Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Адилбаева, А. К. Формирование учебно-познавательной компетентности школьников по русскому языку и литературе с помощью ИКТ / А. К. Адилбаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 403-404. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1602/ (дата обращения: 20.04.2024).

В последнее время снизился интерес предметам гуманитарного цикла, особенно к литературе. Зачастую книгу заменяет компьютер, потому что чтение, по мнению учащихся, отнимает немало времени. Почему это происходит?

Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Поэтому задача учителя- выработать новые средства работы!

Для этого надо уделить основное внимание на применение информационных технологий, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам.

Компьютер является объектом изучения, обучения, инструментом решения учебных задач. Учителя, применяющие ИКТ, понимают, что применение компьютера должно вписываться в учебный процесс.

Можно выделить на уроках русского языка и литературы такие приемы применения компьютерных технологий :

1 Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Компьютерные тесты-это четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа

Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний,дидактическим средством для обучения, в том числе дистанционного. Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может воспользоваться подсказкой,может просмотреть количество допущенных ошибок, что дает возможность проанализировать,насколько глубоко он усвоил данный материал. В случае неудовлетворенного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.

Можно также использовать электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

2. Медиатексты в электронном формате

При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применять на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

3 Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа. [1]

Использование интернет-ресурсов на уроках литературы все больше привлекает методистов и учителей-словесников, так как это средство обучения постепенно входит в школьную практику. Специфической особенностью этого средства обучения является возможность широкого применения смежных искусств: произведений живописи, графики, музыки, архитектуры.

Специфика этого источника информации и в том, что ученик может не только прочитать, но и прослушать художественные произведения в исполнении лучших мастеров художественного слова, увидеть интерпретации литературных произведений в графических образах .[2]

В этих целях хочу отметить следующие ресурсы:

http://lit.1september.ru/index.php газета «Литература» издательского дома «1 сентября»

http://magazines.rus.ru/voplit/ журнал «Вопросы литературы»

http://magazines.rus.ru/arion/ «Арион» журнал поэзии

http://www.pereplet.ru/ Русский переплет. Литературный интернет-журнал

Разнообразие имеющихся в Интернете материалов способно удовлетворить интересы учеников. Например, имеются сайты, предлагающие интерпретации литературных произведений в музыке. На сайте «Маленькая Россия» собраны записи Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Вероники Долиной и т.д.

Таким образом, Интернет представляет обширный и разнообразный материал, позволяющий расширить представление о личноти писателя, совершить заочные литературные экскурсии, попасть в творческую лабораторию писателя, познакомиться с литературными источниками.

Важную роль в изучении литературы и русского языка играют энциклопедии, справочники, словари. Так, «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (http://mega.km.ru/) содержит 6908 статей на литературные темы.

Учитель русского языка найдет в Интернете не только такие полезные ресурсы, как словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, но и программные средства морфологического анализа, проспекты обучающих программ, научные статьи и электронные издания, дистанционные школы, форумы, чаты, списки, рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем преподавания. Следует отметить, что ресурсы по русскому языку размещены не только в Рунете. Имеются они и на университетских серверах в Финляндии, Нидерландах и в других странах.

Большой популярностью пользуется справочно-информационный портал «Русский язык» (Грамота.Ру - www.gramota.ru). Портал создан в 2000 г. При поддержке Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Опорный орфографический компакт можно найти на сайте -www.yamal.org/ook/. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Ее суть-правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов.

Основные правила грамматики представлены на сайте www.ipmce.su/lib/osn_prav.html. Эта страничка размещена на сервере компанииMCST, занимающейся компьютерами, микропроцессорами, технологиями программирования в разделе «Библиотеки электронной поэзии». Это академический сборник правил.

Учебное пособие по фонетике русского языка можно найти на сайте-www.funet.fi/pub/culture/Russian/html_pajes//

Много полезных программ можно найти на сайте www.school-collection.ru, рассчитанных на разные возрастные группы.

Например, интересный игровой продукт представлен для учеников 5 класса. При закреплении темы «Чередующиеся гласные в корне слова» можно использовать интерактивную игру «Помоги ослику съесть морковку». За 2 минуты необходимо вставить правильно буквы в слова с чередующимися гласными в корне. Если ошибся или замешкался – ослик не получит желанное лакомство. Занимательна и в то же время познавательна игра «Дождик капал», которая проверяет знание словарных слов. Выучил слова из словаря – расцветет великолепная клумба, нет – вырастет только сорняк. Благодаря этому же сайту провожу интересные уроки с мультимедиа, которые в занимательной форме знакомят обучающихся с теоретическим материалом, наглядно в интерактивном режиме демонстрируют примеры, обобщения, делают выводы.

Главной задачей, которую я поставила перед собой, начиная работать по вышеназванной теме, была: Определить, какую роль играют информационно-коммуникативные технологии в учебно-воспитательном процессе.

Мною было проведено анкетирование учащихся 9 классов с целью выявить фактическое использование компьютерных технологий в обучении.

Результат: «За» использование ИКТ на уроках русского языка и литературы -98% учащихся. Это говорит о том, что использование ИКТ становится все более актуальным в жизни школьников.

В результате работы мною были выделены следующие особенности и преимущества использования компьютерных технологий:

развивает творческие, исследовательские способности учеников, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление.

Применение компьютерных технологий позволило наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, формировать элементы информационной культуры, прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, и педагогических.


Литература:

  1. Репетитор.Русский язык.программа-тренажер по русскому языку «Фраза»

  2. Черниченко С.Н. Роль Интернет-ресурсов в системе средств изучения литературной темы /Интернет-журнал «Эйдос»-2004 /

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, гуманитарный цикл, компьютер, литература, сайт, средство обучения, урок, учебный процесс, ученик.

Похожие статьи

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла...

средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс, процесс обучения, тип заданий, гуманитарный цикл, Лермонтов, использование ИКТ-технологий, электронное обучение.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

урок, учащийся, русский язык, ИКТ, возможность, урок литературы, процесс обучения, компьютер, учитель, материал.

Использование технических средств обучения на уроках...

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс, Дмитриев, полная информация, функциональное назначение.

Особенности формирования функциональной грамотности...

Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить

Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является русский язык и литература.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

русский язык, инновационное обучение, учебный процесс, учащийся, урок, родной язык, ребенок, инновационный подход, дистанционное обучение, ассоциативный ряд.

Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на...

Учебная дисциплина «Русский язык и литература» развивает и совершенствует

Таким образом, на занятиях гуманитарного цикла организован эффективный процесс

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Пушкин, группа, подгруппа, средство...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

Методика преподавания всякого учебного предмета — это педагогическая наука

Главными в процессе обучения становятся связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество.

Литература: Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.

средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла... средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс, процесс обучения

урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

Методика использования электронного учебника на уроках...

Был проведен анализ школьного курса предметов естественно-математического цикла 5–9 классы и анализ литературы по применению современных средств обучения.

- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.

Похожие статьи

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла...

средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс, процесс обучения, тип заданий, гуманитарный цикл, Лермонтов, использование ИКТ-технологий, электронное обучение.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

урок, учащийся, русский язык, ИКТ, возможность, урок литературы, процесс обучения, компьютер, учитель, материал.

Использование технических средств обучения на уроках...

средство обучения, техническое средство обучения, русский язык, средство, учебный материал, урок, учебный процесс, Дмитриев, полная информация, функциональное назначение.

Особенности формирования функциональной грамотности...

Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить

Одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования является русский язык и литература.

Инновационные подходы к преподаванию русского языка

русский язык, инновационное обучение, учебный процесс, учащийся, урок, родной язык, ребенок, инновационный подход, дистанционное обучение, ассоциативный ряд.

Социализация обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом на...

Учебная дисциплина «Русский язык и литература» развивает и совершенствует

Таким образом, на занятиях гуманитарного цикла организован эффективный процесс

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Пушкин, группа, подгруппа, средство...

Использование интерактивного метода обучения на уроках...

Методика преподавания всякого учебного предмета — это педагогическая наука

Главными в процессе обучения становятся связи между учениками, их взаимодействие и сотрудничество.

Литература: Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку.

средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс...

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла... средство обучения, урок, русский язык, учебный процесс, процесс обучения

урок математики, учебный процесс, ИКТ, информационное общество, компьютерная техника, основной этап урока, учащийся.

Методика использования электронного учебника на уроках...

Был проведен анализ школьного курса предметов естественно-математического цикла 5–9 классы и анализ литературы по применению современных средств обучения.

- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.