Библиографическое описание:

Щербакова Ю. Г. Из опыта использования личностно-ориентированного подхода в обучении химии [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 297-298.

В современной психолого-педагогической литературе, периодических изданиях, монографических исследованиях подчеркивается, что личность обучающегося - это активный развивающийся субъект. Учебный процесс представляет собой результат творческого взаимодействия учителя и каждого обучающегося.

Личностно-ориентированное обучение неразрывно связано с гуманизацией педагогического процесса, главными ее постулатами являются не насилие над личностью, а взаимодействие с ней, уважение, создание преподавателем положительного микроклимата, когда каждый обучающийся занят той деятельностью, которая отвечает его особенностям развития мыслительных операций, памяти. Таким образом, знание особенностей подросткового возраста обучающегося, его личностных качеств, индивидуально-типологических особенностей, характеристики познавательной деятельности является основой для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении. Многолетний опыт подтвердил, что опора на знание особенностей развития познавательных процессов при использовании опорных схем, опорных конспектов, а также заданий к ним способствуют развитию мыслительных операций и повышению успеваемости. Как правило, для обучающихся характерно запоминание при зрительном и моторно-слуховом восприятии. Это говорит о том, что изучаемый материал должен, во-первых, задействовать зрительные анализаторы, т. е. отвечать принципам наглядности, а во-вторых, должен быть компактным, легко записываемым, с акцентом на существенные связи. Этим требованиям отвечают опорные конспекты (ОК) и опорные схемы (ОС).

Изучив и проанализировав имеющиеся работы педагогов и методистов о сущности ОС и ОК, можно выделить в этих понятиях самое важное, их существенные характеристики.

Под опорным конспектом мы понимаем предельно сжатую, обобщенную информацию по теме или разделу. Это система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и других зрительных опор.

В свою очередь, опорная схема – это менее насыщенная знаками и символами учебная информация, выполненная с помощью стрелок, таблиц, отражающая взаимосвязь между важнейшими фактами, понятиями, идеями, а также система связей между веществами, их химическими превращениями. ОС служит для схематично-упрощенного отображения причинно-следственных связей, она может выступать как дополнение к ОК.

Использование на занятиях опорных конспектов сокращает время на изучение нового материала. В каждом опорном конспекте, обязательно наглядно, акцентируется внимание на узловых моментах темы, что помогает обучающимся легче ориентироваться в большом объеме новой информации, выделить главное в строении, свойствах органических и неорганических веществ и сопоставить с уже изученными веществами, это вырабатывает системность в изучении как неорганической, так и органической химии.

Используются опорные конспекты как при изучении нового материала, так и при повторении и актуализации полученных знаний. При этом изучение нового материала происходит при помощи ОК и ОС, которые рисуются на доске преподавателем при объяснении нового материала. При повторении, актуализации знаний, обучающиеся либо воспроизводят опорный конспект (весь конспект, отдельный блок или же расшифровку конспекта, отдельных блоков), либо несколько обучающихся у доски отвечают устно, используя готовый плакат с опорным конспектом.

Использование опорных конспектов на занятии развивает память и мышление у обучающихся, они получают удовольствие от нестандартного восприятия нового материала, при этом улучшается дисциплина на занятии. На объяснение нового материала затрачивается меньше времени. Акцент на узловых вопросах темы при использовании ОК повышает качество, глубину полученных знаний, прослеживается последовательность и системность в изучении органических и неорганических веществ.

ОС и ОК предлагаются всем обучающимся, но задания к ним предлагаются индивидуальные, учитывающие особенности мышления. В соответствии с четырьмя уровнями развития мыслительных операций и разработаны задания четырех уровней сложности.

Для обучающихся, находящихся на I репродуктивном уровне, в учебном задании соответствующая информация дана непосредственно из изучаемого материала, при выполнении допускается пользование алгоритмом в готовом виде (решение типовых задач, воспроизведение части ОК и т. д.).

На II репродуктивном уровне задания требуют также применение алгоритма в стандартных ситуациях, но с некоторыми изменениями (по аналогии, описать свойства гомолога либо назвать новое вещество, аналогично представленному в ОК).

Для III продуктивного уровня задания требуют осмысленного применения умений в нестандартных ситуациях, поиск решений на основе синтеза освоенных умений (например, сравнить строение и свойства веществ, принадлежащих к разным классам органических соединений пентан – пентен).

На IV продуктивном уровне задания направляют обучающегося к решению проблем творческого характера, к нахождению оригинальных способов решения заданий с привлечением дополнительных источников. Например, описать свойства элемента одной группы периодической системы, который ранее не изучался либо осуществить цепочку превращений между классами органических соединений.

Таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении химии с использованием разноуровневых заданий к опорным схемам и опорным конспектам, что позволило добиться устойчивых положительных результатов: за последние три года в среднем по группам коэффициент успеваемости за итоговую аттестацию увеличился на21%, а коэффициент качества - на 23%.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle