Библиографическое описание:

Бондаренко Л. П. Роль тестирования в формировании предметных компетенций школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 154-156.

Математическое образование школьников 5-6 классов включает в себя: объекты реальной действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; культурно значимые факты, идеи, гипотезы, проблемы, способы деятельности понятия, правила, законы, противоречия, теории, технологии, альтернативные подходы и др. знания, которые выработаны человечеством по отношению к соответствующим объектам; общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности. В этой связи представляется необходимым формирование у школьников предметных компетенций в соответствии с минимальными систематизированными перечнями компонентов учебного предмета.

Предметные компетенции школьников 5-6 классов, формируемые на уроках математики, представляют собой личностное новообразование, содержащее деятельностные способности, обеспечивающиеся знаниями, умениями и навыками, позволяющие осознанно структурировать представленные данные, выявлять математические отношения в возникающих в повседневной жизни ситуациях (проблемах), конструировать математическую модель ситуации, подвергать анализу созданную модель и объяснять полученный результат.

С учетом анализа возникающих в повседневной жизни проблем (ситуаций), для решения которых могут потребоваться предметные знания математики 5-6 класса и с опорой на технологию конструирования компетенций А.В. Хуторского [4], в исследовании были определены, формируемые на уроках математики, следующие (ПКУ) предметные компетенции учеников 5 – 6 класса:

ПКУ – 1: способность выполнять вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов математических действий;

ПКУ – 2: способность использовать для подсчетов изученные формулы;

ПКУ – 3: способность работать с информацией (данными), представленной в различных формах (текст, таблица и диаграмма);

ПКУ – 4: способность осуществлять переход от одних единиц измерения к другим;

ПКУ – 5: способность вычислять длины, площади фигур, объемы тел на основе изученных формул;

ПКУ – 6: способность находить процент от числа, представлять процент в виде дроби;

ПКУ–7: способность применить элементы теории вероятности и статистики для характеристики элементарных явлений и процессов, связанных с реальностью;

ПКУ–8: способность выявлять математические отношения в возникающих в повседневной жизни ситуациях (проблемах), конструировать математическую модель ситуации подвергать анализу созданную модель и объяснять полученный результат.

Результаты анализа психолого-педагогических исследований компетенций и ретроспективный опыт практической деятельности позволили установить, что школьники овладевают компетенциями в различной степени, ввиду чего невозможно сформировать у них ту или иную компетенцию на одинаковом уровне. Вопрос определения уровней сформированности (развития) личностных качеств и свойств, всегда находился в центре внимания педагогов и психологов (Л.И. Божович, Г.А. Бокарева, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина и др.). Мы полагаем возможным выделить три уровня сформированности предметной компетенции, относящейся к предмету «Математика»: пороговый (как обязательный для всех), повышенный и продвинутый уровни.

Оценивание уровня сформированности предметных компетенций учащихся считаем целесообразным осуществлять через оценивание экспертами компонентного состава каждой из рассматриваемых компетенций, используя карту наблюдений.

Оценивание уровня сформированности предметной компетенции в рамках ее мотивационно-ценностного, когнитивного, операционно-технологического и рефлексивного компонентов, включающей при этом определенные способности к осуществлению математической деятельности, предполагает необходимость присвоения им цифровых значений: пороговый уровень – «3», повышенный уровень – «4», продвинутый уровень – «5».

В предложенном способе уровень сформированности предметной компетенции школьника к осуществлению математической деятельности обозначен К; способности в рамках мотивационно-ценностного компонента – Кмцс, когнитивного - Ккс, операционно-технологического – Котс, рефлексивного – Крс.

Цифровое значение уровня сформированности предметной компетенции школьника определяется по формуле:

К=(Кмцс +Ккс + Котс +Крс) / 4

Интерпретация К в зависимости от полученного значения позволяет определить уровень сформированности предметной компетенции.

На формирование предметных компетенций школьников, на наш взгляд, непосредственное влияние оказывает математическое тестирование как контролируемая ситуация, в которой, во-первых, диагностически релевантное поведение вызывается стандартизованными раздражителями и для которых, во-вторых, разработаны правила интерпретации, позволяющие на основании наблюдаемого поведения сделать вывод о наличии и степени выраженности способностей, свойств и т.д. той или иной конкретной личности [3- с.135].

В процессе разработки авторских комплексов математического тестирования, исходя из известных классификаций тестов [2], мы ориентировались на классификацию по целям использования:

  • предварительный (входной) определяющий тест (определяет знания в начале обучения, затрагивает минимум знаний по теме обучения);

  • тест прогресса, достигнутого в процессе обучения, формирующий тест (затрагивает ограниченный сегмент обучения, раздел или главу, состоит из серии отдельных тестовых вопросов, всесторонне охватывающих ограниченную область обучения). Пример, обучающие тесты. Ученику даются конкретные инструкции для исправления обнаруженных ошибок;

  • диагностический тест (содержит большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Цель теста - определение трудностей обучения;

  • суммирующий тест (используется для оценки широкого диапазона результатов обучения, ожидаемого в конце учебного процесса, содержит вопросы, представляющие более высокий уровень сложности, чем другие виды тестов).

Формирование предметных компетенций школьников на основе математического тестирования предполагало его проведение в конце изучения каждой темы и содержало в себе задания открытой формы и с выбором верного ответа. Тесты имели критериально-ориентированный характер и предлагались ученикам, как в электронном, так и в бланковом виде: тестовые задания, направленные на формирование мотивационно- ценностного, когнитивного, операционно-технологического, рефлексивного компонентов.

Внедряя тесты в учебный процесс мы, таким образом, рассматриваем их не только как средство контроля и самоконтроля результатов обучения, но и как средство формирования предметных компетенций школьников 5-6 классов на уроках математики. При этом тест представляет собой систему специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющих количественно оценить учебные достижения [1-с.60] в математической области знаний. Причем, тест – это не просто некий набор испытаний, после которого можно оценить учебные достижения, а важный элемент в обучении, который должен содержать в себе следующие составляющие: инструкцию работы с тестом; блок заданий (отражает содержание учебного материала, соответствует целям тестирования, делится по уровням сложности, должен быть понятным для учащихся); способ предъявления заданий (бланковый и компьютерный); инструкцию проверки и обработки результатов.


Литература:

1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д.Левитов. – М., 1964. – 220 с.

2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., "Интеллект центр", 2001. - 296 с.

3. Советский энциклопедический словарь [Текст]; под ред. А.М. Прохорова. - 4 е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 400 с.

4. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle