Библиографическое описание:

Андреева М. А. Личность преподавателя Вуза как фактор формирования общекультурных и профессиональных компетенцией будущих специалистов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 304-306.

В 2010 г. в действие вступили ФГОС ВПО, в соответствии с которыми результат образования определяют приобретенные компетенции, которыми должны овладеть выпускники к моменту окончания вуза. В связи с этими преобразованиями в настоящее время одной из актуальных проблем высшего образования становится развитие общекультурных и формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Подразделение компетенций на общекультурные и профессиональные соответствует двум составляющим высшего образования - академическому и профессиональному. Цель академического образования - развитие личности обучающегося, цель профессионального - подготовка специалистов в высших школах[1]. Таким образом, основной целью современного высшего образования является подготовка высокопрофессионального, конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста и одновременно формирование всесторонне развитой личности.

Обзор литературы по данной теме выявил существование множества различных определений компетенций и подходов к их классификации.

В академическом понимании компетенция предполагает владение методологией и терминологией, присущей области знания, а также действующих в этой области системных взаимосвязей и способность определять их аксиоматические пределы. В профессиональном контексте под компетенцией понимается обладание правом по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-то, судить о чем-либо[2].

Под профессиональной компетенцией в общем смысле в современной практике определяется способность сотрудника успешно решать задачи профессионального рода деятельности в соответствии с заданными стандартами. Соответственно, составляющими профессиональной компетенции являются знания, умения, навыки, профессионально значимые качества личности специалиста, обеспечивающие его способность выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

Обобщая все подходы к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

  • способность человека действовать в соответствии со стандартами;

  • характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Первый подход можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй - «личностным», так как в фокусе - качества человека, обеспечивающие успех в работе[3].

Задача любого высшего профессионального учебного заведения – сформировать все многообразие общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности, как важной составляющей жизненного успеха и самореализации в целом.

Внедрение компетентностного подхода в образовательную систему вуза обязывает вуз «сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности». Решение этой задачи зависит от эффективности от многих факторов. К основным из них относятся: система управления вузом, содержание образовательных программ, квалификация и мотивация деятельности профессионально-преподавательского состава, организация учебного процесса, технологии обучения, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, воспитательная работа, учет потребностей рынка труда в выпускаемых специалистах и организация связей с работодателями, организация контроля образовательного процесса и его результатов [4].

Несомненно, что пересмотр существовавших образовательных программ и учебно-методических комплексов, использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, применение инновационных обучающих технологий, являются важными факторами успешной реализации основной задачи компетентностного подхода – формирования у студентов способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной профессиональной сфере. Но, не смотря на обилие продуктивных технологий и средств обучения, сегодня, как и во все времена, главным фактором качества образования в целом и формирования соответствующих компетенций у будущих специалистов в частности, выступает преподаватель – носитель знаний. Эффективность внедрения и реализации инноваций в системе образования зависят во многом именно от тех людей, которые непосредственно осуществляют этот процесс. Реализация конкретных нововведений ложится, главным образом, на плечи профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, как основного производственного персонала в системе вузовской деятельности. Инновационные процессы в системе образования обуславливают многогранность и многоаспектность профессиональной деятельности современного педагога, требуют от него соответствия как традиционным требованиям к качествам его личности и профессиональной компетентности, так и нового педагогического мышления.

Важнейшим фактором формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов является личность преподавателя, его система ценностей – развитые профессиональные, общекультурные и педагогические компетенции [6]. Как сказал известный русский этнограф, писатель и медик В.И. Даль, «воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника». Студенты очень чувствительно и критично воспринимают несоответствие педагога тем требованиям, которые он предъявляет к ним.

Огромное влияние на отношение студентов к изучаемой дисциплине и в целом к учебному процессу оказывает их отношение к преподавателю, который эту дисциплину преподает. Преподаватель высшей школы это не просто транслятор знаний. Основная задача педагога - это вовлечь студента в учебный процесс, а не заставлять его участвовать в нем. Принуждения и угрозы порождают равнодушие и неудовлетворенность, формируют у студентов низкую производительность труда, нежелание учиться вообще [5].

Потребность студентов в благоприятном доверительном общении с преподавателями часто не получает своего удовлетворения, что ведет к формированию повышенной тревожности, неустойчивой самооценке, мешает профессиональному становлению и часто ведет к развитию неуверенности, снижению мотивации к обучению. Негативно влияют замкнутые, малообщительные, не умеющие наладить контакт со студентами, надменные, пренебрежительно относящиеся к студентам преподаватели.

Несомненно, что процесс обучения эффективнее тогда, когда студенты хотят учиться у преподавателя. А хотят они учиться у того, кого уважают, ценят и любят. Именно преподаватель своими личными и профессиональными качествами способен развить в студентах тягу к познанию, освоению и получению новых знаний, раскрыть их инициативность и творческий подход к решению задач, пробудить желание трудиться и любовь к труду.

Какими же качествами обладает преподаватель, вызывающий уважение и любовь студентов? Для того чтобы ответить на это вопрос мы провели опрос, в котором приняли участие студенты 1-2 курсов технических специальностей СПбГУНиПТ. Мы попросили испытуемых назвать несколько основных характеристик или качеств «идеального» преподавателя.

Анализ результатов позволил выявить те качества преподавателя, которые ценят студенты в наибольшей степени: уважительное отношение к студентам, глубокое знание преподаваемой дисциплине, желание научить, умение заинтересовать, ответственное выполнение своих обязанностей, воспитанность, вежливость тактичность.

Данные, полученные в результате опроса, свидетельствуют о том, что студенты, главным образом, выделяют те качества преподавателя, которые характеризуют моральные свойства его личности. И на первом месте стоит уважение. Именно уважение, как одно из важнейших требований нравственности, лежит в основе других названных значимых характеристик: ответственности, образованности, тактичности. Только тот преподаватель, который уважает, в первую очередь, себя и свою профессию, может уважать своих студентов, и, следовательно, быть для них и учителем, и наставником, и образцом поведения. Преподаватель, знающий и любящий свою деятельность, увлеченный своим предметом, вызывает искреннее уважение со стороны студентов, формирует у них высокий уровень мотивации не только к познанию самого предмета, но и во многом помогает изменить их отношение к самим себе. Это происходит как через освоение учебной дисциплины и приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, так и через механизм симпатии, идентификации студента с преподавателем и подражания ему. Преподавателю, любящему свой предмет и уважающему тех, кому он передает свои знания, хочется подражать[5].

Подлинное уважение к студенту – это основа формирования компетентной личности и в профессиональном, социальном и культурном плане. Известный социологфилософсоциальный психолог Эрих Фромм определил уважение как «способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность»... Только при таком подходе возможно формирование личностных компетенций на основе высших человеческих ценностей: нравственности, порядочности, ответственности, что как никогда актуально в наше время.

Уважение к себе и другим людям, любовь к своей профессии и познанию, высокий уровень культуры общения и взаимодействия с окружающими, ответственное отношение к своим обязанностям - важнейшие составляющие профессиональной компетенции педагога, которые соответствуют тем компетенциям, которые должны быть сформированы у студентов к моменту окончания Вуза.

Таким образом, качество реализации поставленных задач по получению на выходе востребованного работодателями специалиста и сильной личности в первую очередь зависит от качества деятельности преподавателя, который должен быть подлинным носителем вышеперечисленных качеств. Выдающийся американский психолог, один из основателей бихевиоризма, Б. Ф. к Скиннер сказал, что «люди учатся тому, чему вы их учите, а не тому, чему вы хотите их научить». Это высказывание видится нам очень подходящим для понимания сути рассматриваемой проблемы. Личность преподавателя должна являть собой для студентов наглядный пример тех качеств, тех способностей, и компетенций, которые преподаватель хочет развить у студентов.


Литература:

  1. Томилин О.Б., Бриттов А.В., Демкина С.И. Образовательные технологии формирования компетенций в системе высшего профессионального образования // Управление качеством высшего профессионального образования, 2005, с. 112–123.

  2. Бурыкин К.Н. Реферативный обзор по проблематике измерения компетенций в образовании. М.: СГА, 2007.

  3. Валерий Чемеков. Грейдинг: компетенция и цели компании //Деловой журнал Бизнес-ключ.–2008. – №1.

  4. Захаров Ю.А., Москинов В.А. Основные пути повышения качества высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 1. - C. 100 - 103.

  5. Калашникова А.В. Мотивация педагога как фактор повышения качества высшего образования // Современные наукоемкие технологии. – 2010. - №7, с30-33.

  6. Леонова Е.В. Формирование Общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. – 2010. – № 2, с.124-131.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle