Библиографическое описание:

Скворцова А. Ю., Сушенцева Д. В., Козырева О. А. Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания» [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 50-53.

Наше исследование в области моделирования дефиниций категории «воспитание» с точки зрения разнообразных методологических подходов, налагающих систему ограничений и возможностей в реализации построения не только дефиниций, но и практических инноваций, обеспечивающих решение социально-педагогических проблем и задач в условиях современного сосуществования определяет, что гуманно-личностная педагогика не имеет права на деформацию личности, а добровольность моделирования дефиниций – категория субъективная, но визуальная, т.к. нельзя заставить человека писать что-либо качественно, с душой практически также, как и заставить соловья петь в клетке. Так, в Кузбасской государственной педагогической академии в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» посредством RP-технологии педагогического взаимодействия проводилась работа по моделированию дефиниций категорий современной педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, формирование, взаимодействие, просвещение и пр.). Возможности моделирования дефиниций категорий современной педагогики в структуре занятий, где методологические подходы современной педагогики, RP-технология педагогического взаимодействия и технологии системно-педаго­ги­чес­ко­го моделирования предопределяют результат формирования профессионально-педа­го­ги­чес­кой культуры будущего педагога и стимулируют его деятельность к моделированию и включению инноваций в педагогический процесс. Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы (КСР), профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня КСР, мотивации учения, активности учащихся (слушателей) и т.д. Технология системно-педагогического моделирования – это технология, в структуре которой предусмотрены пропедевтические первые два звена или ступени – 1) ступень формирования и развития КСР в системе среднего общего образования средствами фиксации информации и на первом курсе вуза, 2) RP-технология педагогического взаимодействия, фасилитирующая планомерный переход от использования репродуктивных методов, форм обучения и контроля к продуктивным. В структуре ведущей деятельности педагога обе технологии имеют место быть, но работа строится уже несколько по другой канве – необходимо выявить систему объективных противоречий педагогической практики, ход которой не только наблюдает педагог, но и пытается всеми прогрессивными методами и средствами оптимизировать, затем необходимо выявить способы традиционного и инновационного решения самостоятельно выявленных противоречий, связанных с профессиональной деятельностью. Следующим этапом в данной технологии является моделирование авторского педагогического средства, фасилитирующего педагогу решение выявленной проблемы или противоречия, затем апробация и констатация достигнутого в рефлексии или научно-методической работе. Как известно, в полисубъектном мультисредовом пространстве ничего нет вечного и каждое разработанное средство устаревает достаточно быстро – 5-10 лет и оно уже может быть отнесено к раритету. Поэтому разработка и реконструкция авторского педагогического средства – неустанная работа, сопровождаемая бесконечным поиском, так называемой, "золотой середины" в решении выявленного объективного противоречия или спектра противоречий. И мы начинаем ее в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания» с моделирования дефиниций категории «воспитание».
Моделирование – это процесс создания идеального образца, фасилитирующего изучение какого-либо феномена в системе антропологических отношений и связей.
Определить понятие – значит раскрыть сущность обозначаемого им явления, предмета, уточнить, что, собственно, понимается, имеется в виду, когда используется данное слово иди словосочетание [1, C. 100]. Определение (от лат. defenitio – дефиниция) термина, понятия или категории должно включать как минимум две содержательные части: 1) место и роль определяемого (к какому роду относится); 2) его качественное своеобразие (видовые отличия). Расширенное определение дополняется еще двумя частями: 3) способ существования или сущность (проявляется в функциях определяемого в структуре более широкой системы); 4) содержание определяемого (из чего оно складывается, состоит) [1, С. 100].
Вследствие вышеизложенного, мы можем привести следующие продукты деятельности сотрудничества педагога и студента, отражающие возможность реализации идей продуктивной педагогики и реализации технологии системно-педагогического моделирования, но до этого поясним, что студентами всех педагогических специальностей моделируются дефиниции категории «воспитание» в соответствии с изучаемыми методологическими подходами; на факультете физической культуры в 2008/2009 уч. г. – было одно определение, в последующие учебные года на факультете физической культуры около 70-80 определений. Данный факт связан со спецификой деятельности студентов. Изначально необходима была базовая подготовка в осознании необходимости и возможности данной работа, а затем, как и на других факультетах, мы вышли на уровень 70-80 дефиниций:
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм, раскрывающий потенциал человека в достижении его вершин в деятельности и общении, создает и реализует условия для повышения уровня здоровья, самочувствия, результатов самосовершенствования и самореализации (Сушенцева Д. В. – 2008/2009 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения научного подхода – это механизм передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему посредством совокупности научных теорий, концепций, законов, форм, методов, средств, методик и технологий педагогического взаимодействия, фасилитирующих становление личности в социальной среде, предопределяющих формирование таких фундаментальных педагогических явлений у личности, как социализация, самоопределение, самореализация, самосовершенствование, гибко раскрывающих и адаптирующих личность в изменяющемся мире, одновременно являющимся следствием деятельности человека и его колыбелью, раскрывающей генетические и социальные предпосылки становления личности высшей ценностью всех преобразований и традиций (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это процесс создания благоприятных условий для формирования и развития подрастающего поколения, способствующий определению и достижению вершины развития способностей каждого воспитанника в социальном континууме, где отражены социальные, деятельностные, культурологические, организационные потребности и качества, важные для успешной самореализации и взаимодействия с внешней и внутренней средой, являющейся показателем природы общества и человека, критерием культуры и нравственности (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм формирования, становления, развития, взаимодействия, самоидентификации, самореализации и самосовершенствования личности в полисубъектном пространстве, где система общечеловеческих ценностей, норм и принципов индуцируется и редуцируется в микро-, мезо-, макро- и мегасреде, трансформируя модели, условия и результаты основ социокультурных явлений и феноменов, где человек является высшей ценностью и все преобразования в обществе направлены на его моральное и материальное обогащение, одновременно повышающее уровень жизни и благополучия общества в целом (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это процесс определения и изменения места человека в социобиокультурной среде, который формирует и развивает полноценного члена общества с учетом всех его антропологических особенностей, возможностей и условий взаимодействия в системе, сохраняющей и преобразующей внутренний мир развивающегося человека согласно системе принципов гуманно-личностной педагогики и психологии, вследствие чего происходит изменение социальной среды и ее субъектов, определения и соблюдения согласованности взаимодействия на основах морали, этики и законодательства государства (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это механизм создания условий для формирования и развития познавательных способностей субъекта социокультурной среды, способствующий изучению и преобразованию им объективной реальности, в результате которого формируется внутреннее «Я» познающего субъекта, модели взаимодействия и преобразований субъектного и объектного генеза, мировоззрение, самооценка, уровень притязаний и модели формирования мотивации деятельности и общения, сводящиеся, в конечном счете, к такому философскому феномену, как смысл жизни, определяющего все грани и нюансы деятельности человека в поли- и мультисредах (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – это механизм многоаспектного, мультикульутрного, полисистемного формирования и развития человека как субъекта социокультурного пространства в трех направлениях: человек-семьянин, человек-граж­да­нин, человек-труженик, отражающий особенности индивидуальной и групповой деятельности, в ходе которых формируются представления об окружающем мире и взаимодействии с ним, приводящие к построению и реализации моделей деятельности в общении, взаимодействия и самореализации в профессии/спе­циаль­нос­ти (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения диалогического подхода – это процесс формирования коммуникативных способностей у подрастающего поколения для удовлетворения социально-биологических, генетико-герменевтических, мультисредовых потребностей в полноценном социокультурном взаимодействии, способствующий формированию субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, прямо и косвенно влияющих на внутренний мир и внешние условия сосуществования субъектов, выявляющий противоречия социального и личностного генеза и фасилитирующий поиск решений их согласно нормам и моделям социализации, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия, рассматриваемых в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения дихотомического подхода – это процесс, где формируются различные структуры, чувства, способности и качества личности с учетом диаметрально противоположных феноменов, например, добро и зло, выбор которых опосредован необходимостью, предпочтением и совокупностью законов синергетики и диалектики (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения компетентностного подхода – это процесс и механизм развития личности, предопределяющий формирование компетенций у субъекта как составных элементов культуры и быта, науки и искусства, религии и менталитета общества, учитывающих запросы и возможности общества и человека в модели успешной реализации личности/субъекта/ин­ди­ви­дуаль­нос­ти/ин­ди­ви­да через деятельность и общение в микро-, мезо-, макро- и мегапространстве (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения культурологического подхода – это процесс ретрансляции системы ценностей, норм, механизмов культуры субъекту общества с целью его адаптации, самоопределения, самосовершенствования и самореализации, где человек не только воспринимает и развивается на основе ценностей культуры, но и вносит в нее принципиально новое, оставляющее его в обществе и истории, культуре и искусстве как образец для подражания и почитания, единицу антропологического поля, выявляющего и стимулирующее его уникальное направление трансформации культуры, истории, науки, искусства и пр. (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения поведенческого подхода – это процесс и механизм становления личности в социальной среде, который основан на системе норм и правил поведения, создающих позитивные условия для обогащения внутреннего и внешнего пространства, сводящегося к нормированию и унификации приоритетов и моделей деятельности и общения, известных нам по юридическим законам, культурно-нравственным нормам, порядкам, устоям и пр. (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения синергетического подхода – это процесс формирования мировоззрения развивающегося субъекта общества в системе социально-биологических норм и отношений, где субъект приобретает свой уникальный социальный опыт через деятельность и общение в культуре, науке, искусстве, спорте и пр., становится личностью в полном смысле данного феномена и единицей измеримости микро-, мезо-, макро- и мегапространства (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения системного подхода – это процесс систематического воздействия на сознание личности, формирование и развитие качеств, чувств, мыслей, эмоций, принципов, моделей и пр., состоящий из звеньев репродуктивно-продуктивной деятельности общества и человека, сохраняющий общество в неподдельно-этическом, культурно-исто­ри­чес­ком, герменевтико-антро­по­ло­ги­чес­ком генезе (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
  • Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс приобщения субъекта общества к духовному наследию и традициям народной культуры, фасилитирующих формирование и развитие внутреннего мира согласно нормам и моделям социализации, самореализации и взаимодействия, представляющих смысл и результат описываемого процесса через эзотерические представления об окружающей реальности и самоидентификации человека (Скворцова А. Ю. – 2010/2011 уч. г.).
Данная работа продолжается, и наши надежды не будут пусты, пока есть антропологическое поле и его педагогическая сущность.

Литература:
  1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова ; под ред. Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978–5–7695–3930–5.
  2. Козырева, О. А. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.

6

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle