Библиографическое описание:

Кольцовская И. Г. Теоретические основы развития детского музыкального творчества [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 109-111.

В статье изложены основные теоретические и практические исследования, научные взгляды ученых по проблеме детского творчества. Автором отражены общие исторические тенденции и закономерности развития музыкального воспитания в процессе творческой деятельности дошкольников.


Ключевые слова: детское творчество, творческая деятельность, творческая активность, музыкальная деятельность, детское музыкально творчество.


Анализ положений о детском творчестве известных отечественных ученых Г.В. Лабунской, В.С.Кузина, П.И. Пидкасистого, И.Я. Лернера, Н.П. Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной, Т.С.Комаровой позволили сформулировать детское творчество - как процесс создания ребенком нового продукта (игры, песни, сказки, рисунка и.т.д.). «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4,с.2]

Отечественные исследователи рассматривают данную проблему в связи с развитием творчества, творческой деятельности, творческого воображения, творческой личности.

Так Выготский Л. С., обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства.

Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения. [4]

Как показывают исследования Л. С. Выготского, «воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом» Отсюда автор делает вывод о необходимости" расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…". [5, с. 432-433].

Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды ("стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды"). [4].

С.Л. Рубинштейн, отмечал, что воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. По его мнению, важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами [8].

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями [6].

Источником творческой деятельности ребёнка служит всё окружающее его жизненное пространство: предметы, явления, новый опыт, собственные ощущения. Как отмечает Б.М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так в сознании малыша создаётся новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира. По исследованиям Б.М. Теплова, музыкально-слуховые представления по своей природе – продуктивная деятельность, поскольку они являются не прямым повторением образов восприятия, а результатом определённой переработки и обобщения. [9]

Эту же точку зрения разделяют Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец. При этом, как отмечает Н.А. Ветлугина, «Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности» [1,с.7]. Под творческой деятельностью детей, по ее мнению понимается не столько предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. Одним из эффективных средств создания и воссоздания нового образа является музыкальное искусство.

Исходя из исследований отечественных и зарубежных авторов творчество, как и способность к нему, выраженная понятием креативность, развивается. Развитие осуществляется вместе с развитием личности и интеллекта. В связи с этим рассмотрение творчества в детстве представляет собой важнейшую задачу.

Таким образом, обращаясь к характеристике детского творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творческих способностей, креативности, качественно меняет личность человека.

Согласно взглядам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и других авторов личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества.

Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Н. А. Ветлугина, Р. Г. Казакова, Т. Г. Комарова).

Еще одной из важных категорий детского творчества является творческая активность - это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала.

Проблеме развития творческой активности личности посвящены фундаментальные труды В.И. Андреева, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Богоявленской, А.А. Вербицкого, О.Г. Сущенко, К.В.Щербаковой и других. Анализ научных исследований, посвященных проблеме развития творческой активности личности, позволяет сделать вывод, что творческая активность рассматривается чаще всего на междисциплинарном уровне, с учетом достижений философской мысли, педагогики, психологии, культурологии. С этих позиций творческая активность детей определяется многоаспектно и рассматривается как интегративное образование, самодвижущийся процесс и особый вид деятельности.

Кроме этого, как отмечает в своей знаменитой книге «Творческая активность детей» американская исследовательница M. Mayesky, музыка, занимая одно из ведущих мест в системе воспитания детей, способна вызывать в ребёнке творческую продуктивную активность. Опираясь на эмоциональный отклик, вызванный музыкой, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Свои впечатления и ощущения он пытается отобразить в пении, движении, рисунке и т.п. Это и есть создание нового для ребёнка «продукта», новой эстетической реальности, расширяющей его представление о мире. Активная природа малыша, попадая в сферу музыкального воздействия, находит выражение в продуктивной деятельности: в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение, в ритмической, инструментальной, голосовой и драматургической импровизации. [10]

Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова, А.И.Кантинене, М.Л. Палавандишвили рассматривают детское музыкальное творчество как вид деятельности ребенка, которое имеет широкий диапазон (песенное, игровое танцевальное, инструментальное). Песенное творчество – это импровизация попевок, несложных мотивов. Игровое творчество Ветлугина называет основным, наиболее доступным, уникальным и любимым видом деятельности. В танцевальном творчестве дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по-своему варьируют знакомые движения. Навыки игры на некоторых инструментах – металлофоне, цитре, бубне и др. - также активизируют детскую фантазию. «Но музыкальная деятельность может быть тогда творческой, если в ней активно участвовать: драматизировать песни, интерпретировать их, сочинять ритмы и песни. Дети могут импровизировать песни, или же сочинять на близкие и знакомые сюжеты ( о поездах, самолетах и.т.д.)» [3,с.139]

Н.А. Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала творческие возможности детей дошкольного возраста. Ею было установлено два условия возникновения детского творчества:

  1. Накопление впечатлений, от восприятия искусства.

  2. Накопление опыта исполнительства.

В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, ребята приобретают необходимые умения, навыки, знания, для того, чтобы иметь возможность выразить свои собственные музыкальное впечатления.

Н.А. Ветлугина отмечает функции детского музыкального творчества:

  1. Выразительная функция

  2. Изобразительная функция. [3, с. 272]

Кроме функций детского музыкального творчества Н.А. Ветлугина выделяет этапы его развития:

1 этап: создание соответствующей установки детей на новую деятельность: у детей формируются первые представления о процессе сочинения песен, появляется интерес, а главное ставиться перед ними цель – создать песню.

2 этап: задания, способствующие освоению способов творческих действий, поискам решений.

3 этап: задания, рассчитанные на самостоятельные действия детей, использование сочиненных мелодий в жизни. [3,с.274]

Таким образом, проблема развития детского творчества имела достаточно широкий диапазон в истории научных исследований, и волновала ученых разный областей и направлений. Проблема развития детского музыкального творчества и в настоящий момент является достаточно актуальной в системе музыкального дошкольного образования. Это позволяет переосмысливать предшествующие взгляды знаменитых ученых и находить новые пути решения данных проблем.


Литература:

  1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М. :Просвещение, 1974. – 175 с.

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.:Просвещение, 1981.-240.с, нот-(Б-ка воспитателя дет.сада)

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка . М. «Просвещение», 1967.

  4. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997, 96 с.

  5. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998.

  6. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2001.

  7. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998.

  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1999.

  9. Теплов, Б.М. Избранные труды : в 2_х т / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 1985. – Т. 2. –359 с.

  10. Mayesky, M. Creativities for Young Children / M. Mayesky. – Clifton Park, NV.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle