От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чеканова, О. Л. От театра кукол в детском саду к познанию себя в окружающем мире / О. Л. Чеканова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 136-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1514/ (дата обращения: 25.04.2024).

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.

Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Это позволяет ребёнку-дошкольнику наиболее безболезненно пройти период адаптации к школе, новым педагогам, учебным программам, а зачастую, и к новому детскому коллективу.

Ознакомление с играющими куклами начинается уже в раннем возрасте. Надев на руку куклу – котёнка, собачку, петрушку, взрослый поёт (мелодичные звуки привлекают внимание малыша) потешку, попевку, шутку, подражает голосам разных животных, вызывает у ребёнка положительную эмоциональную реакцию, которая в свою очередь способствует раннему формированию у ребёнка эстетического вкуса, эмоциональных творческих потребностей.

В младших группах разыгрываются знакомые детям стихи, сказки, песенки с помощью настольного театра. Сказка «Репка», например, иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с весёлым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.

С детьми третьего и четвёртого года жизни разыгрывают простейшие сюжеты знакомых сказок, используя элементы костюмов и шапочки с силуэтами персонажей. Ребята охотно подключаются к драматизации сказки при помощи фланелеграфа, настольного и пальчикового театра.

Дети пятого и шестого года жизни уже, как правило, знают и любят кукольный театр, с большим желанием участвуют в инсценировках. Перед педагогом стоит задача побуждать дошкольников к самостоятельным театрализованным играм, к драматизации знакомых литературных произведений. Детей этого возраста уже можно обучать вождению кукол – петрушек и марионеток.

Опосредуя куклами взаимодействие с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, дети «примеривают» на себя разные модели социального поведения. Играя роль Волка или Медведя, ребёнок может выразить агрессию, играя роль Зайчика – осторожность, играя роль Петушка – решимость и храбрость. Этот опыт позволяет ребёнку впоследствии в различных жизненных ситуациях проявлять и терпимость, и настойчивость, и доброту.

Для ребёнка персонаж кукольного театра – это, прежде всего, игрушка. Ребёнок видит, как с помощью кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы «пересказать» содержание сказки. Примерно к среднему дошкольному возрасту ребёнок сам уже без помощи кукол пробует повторить и разыграть знакомую сказку. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют. Но для многих детей выйти на сцену – серьёзное испытание. Нередко от лица куклы ребёнок впервые отваживается произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.

В руках взрослого кукла - помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребёнка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Такое использование персонажей наиболее эффективно в работе с детьми среднего и младшего дошкольного возраста.

В кукольном спектакле могут участвовать и взрослые и дети. Такая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, музыке, театральному искусству, формирует эстетический вкус. Это большая возможность для педагогов осуществлять различные воспитательные, образовательные, нравственные задачи не назидательным способом, а непосредственно, не заметно для детей, которые, как правило, увлечены театральным действом.

Музыка в кукольных спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на скрипке, фортепиано, гармошке, свирели и др. Музыка вводится с целью создания определённого настроения, в качестве музыкального оформления. Однако в кукольном спектакле она не всегда носит вспомогательный характер. Зачастую музыка играет очень важную роль. На какое количество времени хватит внимания ребёнка – дошкольника, если он во время театрализованного действия неподвижно сидит на стуле? Не более чем на 10 минут. А если он принимает активное участие в спектакле, например, исполняя в роли зрителя какое-нибудь особо важное для успешного продолжения спектакля музыкальное произведение? Это количество возрастает в два (иногда и в три) раза! При этом формируются эмоциональная отзывчивость детей, навыки хорового пения и детского исполнительского мастерства (одно дело – петь для зрителей, и совсем другое – для самих артистов!).

Музыкальный репертуар для таких спектаклей готовится с детьми заранее на музыкальных занятиях, при этом детях необязательно знать, где он будет ими использован. Это поможет сохранить момент сюрпризности.

Насыщенность спектаклей эмоциональными и занимательными моментами также повышает заинтересованность детей. Коллективные сопереживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Спектакли с участием кукольного театра займут определённое место в системе работы детского сада при условии:

- наличия и развития представлений и интереса детей к различным видам театра;

- овладения детьми правилами и приёмами театрализованной деятельности;

- серьёзного, искреннего, эмоционально – положительного отношения педагога к играм детей в театр.

Постановка кукольного спектакля с участием детей – дело очень трудоёмкое, требует больших эмоциональных затрат и творческой энергии как руководителей, так и самих актёров – детей. При этом очень важно учитывать несколько психологических факторов. Процесс выявления, обнаружения эмоций некоторых детей, когда он происходит в присутствии всей группы, необходим не только воспитателю, который использует его как условие изменения несоответствующей позиции ребёнка; этот процесс помогает дошкольникам понимать друг друга, заострять внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями. Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости к злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее, эмоционально выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или ролевой игры и, наконец, активная позиция чутких, отзывчивых детей, которых всегда много в группе.

На первых порах педагогу очень трудно организовывать подобные представления, не сразу приходит умение быстро и творчески реагировать на эмоциональные отклики и актёров и зрителей, чётко ориентироваться в затруднительных моментах и абсолютно незаметно направлять весь спектакль. Но, когда это умение приходит, работа над постановкой спектакля доставляет огромное удовольствие не только детям, но и участвующим в нём взрослым.

Основные термины (генерируются автоматически): кукольный театр, ребенок, детский сад, кукла, кукольный спектакль, лицо куклы, музыка, педагог, помощь кукол, эстетический вкус.

Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об

Импровизированный спектакль сприменением кукол. «Куклы народных праздников».

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Прежде всего в нашем детском саду педагоги создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

‒ Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни; ‒ Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство — живопись, театр, музыка, декоративно — прикладное искусство...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и

Следующий вид театра, который есть в нашей группе, — это «Наручный театр» или пальчиковый театр перчаточных кукол можно...

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

напольный; театр живой куклы.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов.

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях...

кукла, театральная кукла, кукольный театр, детский кукольный театр, кукольный образ, актер, кукольный образ персонажа, движение куклы, живой актер, кукольный герой.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Начинать играть куклами в кукольном театре рекомендуется детям в младшем школьном возрасте. Около получаса длится детский кукольный спектакль, и все это время актеры держат над собой тяжелых кукол.

Похожие статьи

Формирование у старших дошкольников эстетических чувств...

В организации кукольного театра важно учитывать принцип обучения от простого к сложному. Рекомендуется использовать в работе с детьми такие его виды, как теневой, плоскостной, пальчиковый театр, театр би-ба-бо (простейшая кукла...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания...

Кукла Спиридона-Солнцеворота. Рассказ детям о народном кукольном календаре и показ его.

Цель: Развивать творческую фантазию, эстетический вкус, углублять представления об

Импровизированный спектакль сприменением кукол. «Куклы народных праздников».

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Скачать Спецвыпуск МАДОУ Центр развития ребенка-детский сад № 85 г.Томска (pdf).

К режиссерским играм относятся театр на фланелеграфе, театр теней, настольный театр. Здесь дети играют с помощью кукол и других игрушек, просто озвучивая их.

Театрально-игровая деятельность | Статья в сборнике...

Прежде всего в нашем детском саду педагоги создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля.

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы-закрутки...

‒ Расширить кругозор детей о применении тряпичной куклы как оберега в старину и в наши дни; ‒ Научить мастерить тряпичную куклу — оберег, проявляя

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство — живопись, театр, музыка, декоративно — прикладное искусство...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

Изготовление театра способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и

Следующий вид театра, который есть в нашей группе, — это «Наручный театр» или пальчиковый театр перчаточных кукол можно...

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

напольный; театр живой куклы.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов.

Создание кукольного образа младшими школьниками на занятиях...

кукла, театральная кукла, кукольный театр, детский кукольный театр, кукольный образ, актер, кукольный образ персонажа, движение куклы, живой актер, кукольный герой.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Начинать играть куклами в кукольном театре рекомендуется детям в младшем школьном возрасте. Около получаса длится детский кукольный спектакль, и все это время актеры держат над собой тяжелых кукол.