Библиографическое описание:

Екимова В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 104-105.

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность. Сегодня – экология, не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение.

Необходимо помнить, что небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу, дыхание растений, шелест травы, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними.

Мы, взрослые, понимаем живое исходя опыта собственных ощущений, и в этом залог «родства» со всем, что существует на земле. Поэтому, когда мы хотим объяснить ребенку, что стоит за словами «беречь природу», мы тоже должны обращаться к его опыту. А как он действительно понимает? Охранять – это значит ходить с ружьем вокруг чего-то и отгонять злодеев. Это может и происходит в действительности на территории каких-нибудь заповедников, но к ребенку прямого отношения не имеет, и лично ребенка это ни к чему не обязывает. Зато детям понятно, что означает «обижать» и что значит «делать больно». Живому нельзя делать больно.

С этого и начинается бережное отношение к природе. И начинается оно со слова «не». «Не хватай!». «Не ломай!». «Не дави!». Но ребенок должен иметь альтернативу – если этого делать нельзя, то, что можно? Поэтому в работе с дошкольниками мы вводим правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков): запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими; жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц…)

Очень важно научить детей наблюдать! Моя задача – научить ребенка не хватать живое руками, а наблюдать, что происходит, это и есть важнейший шаг к развитию экологической культуры.

На территории нашего детского сада сохранены (хоть и не очень большие) зеленые островки, которые мы стараемся сохранить и пополнить новыми насаждениями. На участке детского сада много деревьев (ели, сосны, березы, кусты малины, смородины). Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами (воробьи, сороки, вороны, снегири, свиристели и даже прилетает дятел). Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. На участке уже много лет дети наблюдают за белками, которые каждый раз удивляют ребят своими головокружительными прыжками с дерева на дерево. Надеемся, что скоро мы сможем кормить их с руки.

Дети узнают и выполняют основное правило наблюдения. Оно гласит так: хочешь рассмотреть птицу (белку), узнать о ее повадках – научись вести себя тихо, не кричи, не делай резких движений, не подходи близко! Благодаря этому время наблюдения увеличивается.

Ежегодно проводим экологические акции «Помоги дереву», закладываем глиной или пластилином места слома веток – ранки. Дети знают, что если ранку не замазать, в нее попадут микробы, дерево заболеет, начнет сохнуть. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, что бы им легче дышалось, готовим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Каждую зиму проводим акцию «Помощь пернатым друзьям». Собираем крупу, делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья столовая» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным. Много наших кормушек висит в районе городской тропы здоровья.

Кроме этого наши дети вместе с родителями принимают активное участие в творческих конкурсах в детском саду: «Дары осени», «Осенние причуды», «Зимушка – волшебница», «Зимняя сказка» и т.д. Эта совместная работа сближает детей и их родителей, дает ребенку ощущение, что он делает, что-то важное и нужное, поскольку в жизни ребенка главным примером для подражания являются все-таки родители.

Мы являемся постоянными участниками городского фестиваля экологических театров и агитбригад «Солнечный круг», участниками всех городских акций по сбору пластиковых отходов в рамках проекта «Апатиты – город для жизни». Дети участвовали в городском экологическом конкурсе творческих работ «Чистый город». Ежегодно участвуем в городской акции в защиту хвойных насаждений «Елочка».

Предметно-развивающая среда обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован экологический центр, который разбит на зоны: живой уголок, «научная лаборатория», уголок познавательной деятельности.

В лаборатории дети превращаются в ученых, проводящих опыты, эксперименты, наблюдения. Младшие дошкольники очень любят играть в «центре воды и песка».

Живой уголок представлен аквариумом с разнообразными рыбками и водорослями. Он расположен в растительной зоне, где содержаться много растений, что позволяет развить навыки ухода за живыми организмами, замечать интересные особенности внешнего вида, почувствовать ответственность за их состояние. Эпизодически вносим в уголок для поддержания интереса разных животных – хомяков, кролика.

В уголке познавательной деятельности собраны экологические игры – «Найди дерево по листочку», «Что будет, если…», «Что хорошо, что плохо», «Времена года», модели, энциклопедии, календари погоды, альбомы – «Домашние животные и дикие звери», «Времена года», «Мои домашние любимцы», «Дары осени», «Что растет в лесу».

Чтобы воздействовать на чувства детей, очень действенным методом оказалось ведение «Книги жалоб из леса», благодаря которой дети учатся сопереживать животным и растениям и стараться не обижать, не причинять боль живому.

Что бы пробудить в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, мы ввели «Панораму добрых дел» и регулярно с ней работали. Это такой информационный стенд, в котором фиксировались и прослеживались любые хорошие проявления детей по отношению к природе.

Ожидаемые результаты:

  1. Продолжается развитие личности неравнодушной с эмоционально-целостным эстетическим отношением к миру.

  2. Формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

  3. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

  4. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

  5. Приходит понимание необходимости бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle