Библиографическое описание:

Круглова Н. Б., Петухова А. А. Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 111-115.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.

Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника образ Родины предстаёт в звуках и красках окружающей действительности: сначала это мир родной семьи, затем – детского сада, в более старшем возрасте – мир родного края, и, наконец, мир родной Отчизны – России. Очень важно, чтобы этот образ Родины на каждом этапе был привлекательным для ребенка, сопровождался положительными эмоциями, такими как любовь, радость, удовольствие от общения с людьми, которые окружают малыша в первые годы жизни. Дошкольник легко и естественно впитывают впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов, обрядов людей, среди которых живёт, от предметов, его окружающих.

Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка, оказывает своё воспитательное воздействие в самый восприимчивый, чувствительный период его жизни. Поэтому так важно качество воспитательно-образовательной работы как дошкольного учреждения, так и отдельного педагога.

Это обязывает воспитателя:

  • ясно представлять цели и задачи воспитания и образования детей;

  • создавать благоприятную образовательно-воспитательную среду, содействующую разностороннему индивидуальному развитию и духовно-нравственному становлению личности ребёнка, а именно: атмосферу любви, внимания каждому воспитаннику, взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса;

  • иметь приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора воспитания, воспитания личным примером;

  • обеспечивать детей «пищей» для ума, души и сердца.

В нашем детском саду сложилась определённая система патриотического воспитания детей, удовлетворяющая как потребности социума, так и личности.

В младшем дошкольном возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья, детский сад, предметный мир дома и в детском саду, окружающая природа. Основная задача патриотического воспитания в младшей группе (3-4 года) – воспитание любви к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом - моя семья».

В решении этих задач родители- главные помощники педагога. Вместе оформляем фото-стенды и альбомы («Моя семья», «Отдыхаем всей семьёй», «Наши папы и дедушки служили в армии», «Мой папа самый-самый», «Домашние любимцы»), проводим совместные праздники и развлечения («Папа, мама, я – спортивная семья», «Посиделки с бабушками»), вместе участвуем в добрых делах, изготавливаем сюрпризы и подарки для близких (поделки «Вместе с папой», рукоделие «Наши мамы - мастерицы, да и мы не отстаём», рисунки «Мой дом» и др.).

Задачи решаются на уровне знаний, умений и ценностных ориентаций, то есть отношений. Например, знания – знать своё имя, фамилию, имена и отчества родителей и близких родственников, родственные связи, круг дел каждого (я - твой брат; мама стирает для всех). Умения – узнавать себя на фотографии семьи, проявлять отзывчивость на состояние других людей (пожалеть, обнять, приласкать, говорить добрые слова), задавать вопросы о действиях и поступках других.

Опыт ценностных ориентаций – говорить о себе в первом лице «я», выражать привязанность к близким, интерес к их действиям и речи. По выражению лиц и жестам понимать отдельные проявления эмоций людей: смех, плач, гнев. Уметь выразить доброжелательное отношение к близким, охотно выполнять их просьбы.

Параллельно с задачами воспитания любви к своей семье решаются задачи воспитания любви к природе. Дети получают элементарные представления о живой и неживой природе родного края, выполняют посильные действия вместе со взрослыми по уходу за растениями и животными. Получают опыт ценностных ориентаций – бережно относиться к хрупкой северной природе в естественной среде (беречь траву, цветы, деревья), переживать радость, любопытство, удивление, удовольствие при встрече с живыми объектами, сочувствие и переживание при неосторожном обращении с ними.

Воспитывать любовь к семье у малышей не так уж сложно, они любят родственников только за то, что они есть и любят их, детей. Педагог работает на осознание этой любви и на формировании умений выразить эту любовь. Воспитывать любовь к природе сложнее. Здесь важен яркий эмоциональный фактор.

Когда мы говорим о заботливом, бережном отношении к людям, природе, нельзя забывать и о рукотворном мире, окружающем нас и детей. Ребёнок, который постоянно упражняется в том, что ломает игрушки, рвёт книги, портит вещи едва ли будет проявлять сам по себе бережное отношение к людям и природе. Поэтому уже в младшей группе педагог учит детей по своему личному примеру проявлять бережное отношение к игрушкам и предметам.

В средней группе ближайшее окружение ребёнка расширяется: кроме семьи и детского сада это двор, улица, также расширяются представления о родной природе и предметном мире. Основная задача педагога в рамках патриотического воспитания – ввести ребёнка в первую общественную среду – детский сад, заложить основы искренней благодарности сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души. Познакомить с социальным и природным окружением родного дома и детского сада. Сформировать понятия «Я – воспитанник детского сада», «Мой второй дом – детский сад».

Как воспитать в детях любовь к детскому саду? В чём она должна проявляться? Ребёнок любит детский сад, если идёт туда с удовольствием, ждёт встреч с любимой воспитательницей и друзьями, хочет сделать им приятное, рассказывает дома о жизни в детском саду, подражает в играх работникам детского сада, рисует, ссылается в разговорах с родителями на авторитет воспитателя, на порядки и правила, заведённые в группе, узнаёт работников детского сада на улице, рад встрече с ними.

Что мы делаем для того, чтобы ребёнок любил детский сад? Прежде всего, делаем всё, чтобы ребёнку в саду было хорошо, а именно:

  • обеспечиваем эмоциональное насыщение жизни в детском саду, организовываем интересную деятельность – игры, занятия по интересам, развлечения, встречи, экскурсии, конкурсы, соревнования, долговременные проекты, выставки, и др.;

  • обеспечиваем психологический комфорт пребывания в детском саду каждого ребенка с учётом его индивидуальных особенностей;

  • обеспечиваем познавательный компонент, даём детям возможность получить чёткие представления о вкладе работников детского сада в общую заботу о детях (наблюдения, экскурсии, рассказы, игры, беседы);

  • постоянно упражняем детей в проявлении любви и доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам (подарки, сюрпризы, приглашения, поздравления, чествования, помощь).

Объём знаний и представлений о детском саде и его работниках определён требованиями программы. Остановимся на умениях детей: проявлять стремление к самостоятельной деятельности и самообслуживанию, подражать взрослым, работающим в детском саду, отражать в играх интересующие области их деятельности, задавать вопросы, помогать. Узнавать и называть людей, работающих в детском саду. Легко вступать во взаимоотношения со сверстниками и сотрудниками детского сада.

Опыт ценностных ориентаций – уметь относить к себе лично общее обращение взрослого, ориентировать своё поведение на положительную оценку педагога. Осознанно вырабатывать культурное поведение в среде детей и взрослых: быть добрым, вежливым, внимательным. Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым: улыбаться, проявлять готовность выслушать, помочь, выполнить просьбу, принять в игру.

Параллельно продолжается работа по воспитанию у детей любви к семье, причём важно такое взаимодействие: воспитатели помогают родителям прививать любовь к семье, а родители помогают прививать любовь к детскому саду. Хорошо зарекомендовали себя и вошли в традицию детского сада такие формы работы, как семейный клуб «Содружество», занятия которого ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей, конкурсы семейного творчества («Осенняя палитра», «Новогодний калейдоскоп», «Служба спасения «01», «Маленький пешеход»), персональные выставки детских увлечений и творчества («Мои верные друзья», «Волшебные краски природы», «Моя любимая игрушка»). Совместная деятельность детей и взрослых предоставляет возможность больше общаться друг с другом, способствует укреплению детско-родительских отношений.

Воспитание любви к природе – это, прежде всего, бережное и заботливое отношение к растениям и животным дома, на участке, в детском саду, во дворе. Говоря о воспитании бережного отношения детей к предметному миру, мы имеем в виду закрепление навыков бережного отношения к личным вещам и предметам общего пользования: применять их по назначению, убирать на место, заботиться о них.

Хочется подчеркнуть деятельностный подход педагогов к решению перечисленных задач, особенно задач бережного отношения к природе и рукотворному миру. Если ограничиваться только призывами и словами, то и дела не будет, одни слова и декларации. Беречь – это глагол, действие, значит и дети должны действовать. В каждом конкретном случае это разные действия, смотря что бережём: игрушки, одежду, дерево, птиц, поделку, комнатное растение и т.п.

Алгоритм такой: поступок > привычка > потребность > черта личности.

В старшей группе к известному уже ближайшему окружению ребенка добавляются родной город, край, начальные представления о родной стране. Основная задача – ознакомить ребёнка с его «малой родиной» - родным городом, краем. Формировать понятия «Я – житель города Апатиты», «Мой дом – город Апатиты, север, Кольский полуостров».

Чтобы развивать интерес к «малой родине», рассказываем детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, даём представления о профессиях людей, живущих здесь. На прогулках, экскурсиях рассматриваем общественные и жилые здания, особенности архитектуры. В работе используем книги («Апатиты. Старый новый город» и «Кировск. Страницы истории» В.Э. Берлина, «Кольское Заполярье» С. Майстермана), открытки, фотоальбомы («Мой город», «Моя улица»), макеты детского сада, проспекта Сидоренко, микрорайона, видеофильмы о городе, природе, карты города, области, Кольского полуострова. Дети старшего дошкольного возраста принимают посильное участие в общественной жизни горожан, в событиях городского и областного значения, например: день рожденья города, праздник микрорайона, день урожая, а также конкурсы детского творчества (областной «Арктика глазами детей», межмуниципальный «Апатит», горжусь тобой», городской «Люблю тебя, мой город», «Чистый город»), фестивали талантов («Овация», «Сказания о родном крае», «Солнечный круг»), спортивные мероприятия («Хибинский спортивный фестиваль»), проекты («Апатиты – город для жизни», «Зелёный наряд учреждения», «Город моей мечты – Апатиты»), акции («Марш парков», «Ёлочка», «День Земли»).

Расширяются представления детей о природе родного края: это элементарные представления о климатических и природных особенностях севера, о ландшафте (полярная ночь, полярный день, северное сияние, долгая зима, короткое лето, горы Хибины, озеро Имандра, речка Белая и т.д.).

Опыт ценностных ориентаций: проявлять любовь к родному краю, городу, гордиться им. Проявлять интерес к событиям настоящего, будущего, прошлого. Внимательно и критично относиться к оценке своих поступков со стороны взрослого. Проявлять чуткость к эмоциональному состоянию старших, любовь к труду, уважение к людям разных национальностей, населяющих город, край, в частности к коренным жителям края - саами. Любоваться красотой окружающей природы, проявлять гуманное отношение к природе родного края, заботиться о ней. Проявлять осознанное восхищение, бережное отношение к изделиям народных промыслов, рукотворному миру малой родины при посещении салона «Салма», выставок в библиотеке-музее, Доме детского творчества, «Каменного цветка». И снова о деятельностном подходе: кроме знаний и представлений формируем умения. Это умение проявлять настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы, стремление познавать, экспериментировать, творить. Устанавливать и поддерживать взаимосвязь с детьми и взрослыми, выполнять поручения взрослых, вступать в сотрудничество со старшими и сверстниками. Понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за растениями и животными. Уметь формулировать выводы, делать маленькие открытия. Посильно помогать взрослым сохранять рукотворный мир города, края. Составлять описательные рассказы о городе, интересных местах и событиях малой родины. Уметь изображать предметы быта, элементы местной росписи. Сравнивать предметы разных видов, выделяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщать результаты сравнения.

Кроме представлений о родном крае в старшей группе дети получают представления о родной стране: называется Россия, столица – город Москва, наша страна огромная, чтобы проехать её всю, надо ехать на поезде (машине) несколько дней. Знакомим детей с государственной символикой страны, учим находить Россию на карте, глобусе. Рассказываем, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей (татары, башкиры, саамы). Подводим к выводу, что любить Родину – значит, прежде всего, знать свою страну, гордиться ею, её армией, людьми труда и науки, болеть за выступления наших спортсменов и артистов.

Впечатления от увиденного и услышанного отражаем в продуктивной деятельности, в играх. Дети ощущают сопричастность к жизни Родины, города, когда сочиняют рассказы для рукописной книги или газеты, читают стихи на празднике, видят свои рисунки на стенде или в альбоме.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) углубляются представления детей о ближайшем окружении ребёнка. Главная задача – развить потребность к ознакомлению с большой Родиной – Россией, прививать любовь к Отчизне. Сформировать понятия «Я – россиянин», «Мой дом – моя большая Родина – Россия».

Ребёнок седьмого года жизни, воспитанник нашего детского сада, имеет представление о том, что он является жителем страны России, он осваивает понятие «Я – гражданин России». Умеет находить занятие по душе, имеет близких друзей, охотно участвует в общих делах. Может рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее, связывать их с будущим страны. Знает некоторых великих людей России, имеет представления о роли труда взрослых на основе ознакомления с разными видами труда и профессиями, характерными для нашей местности. Знает, что Россия – многонациональное государство, называет некоторые народности. Проявляет интерес к прошлому, настоящему и будущему, воображает себя в разных социальных ролях, мечтает о добрых делах. Знает некоторые культурные традиции своей семьи, русского народа, других национальностей. Опыт ценностных ориентаций: испытывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – Россияне. Проявлять доброжелательность к людям разных национальностей, интерес к их культуре. Выражать интерес к эмоциональному состоянию и чувствам людей, представлять конкретные способы поведения по отношению к старшим в зависимости от их эмоционального и физического состояния. Понимать связь между поведением детей и эмоциональной реакцией взрослых.

При ознакомлении с родным краем, городом, страной знакомим детей с отдельными страницами истории, связанными с отдельными историческими личностями, знаменательными датами, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади города, с памятниками истории и культуры.

Задачи по ознакомлению с природой: знать природные условия разных климатических поясов нашей страны. Иметь обобщённые представления о растениях и животных, их сообществах, приспособлении к среде обитания. Уметь использовать наблюдения как способ познания, осваивать элементарную поисковую деятельность. Оказывать посильную помощь взрослым по уходу за животными и растениями.

Опыт ценностных ориентаций: проявлять нетерпимость к бессмысленному уничтожению растений и животных, нанесению им вреда. Закреплять умения вести себя корректно при взаимодействии с природой.

Задачи по ознакомлению с рукотворным миром: иметь представления о предметах материального рукотворного мира: города, дома, транспорт, техника, предметы быта, культуры и т.д. Владеть элементарными умениями классификации.

Опыт ценностных ориентаций: бережно относиться к предметам материального мира. Чувствовать гордость за достижения в культуре, науке, технике, спорте, производстве страны.

Вышеперечисленные задачи реализуются в педагогическом процессе в организованных формах (занятия, праздники, развлечения, досуги), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей.

Для этого в дошкольном учреждении созданы условия:

  • создан мини-музей краеведения,

  • оборудован музей русской избы,

  • организована работа клубов по интересам детей:

    • «Золотое сердечко» - первоначальное знакомство с истоками социокультурной среды и деятельности в ней человека;

    • «Северята» - краеведение;

    • «Родничок» - культура и традиции русского народа;

    • «Пчёлка» - ручной труд;

  • реализуются образовательные проекты

    • «Уж и есть за что, Русь родимая, полюбить тебя, назвать матерью» (ознакомление с истоками русских традиций);

    • «Русские мотивы» (приобщение к русской культуре и искусству). В 2009 году проект стал победителем общероссийской грантовой программы «Новый день»;

    • «Играя – развиваем, развивая – играем» (образование через игру);

    • «Сенсомоторный уголок в группе» (предметный мир);

    • «Зелёный наряд ДОУ» (благоустройство и озеленение участка);

    • «Цветник» (экологическое воспитание);

    • «Русский самовар»;

    • «Русская балалайка».

  • Обеспечивается участие детей в творческих конкурсах

В процессе патриотического воспитания ребенка осуществляется его социализация в окружающем мире, происходит осознание отношения к себе с позиции «Я – человек»:

  • к себе – я люблю себя, я не могу навредить себе;

  • к другим людям – я люблю людей (детей, взрослых), я живу так, чтобы не навредить окружающим меня людям;

  • к природе – я люблю природу, я не могу навредить окружающей природе (животным, растениям);

  • к окружающему предметному миру и явлениям общественной жизни – я люблю жизнь, я не могу навредить окружающему меня рукотворному миру.

Основные термины: детского сада, Опыт ценностных ориентаций, детском саду, патриотического воспитания, родного края, природе родного края, детский сад, работников детского сада, бережного отношения, дошкольном учреждении, бережное отношение, Похожая статья, понятия «Я, Основная задача, родной природе, «Мой дом, посильную помощь взрослым, патриотического воспитания детей, воспитания любви, людям разных национальностей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle