Библиографическое описание:

Чеканова А. В. Игра-экспериментирование с природным материалом, как средство развития восприятия у детей раннего возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 134-135.

Мышление ребенка до трех лет непосредственно связано с восприятием – он мыслит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними. Отметим: среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит именно восприятию. Поведение и сознание целиком определяются тем, что воспринимает ребенок здесь и сейчас. Все переживания сосредоточены на окружающих его предметах и явлениях.

Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или в ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

Роль воспитателя, заключается не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь самостоятельную поисковую активность.

Задача педагога в работе с детьми раннего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Природа существует в жизни малыша с самого рождения. Знакомя детей с природой, мы выбрали такие привычные и знакомые вещества, как песок и вода. Песок и вода могут присутствовать в группе весь год. Дети узнают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, восприятие и сенсомоторные способности, а так же мелкую моторику.

Для того чтобы ребенок познал свойства предметов, в его развивающую среду их надо ввести, а наряду с этим следует проводить игры – экспериментирования и занятия по развитию тактильных чувств ребенка.

Малыши проводят эксперименты: льют, переливают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Малыши очень любят эти игры – эксперименты!

В каждом месяце проводим 3-4 занятия. Темы занятий по знакомству с песком: «Сыпем, лепим», «Постройка из песка домика для зайчика», «Отпечатки наших ручек», «Пирожки для куклы Кати», «Норки для ежат», «Посадим огород». Играя с детьми, показываем им, какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия обязательно комментируем, проговариваем, развивая речь малыша. Играя с песком, дети очень любят закапывать и потом раскапывать различные игрушки. Малыши трогают песок, пересыпают, копаются в нем руками, игрушками – чем не занятие для развития мелкой моторики?

Наряду с ознакомлением со свойствами песка знакомим детей и со свойствами воды. Темы занятий по знакомству с водой: «Наливаем – выливаем», «Ловись рыбка», «Поймай шарик», «Как растения пьют водичку», «Уточки плавают», «Моем овощи и фрукты». Игры с водой не только увлекательные, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Во время этих игр обращаем внимание малышей на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. Проводя игры с водой, включаем приемы самомассажа ладоней и пальцев, т.е. поглаживания, манипуляции, при которых рука скользит по коже. Опыты и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Знакомство со свойствами воды и песка на занятиях проводим поэтапно:

1 этап: привлечь внимание малыша к тактильному объекту.

2 этап: показать, как обследовать объект.

3 этап: дать малышу действовать самостоятельно.

Для игр – экспериментирований и занятий с малышами в нашей группе оборудован центр «Песок – вода», с необходимым набором предметов и оборудования: наборы плавающих и неплавающих предметов, чашечки, стаканчики, лейки, трубки, черпачки, песочные наборы, ситечки и другие предметы. К любому занятию с ребенком подходим творчески, стараемся увлечь, заинтересовать малыша.

Игры – экспериментирования способствуют развитию воображения. Ребёнок изучает свойства и назначения предметов, знакомится с миром, учится наблюдать. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия: пустой, полный; широкий, узкий; легкий, тяжелый. Дети учатся устанавливать физические закономерности, овладевают представлениями об объёме, форме, изменениями веществ, свойств и возможностей того или иного материала. Учатся способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Игра – экспериментирование развивает фантазию, творческие способности, воспитывает положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей, аккуратность в работе, желание играть рядом с товарищами. Формирует у детей навык практического экспериментирования с разными материалами. Такие игры чрезвычайно полезны для разных сторон развития, и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

Важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, доставлять удовольствие. Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.


Литература:

  1. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.

  2. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт.-сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

  3. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.

  4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle