьей о том, что, зачем и на каком уровне надо учить современному школьнику;

  • учёным – наработать материал, на основании которого будет продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества;

  • учителям – начать преподавать нетрадиционно, искать и пробовать новое, не боясь быть битым методистом или администратором;

  • ученикам – поучиться не для аттестата [18, с. 9].

Для Российской школы понятие «элективные курсы» достаточно новое. В связи с этим возникает ряд проблем, связанных с их разработкой и внедрением. Идея элективных курсов в системе профильного обучения нашла отражение в работах Э.Н. Абдуллаева [1], А.В. Баранникова [2], А.Г. Каспржака[17;18;19], Н.А. Гужавиной [3], Н.В. Добрецовой [5], Д.С. Ермакова [8; 9; 10; 11; 12], Д.А. Ершова [13], А.А.Зубрилина [16], Г.Д. Петровой [11], Н. Савицкой [29], Г. Сафонова [30], М.С. Цветковой [34], Т.В. Черниковой [35], Г.Г. Штомпель [36] и др. Авторы рассматривают содержание организационно-методических основ разработки авторских элективных курсов, раскрывают содержательные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективов.

В диссертационных исследованиях рассмотрены вопросы назначения и дидактических особенностей элективных курсов, педагогического проектирования программ (И.А. Муртазин [23], А.С. Рванова [28], М.А. Столба [32;33] и др.), разработке системы элективных курсов по отдельным предметам (М.Г. Победоносцева [25; 26] и др.), комплексы средств обучения (Н.С. Кудинова [21; 22] ), методические условия изучения курса (И.Н. Елисеева [6; 7] ).

Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов содержат алгоритм написания пояснительной записки, примеры составления тематического плана курса, указания на содержание занятий, критерии оценки деятельности учащихся. Гужавиной Н.А. [3] дается положение программ элективных курсов. В нем рассматриваются: общие положения, цели программы, структура программы, порядок рассмотрения и утверждения программ курсов по быбору, учебно-тематический план образовательной программы, содержание изучаемого курса, информационное обеспечение образовательной программы.

Составляя свою программу элективного курса, советуем опираться на рекомендации А.Г. Каспржака [17; 18; 19], Т.В. Черниковой [35], Д. Ермакова [8; 9; 10; 11; 12], Г. Петровой [8], Н.А. Гужавиной [3], Д.А. Ершова [13], Н.В. Добрецовой [5], И.А.Зайцевой [14], Л.И. Гультяевой [4], Т.П. Синько [31].

По мнению А.Г. Каспржака, содержание программ курсов должно соблюдать следующие условия:

  • курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы;

  • содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

  • отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?»;

  • элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации;

  • в связи с этим возможна ситуация, когда не весь объём содержания элективного курса является строго обязательным. Программа может быть построена так, что какой-то её объём минимально необходим, а все остальное - «по потребностям». Это следует из того, что доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке;

  • курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими;

  • курсы должны опираться на какое-либо пособие;

  • содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения;

  • программа курса должна состоять из ряда законченных модулей;

  • если автор относит свой курс к ориентационным, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности.

Содержание курса может представлять собой:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса;

  • введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук, профессий;

  • совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения или освоение определённого вида деятельности [17].

Д.А. Ершов [13] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на три последовательных этапа: 1)анализ социального заказа и формулирование замысла, 2)составление предварительного проекта программы, 3)окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа, обсуждение и рецензирование программы.

Вопрос контроля и оценки результативности обучения решается автором через систему рейтинговой оценки учебных достижений. Данная система подразумевает последовательное прохождение ряда этапов:

  • определение перечня оцениваемых видов учебной деятельности;

  • разработка системы оценок;

  • разработка системы «штрафных очков» за невыполнение учебных заданий.

С рейтинговой системой контроля хорошо сочетаются следующие способы контроля уровня достижений учащихся:

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с учащимися, родителями;

  • экспертные оценки педагогов по другим предметам;

  • анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий;

  • анкетирование и тестирование;

  • метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы).

Т.В. Черникова утверждает, что элективные курсы профильного обучения будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:

  • фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью;

  • полученные знания будут носить прагматическую направленность, их можно будет применить в повседневной жизни;

  • проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; ранее недоступный для изучения материал станет открытым для обсуждения;

  • образовательная ориентация на вузовское обучение будет просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект);

  • предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной, профессиональной, гражданской деятельности;

  • повышение общей культуры и навыков делового общения органично войдет в содержание курсов;

  • конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет представлена в вариативных по уровню сложности заданиях;

  • освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже, вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации;

  • методика личностного саморазвития, способы усиления внешней привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут содержанием проектных заданий;

  • автор-составитель элективного курса будет иметь репутацию интересного человека [35].

Д.Ермаков и Г. Петрова выдвигают основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного «академизма»;

  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

  • любопытство;

  • поддержка изучения базовых курсов;

  • профессиональная ориентация;

  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [8, с. 116].

Цветкова М.С. [34] предлагает активно включать в обучение ИКТ-ресурсов (информационно-коммуникационные технологии), расширенных межпредметными практикумами, комплексными долгосрочными проектами школьников. ИКТ-ресурсы: аудиовизуальные (радио, кино, телевидение), компьютерные, мультимедиа (проектор, интерактивная доска), сетевые (локальная сеть, Интернет), дополнительные цифровые ресурсы (фото и др.).

Литература:
  1. Абдулаев Э.Н. Элективные курсы: нормативно-правовое регулирование и литература. – [Электронный ресурс]-URL: http://pish.ru/articles/articles2009/201/

  2. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004. - №2. – с.1-2.

  3. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов //Управление современной школой. Завуч, 2008. - №3. – с.53-56.

  4. Гультяева Л.И. Разработка и проведение элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения //Информатика,2007. - №3.

  5. Добрецова Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования:Учебно-методическое пособие для учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. –СПб.: КАРО, 2005. – 160 с.

  6. Елисеева И.Н. Элективный курс «уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Елисеева Ирина Николаевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. – Астрахань, 2010. – 24 с.

  7. Елисеева И.Н. Элективный курс «уровневая организация живой природы» как средство повышения эффективности обучения биологии в профильной школе: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Елисеева Ирина Николаевна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. – Астрахань, 2010. – 196 с.

  8. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения //Народное образование, 2004. - №2. – с.114-119.

  9. Ермаков Д.С. Профильное обучение: проблемы и перспективы//Народное образование, 2004. - №7. С.101-107.

  10. Ермаков Д.С. Элективные курсы для профильного обучения //Педагогика, 2005. - №2. – с.36-41.

  11. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Школьные технологии, 2003. - №6. – с.23-29.

  12. Ермаков Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения //Профильная школа, 2004. - №3. – с.6-11.

  13. Ершов Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для учащихся 10 – 11-х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.-метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с.

  14. Зайцева И.А. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - URL:http://zaitseva-irina.ru/html/fl093455595

  15. Захарова Т.Б., Филатова Л.О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования //Стандарты и мониторинг в образовании, 2003. - №5. – с.26-29.

  16. Зубрилин А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1195048999&archive=1195938639&start_from=&ucat=&

  17. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.

  18. Каспржак А.Г. Элективные курсы – ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства //Директор школы, 2006. - №1. – с.3-9.

  19. Каспржак А.Г. Элективные курсы: типология и задачи //Директор школы, 2006. - №3. – с.53-57.

  20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Вестник образования, 2002. - №6. – с.10-42.

  21. Кудинова Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: Биологические специальности: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Кудинова Надежда Сергеевна; [Место защиты: Моск.гос.обл.ун-т]. – Омск, 2005. – 19 с.

  22. Кудинова Н.С. Комплексы средств обучения для элективных курсов в профильном обучении общеобразовательной школы: Биологические специальности: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Кудинова Надежда Сергеевна; [Место защиты: Моск.гос.обл.ун-т]. – Омск, 2005. – 227 с.

  23. Муртазин И.А. Проектирование элективных курсов предпрофильной подготовки школьников на основе интеграции информационных и материальных технологий : автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Муртазин Игорь Анатольевич; [Место защиты: Вят.гос.гуманитар. ун-т]. – Киров, 2010. – 22 с.

  24. Немова Н.В. Новый учебный план профильного обучения старшеклассников //Директор школы, 2005. - №1. – с.49-58.

  25. Победоносцева М.Г. Разработка системы элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Победоносцева Мария Георгиевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос.акад образования]. – Москва,2008. – 22 с.

  26. Победоносцева М.Г. Разработка системы элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы: диссертация …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Победоносцева Мария Георгиевна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос.акад образования]. – Москва,2008. – 144 с.

  27. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

  28. Рванова А.С. Проектирование и реализация целевого и содержательного компонентов элективных курсов для классов математического профиля на основе локальной аксиометизации: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 /Рванова Алла Сергеевна; [Место защиты: Ом.гос.пед.ун-т]. – Омск, 2006. – 22с.

  29. Савицкая Н. Элективные курсы в профильном обучении //Народное образование, 2004. - №6. – с.275-277.

  30. Сафонов Г. Элективные курсы в профильных классах //Народное образование, 2005. - №6. – с.213-219.

  31. Синько Т.П. Элективные курсы. - [Электронный ресурс] - URL:http://den-za-dnem/page.php?article=34

  32. Столба М.А. Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии: автореферат дис. …кандидата педагогических наук: 13.00.02 Столба Марина Алексеевна; [Место защиты: Моск.гос.ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 23 с.

  33. Столба М.А. Элективный курс «Английский язык и основы экономических знаний» в системе профильного обучения на старшей ступени гимназии: диссертация …кандидата педагогических наук:13.00.02/ Столба Марина Алексеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. – Москва, 2009. – 232 с.

  34. Цветкова М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного обучения школьников //Профильная школа, 2008. - №5. – с.31-37.

  35. Черникова Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов//Профильная школа, 2005. - №5. – с.11-16.

  36. Штомпель Г.Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе //Профильная школа, 2007. - №2. – с.47-51.

  37. Щербо И. Реализация профильного обучения в школе //Директор школы, 2005. - №4. – с.47-56.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle