Библиографическое описание:

Скворцова А. Ю., Сушенцева Д. В., Козырева О. А. Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 50-53.

Наше исследование в области моделирования дефиниций категории «воспитание» с точки зрения разнообразных методологических подходов, налагающих систему ограничений и возможностей в реализации построения не только дефиниций, но и практических инноваций, обеспечивающих решение социально-педагогических проблем и задач в условиях современного сосуществования определяет, что гуманно-личностная педагогика не имеет права на деформацию личности, а добровольность моделирования дефиниций – категория субъективная, но визуальная, т.к. нельзя заставить человека писать что-либо качественно, с душой практически также, как и заставить соловья петь в клетке. Так, в Кузбасской государственной педагогической академии в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» посредством RP-технологии педагогического взаимодействия проводилась работа по моделированию дефиниций категорий современной педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, формирование, взаимодействие, просвещение и пр.). Возможности моделирования дефиниций категорий современной педагогики в структуре занятий, где методологические подходы современной педагогики, RP-технология педагогического взаимодействия и технологии системно-педаго­ги­чес­ко­го моделирования предопределяют результат формирования профессионально-педа­го­ги­чес­кой культуры будущего педагога и стимулируют его деятельность к моделированию и включению инноваций в педагогический процесс. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы (КСР), профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня КСР, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д. Технология системно-педагогического моделирования – это технология, в структуре которой предусмотрены пропедевтические первые два звена или ступени – 1) ступень формирования и развития КСР в системе среднего общего образования средствами фиксации информации и на первом курсе вуза, 2) RP-технология педагогического взаимодействия, фасилитирующая планомерный переход от использования репродуктивных методов, форм обучения и контроля к продуктивным. В структуре ведущей деятельности педагога обе технологии имеют место быть, но работа строится уже несколько по другой канве – необходимо выявить систему объективных противоречий педагогической практики, ход которой не только наблюдает педагог, но и пытается всеми прогрессивными методами и средствами оптимизировать, затем необходимо выявить способы традиционного и инновационного решения самостоятельно выявленных противоречий, связанных с профессиональной деятельностью. Следующим этапом в данной технологии является моделирование авторского педагогического средства, фасилитирующего педагогу решение выявленной проблемы или противоречия, затем апробация и констатация достигнутого в рефлексии или научно-методической работе. Как известно, в полисубъектном мультисредовом пространстве ничего нет вечного и каждое разработанное средство устаревает достаточно быстро – 5-10 лет и оно уже может быть отнесено к раритету. Поэтому разработка и реконструкция авторского педагогического средства – неустанная работа, сопровождаемая бесконечным поиском, так называемой, "золотой середины" в решении выявленного объективного противоречия или спектра противоречий. И мы начинаем ее в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» с моделирования дефиниций категории «воспитание».
Моделирование – это процесс создания идеального образца, фасилитирующего изучение какого-либо феномена в системе антропологических отношений и связей.
Определить понятие – значит раскрыть сущность обозначаемого им явления, предмета, уточнить, что, собственно, понимается, имеется в виду, когда используется данное слово иди словосочетание [1, C. 100]. Определение (от лат. defenitio – дефиниция) термина, понятия или категории должно включать как минимум две содержательные части: 1) место и роль определяемого (к какому роду относится); 2) его качественное своеобразие (видовые отличия). Расширенное определение дополняется еще двумя частями: 3) способ существования или сущность (проявляется в функциях определяемого в структуре более широкой системы); 4) содержание определяемого (из чего оно складывается, состоит) [1, С. 100].
Вследствие вышеизложенного, мы можем привести следующие продукты деятельности сотрудничества педагога и студента, отражающие возможность реализации идей продуктивной педагогики и реализации технологии системно-педагогического моделирования, но до этого поясним, что студентами всех педагогических специальностей моделируются дефиниции категории «воспитание» в соответствии с изучаемыми методологическими подходами; на факультете физической культуры в 2008/2009 уч. г. – было одно определение, в последующие учебные года на факультете физической культуры около 70-80 определений. Данный факт связан со спецификой деятельности студентов. Изначально необходима была базовая подготовка в осознании необходимости и возможности данной работа, а затем, как и на других факультетах, мы вышли на уровень 70-80 дефиниций:
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм, раскрывающий потенциал человека в достижении его вершин в деятельности и общении, создает и реализует условия для повышения уровня здоровья, самочувствия, результатов самосовершенствования и самореализации (Сушенцева Д. В. – 2008/2009 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения научного подхода – это механизм передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему посредством совокупности научных теорий, концепций, законов, форм, методов, средств, методик и технологий педагогического взаимодействия, фасилитирующих становление личности в социальной среде, предопределяющих формирование таких фундаментальных педагогических явлений у личности, как социализация, самоопределение, самореализация, самосовершенствование, гибко раскрывающих и адаптирующих личность в изменяющемся мире, одновременно являющимся следствием деятельности человека и его колыбелью, раскрывающей генетические и социальные предпосылки становления личности высшей ценностью всех преобразований и традиций (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это процесс создания благоприятных условий для формирования и развития подрастающего поколения, способствующий определению и достижению вершины развития способностей каждого воспитанника в социальном континууме, где отражены социальные, деятельностные, культурологические, организационные потребности и качества, важные для успешной самореализации и взаимодействия с внешней и внутренней средой, являющейся показателем природы общества и человека, критерием культуры и нравственности (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм формирования, становления, развития, взаимодействия, самоидентификации, самореализации и самосовершенствования личности в полисубъектном пространстве, где система общечеловеческих ценностей, норм и принципов индуцируется и редуцируется в микро-, мезо-, макро- и мегасреде, трансформируя модели, условия и результаты основ социокультурных явлений и феноменов, где человек является высшей ценностью и все преобразования в обществе направлены на его моральное и материальное обогащение, одновременно повышающее уровень жизни и благополучия общества в целом (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это процесс определения и изменения места человека в социобиокультурной среде, который формирует и развивает полноценного члена общества с учетом всех его антропологических особенностей, возможностей и условий взаимодействия в системе, сохраняющей и преобразующей внутренний мир развивающегося человека согласно системе принципов гуманно-личностной педагогики и психологии, вследствие чего происходит изменение социальной среды и ее субъектов, определения и соблюдения согласованности взаимодействия на основах морали, этики и законодательства государства (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это механизм создания условий для формирования и развития познавательных способностей субъекта социокультурной среды, способствующий изучению и преобразованию им объективной реальности, в результате которого формируется внутреннее «Я» познающего субъекта, модели взаимодействия и преобразований субъектного и объектного генеза, мировоззрение, самооценка, уровень притязаний и модели формирования мотивации деятельности и общения, сводящиеся, в конечном счете, к такому философскому феномену, как смысл жизни, определяющего все грани и нюансы деятельности человека в поли- и мультисредах (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – это механизм многоаспектного, мультикульутрного, полисистемного формирования и развития человека как субъекта социокультурного пространства в трех направлениях: человек-семьянин, человек-граж­да­нин, человек-труженик, отражающий особенности индивидуальной и групповой деятельности, в ходе которых формируются представления об окружающем мире и взаимодействии с ним, приводящие к построению и реализации моделей деятельности в общении, взаимодействия и самореализации в профессии/спе­циаль­нос­ти (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения диалогического подхода – это процесс формирования коммуникативных способностей у подрастающего поколения для удовлетворения социально-биологических, генетико-герменевтических, мультисредовых потребностей в полноценном социокультурном взаимодействии, способствующий формированию субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, прямо и косвенно влияющих на внутренний мир и внешние условия сосуществования субъектов, выявляющий противоречия социального и личностного генеза и фасилитирующий поиск решений их согласно нормам и моделям социализации, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия, рассматриваемых в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения дихотомического подхода – это процесс, где формируются различные структуры, чувства, способности и качества личности с учетом диаметрально противоположных феноменов, например, добро и зло, выбор которых опосредован необходимостью, предпочтением и совокупностью законов синергетики и диалектики (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения компетентностного подхода – это процесс и механизм развития личности, предопределяющий формирование компетенций у субъекта как составных элементов культуры и быта, науки и искусства, религии и менталитета общества, учитывающих запросы и возможности общества и человека в модели успешной реализации личности/субъекта/ин­ди­ви­дуаль­нос­ти/ин­ди­ви­да через деятельность и общение в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения культурологического подхода – это процесс ретрансляции системы ценностей, норм, механизмов культуры субъекту общества с целью его адаптации, самоопределения, самосовершенствования и самореализации, где человек не только воспринимает и развивается на основе ценностей культуры, но и вносит в нее принципиально новое, оставляющее его в обществе и истории, культуре и искусстве как образец для подражания и почитания, единицу антропологического поля, выявляющего и стимулирующее его уникальное направление трансформации культуры, истории, науки, искусства и пр. (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения поведенческого подхода – это процесс и механизм становления личности в социальной среде, который основан на системе норм и правил поведения, создающих позитивные условия для обогащения внутреннего и внешнего пространства, сводящегося к нормированию и унификации приоритетов и моделей деятельности и общения, известных нам по юридическим законам, культурно-нравственным нормам, порядкам, устоям и пр. (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения синергетического подхода – это процесс формирования мировоззрения развивающегося субъекта общества в системе социально-биологических норм и отношений, где субъект приобретает свой уникальный социальный опыт через деятельность и общение в культуре, науке, искусстве, спорте и пр., становится личностью в полном смысле данного феномена и единицей измеримости микро-, мезо-, макро- и мегапространства (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения системного подхода – это процесс систематического воздействия на сознание личности, формирование и развитие качеств, чувств, мыслей, эмоций, принципов, моделей и пр., состоящий из звеньев репродуктивно-продуктивной деятельности общества и человека, сохраняющий общество в неподдельно-этическом, культурно-исто­ри­чес­ком, герменевтико-антро­по­ло­ги­чес­ком генезе (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс приобщения субъекта общества к духовному наследию и традициям народной культуры, фасилитирующих формирование и развитие внутреннего мира согласно нормам и моделям социализации, самореализации и взаимодействия, представляющих смысл и результат описываемого процесса через эзотерические представления об окружающей реальности и самоидентификации человека (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
Данная работа продолжается, и наши надежды не будут пусты, пока есть антропологическое поле и его педагогическая сущность.

Литература:
  1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978–5–7695–3930–5.
  2. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.

6

Основные термины: точки зрения, Скворцова А. Ю. –, педагогического взаимодействия, моделирования дефиниций, моделирования дефиниций категории, зрения акмеологического подхода, точки зрения акмеологического, авторского педагогического средства, структуре изучения, дефиниций категории «воспитание», факультете физической культуры, структуре изучения курса, современной педагогики, категорий современной педагогики, процесс формирования, зрения антропологического подхода, точки зрения разнообразных, дефиниций категорий современной, зрения аксиологического подхода, зрения научного подхода

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle