Библиографическое описание:

Слепцов А. И. Формы обучения учащихся исследовательской деятельности по физике [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 219-221.

На современном этапе модернизации образования процесс обучения вообще и физике, в частности, претерпевает существенные изменения. Создаются условия для ориентации учебного процесса на личность обучающегося, формируются определенные виды учебной деятельности, наблюдается приоритет развития над научением. Основой образования должно являться не столько содержание учебных предметов, сколько способы мышления и деятельности.

В результате проведенного анализа состояния проблемы обучения учащихся исследовательской деятельности по физике нами определено, что творческая самореализация учащихся в исследовательской деятельности по физике возможна при условии создания и реализации специальной технологии обучения учащихся исследовательской деятельности по физике, основанной на личностно-деятельностном подходе в образовании.

Исследовательская деятельность учащихся по физике – это системно организованный, социально-обусловленный и личностно-значимый процесс совместной творческой деятельности учащихся и педагога, связанный с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с ранее неизвестным решением, предполагающий наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере по физике. Структура исследовательской деятельности учащихся по физике (по В.А. Котлярову): исследовательская задача, исследовательские действия и операции, действия оценки и контроля [2].

Исходя из анализа различных позиций авторов концепции технологического подхода к обучению, в данной работе мы придерживаемся следующего определения: технология обучения учащихся исследовательской деятельности по физике – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания в условиях совместной творческой деятельности субъектов образовательного процесса. Разработанная технология основана на принципах личностно-деятельностного подхода в образовании и ориентирована на творческую самореализацию личности учащегося. Объектами технологизации выступают: цели, содержание, средства, формы, методы, система взаимоотношений в совместной творческой деятельности учащегося и учителя, оценка результативности данной технологии (см. рис. 1).


Рис. 1. Модель технологии обучения учащихся

исследовательской деятельности по физике

Остановимся на рассмотрении форм обучения учащихся исследовательской деятельности по физике.

Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников. Также различают формы организации обучения: индивидуальные занятия (репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение), коллективно-групповые занятия (уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, мастерские, студии, деловые игры), индивидуально-коллективные системы занятий (погружения, творческие недели, научные недели, проекты) [4, c. 326].

Формы обучения учащихся исследовательской деятельности по физике разнообразны. Эти формы условно можно разбить на следующие группы: 1) индивидуальная работа с учащимися; 2) совместная работа с представителями научной элиты; 3) экскурсии в НИИ, производственные предприятия; 4) летние школы-семинары, форумы; 5) научно-практические конференции школьного, районного, регионального, республиканского, российского уровня, школьные тематические чтения; 6) конкурсы творческих работ учащихся, олимпиады; 7) телекоммуникационные турниры, дистанционные олимпиады; 8) работа в научном обществе учащихся (НОУ); 9) интеллектуальный марафон; 10) кружки технического творчества и др.

Индивидуальная работа с учащимися разворачивается в течение всего года. В совместной работе с классными руководителями, с родителями с учетом их мнений подбираются учащиеся, у которых есть интерес к исследовательской деятельности. Определяется расписание занятий. В основном в послеобеденное время.

Учитель, как наставник, советчик ученика, вносит в содержание исследовательской деятельности индивидуальность, оригинальность. Он оказывает ученику помощь в овладении исследовательскими навыками, суммой базовых знаний и понятий по теме исследования, необходимых для введения его в мир науки, вводит ученика в мир научного поиска, не декларируя известные умения в этой области и не давя на индивидуальность ребёнка [2, c. 12].

В целях повышения качества выполняемых работ, чувства сопричастности у учащихся к «большой науке», необходимо организовать совместную работу с представителями научной элиты. Здесь при организации обучения исследовательской деятельности по физике огромную помощь оказывают преподаватели Северо-Восточного федерального университета, Якутского государственного инженерно-технического института, сотрудники Института физико-технических проблем Севера, Института космофизики, Института мерзлотоведения СО РАН и др.

Для сельских школьников знакомство с процессом научного исследования в условиях Крайнего Севера, с результатами изысканий научных коллективов имеет огромную мотивационную роль в формировании исследовательской деятельности. Учащиеся во время экскурсий в научно-исследовательские институты, на производственные предприятия в реальной ситуации могут ознакомиться с достижениями науки, понять ценность научной деятельности. Огромное воспитательное значение имеет знакомство учащихся со своими земляками, которые рассказывают им свой путь в «большую науку», который начался так же как у них – со школьной скамьи, с занятий в кружках, с увлечения техническим творчеством. Рассказы земляков, таких же выходцев из села, которых вела по жизни огромная вера в пользу науки, в собственный успех, является для начинающих исследователей источником мотивации.

Необходимо отметить огромную пользу летних школ-семинаров, форумов, которые целенаправленно организовывают Национальный Фонд Возрождения при Президенте Республики Саха (Якутия), муниципальные управления образованием, администрации школ, гимназий. В неформальной обстановке, на природе, в условиях летнего лагеря, сочетая науку и отдых, интеллектуальную зарядку и физическое развитие учащиеся общаются с академиками, с ведущими учеными, с организаторами конференций, турниров и т.п. Именно в условиях летних школ-семинаров рождаются блестящие идеи по развитию исследовательской деятельности учащихся по физике. Обычно в такие летние школы-семинары приглашаются ведущие ученые научных институтов, учебных заведений не только республики, но и России, что повышает статус таких школ. Лагерь «Уунээйис» в Амгинском районе пользуется огромным авторитетом в республике. На базе этого лагеря более 10 лет ведутся плановые работы по развитию исследовательской деятельности учащихся. Также можно отметить работу физико-математического форума «Ленский край», который был в свое время организован Первым Президентом Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаевым. Этот центр в последние годы известен как центр интеллектуального, творческого развития учащихся.

Научно-практические конференции «Шаг в будущее» в последние годы превратились в мощное явление школьной жизни. Значительный вклад в развитие исследовательской деятельности учащихся, а также подготовку кадрового обеспечения научных школ России вносит МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Данное учебное заведение организует Российский научно-методический семинар «Наука в школе», школу-семинар «Академия юных», проводит научные выставки, соревнования, конференции молодых исследователей «Шаг в будущее». Процесс, который разворачивается сегодня в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, смело можно назвать «движение молодых исследователей». Благодаря таким явлениям в российской образовательной системе может сохраниться будущее российской науки, так как в таких процессах идет «выращивание» научной элиты, что обуславливает стабильное социально-экономическое, политическое развитие страны.

Организация телекоммуникационных турниров, дистанционных олимпиад в последние годы приобретает размах. Так, можно выделить работу Воронежского государственного педагогического университета по организации телекоммуникационных турниров по всем предметам, Центра дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru). Участвуя в оргдеятельностных курсах (авторы А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова) «Как написать исследовательскую работу» учителя и учащиеся развивают навыки работы в Интернете, общаются со своими коллегами и сверстниками из других регионов, приобретают огромный опыт представления и защиты собственных исследовательских работ.

Учебно-методическая работа школы предусматривает как одно из перспективных направлений развития исследовательской деятельности работу научного общества учащихся (НОУ). Организуется совместная работа педагогов и учащихся по творческой самореализации личности.

Интеллектуальный марафон является традиционным мероприятием, на котором учащиеся могут представить свои исследовательские проекты, творческие работы, конструкторские макеты, модели и т.д.

Занимаясь в кружках технического творчества, учащиеся приходят к оригинальным решениям, создавая самодельные приборы, новую конструкцию, деталь или технологию её изготовления. При этом теоретической основой для творческой самореализации учащихся служит физика как изучаемый в школе предмет.

Итак, нами описаны средства обучения учащихся исследовательской деятельности по физике как одного из элементов (цели, формы, средства, методы, содержание) содержательного компонента технологии обучения исследовательской деятельности. С другими компонентами технологии обучения учащихся исследовательской деятельности по физике (процессуального, диагностического) можно ознакомиться в работе автора статьи[3].


Литература:
  1. Котляров, В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Котляров. – Новосибирск, 2003. – 18 с.

  2. Слепцов, А.И. Методика включения учащихся в научно- исследовательскую деятельность по физике [Текст] / А.И. Слепцов. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. – 48 с.

  3. Слепцов, А.И. Обучение учащихся исследовательской деятельности по физике (на примере сельских школ Республики Саха (Якутия)) [Текст]: дисс. … канд. пед. наук/ А.И. Слепцов. – М., 2010. – 275 с.

  4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007. – 639 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle