Библиографическое описание:

Пашивкина Е. В. Информатизация самостоятельной работы студентов с иностранной профессиональной литературой [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 348-350.

Поскольку самостоятельная работа является одной из важных форм организации учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, навыки прогнозирования ситуации и активного воздействия на нее, умение анализировать источники информации на иностранных языках. Это необходимо для того, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда, и переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный, так как на современном этапе развития общества знания иностранного языка являются одним из важных требований, предъявляемых к специалисту на рынке труда. Требования к уровню владения иностранным языком и умению использовать знания иностранного языка в своей профессиональной деятельности существенно меняются. Иностранный язык рассматривается как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего специалиста. Это связано с реформированием политических, экономических и культурных сфер деятельности, ориентацией их на совместное партнерство с зарубежными странами и международные стандарты.

Повышается роль иностранного языка не только как средства профессионального общения, но и как средства достижения социальных ролей. Поэтому возникает потребность в поисках новых подходов в преподавании иностранного языка в вузе с целью подготовки специалиста, профессиональная компетенция которого становится более глубокой благодаря владению иностранным языком.

В неязыковом вузе изучение иностранного языка направлено на получение научной, профессионально значимой информации; на овладение видами речевой деятельности, позволяющей пользоваться этой информацией. Иностранный язык служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности.

Обучение иностранному языку становится одним из важных компонентов системы профессионального образования. Между тем, изучение состояния преподавания иностранного языка профессионального общения в образовательных учреждениях показывает, что в условиях информатизации общества, уровень организации самостоятельной работы студентов с иностранной профессиональной литературой требует разработки более эффективных методов и средств.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, внедрение информационных технологий в систему обучения. За последние десятилетия произошли существенные изменения, касающиеся требований к системе высшего образования. Формируются новые подходы и критерии оценки качества образования, происходит интенсивный процесс разработки методики использования современных информационных технологий в различных видах учебной деятельности высшей профессиональной школы.

В условиях высшего техничного учебного заведения одна из главных задач – научить студента самостоятельно читать профессиональную литературу на иностранном языке, которая является так же неотъемлимой частью его профессиональной подготовки, так как стремительный технический и технологический прогресс вызывает необходимость пополнять и обновлять собственные знания самостоятельно не только на родном языке, а и на иностранных языках.

Чтение иноязычной литературы по специальности – наиболее мотивированный вид деятельности, так как учитывается интерес студентов и уровень их познавательных языковых возможностей. Умение читать иноязычную литературу открывает студентам доступ к зарубежным источникам информации, что позволяет им на качественно новом уровне реализовать на практике свой профессиональный потенциал.

Самостоятельное чтение профессиональной литературы может происходить как в аудиторное, так и внеаудиторное время. При организации самостоятельной работы студентов применяются следующие формы и методы:

- изучение рабочего материала – индивидуальная работа над усвоением курса в электронном варианте;

- индивидуальный компьютерный тренинг – выполнение студентами тестових заданий для самоконтроля;

- проведение заключительного електронного тестирования итоговых знаний по изученным модулям;

- работа с электронной библиотекой, с сайтами различных газет и журналов – индивидуальная работа по подбору и копированию фрагментов научной литературы для самостоятельного изучения.

Эффективной считается организация самостоятельной работы студентов с использованием електронного учебника. Эффективность информатизации образования зависит от того на сколько новые технологии внедрены в структуру и содержание современных учебников [1, c. 24].

Исходной моделью может служить учебник, в котором представлено как содержание обучения, так и методика его активного использования с помощью информационных технологий.

Новая форма построения учебника должна быть гибкой, динамичной и включать теоретический материал и методические компоненты, должна ориентировать студентов на практическую работу средствами проблемних методов обучения. Концепция электронного учебника находится в стадии формирования. Предлагаются различные определения этого понятия и использования в сфере учебной деятельности, но общая черта определений компьютерного учебника это то, что учебник состоит из двух частей – учебный материал на электронном носителе в виде рисунков, таблиц, мультипликационных и видео фрагментов, графических изображений, текстов, и методических материалов к ним в печатном виде.

Преимущества електронного учебника перед традиционными методами и средствами организации самостоятельной работы по иностранному языку можно охарактеризовать в следующем:

- обеспечение оптимальных для каждого студента последовательности и объема работы над курсом, что включает смену теории и разбор примеров;

- обеспечение возможности самоконтроля качества полученных знаний,

- экономия времени, необходимого для освоения тем [2, c. 117].

Электронный учебник обеспечивает имитацию учебных занятий, контроль студентами собственных знаний и дострижений, возможность расширения знаний вне программы, обеспечение индивидуальной программы обучения для каждого пользователя [3, c. 15].

Следует отметить, что чтение профессиональной литературы на иностранном языке, которое включает синтетические операции и занимает меньше времени, чем чтение, которое характеризуется аналитическими операциями.

С точки зрения економии времени, необходима такая организация чтения профессиональной литературы на иностранном языке, которая содержит выполнение больше синтетических операций, поскольку, они возможны при чтении материала более знакомого студентам, по тематике, которую они проработали в процессе изучения профессиональных дисциплин и курсов. Поэтому, подбор тренировочного материала для чтения профессиональной литературы на иностранном языке необходимо проводить с учетом предметных связей и последовательности изучения студентами материала по профессиональным дисциплинам. Главной педагогической задачей при проведении структурного анализа учебного материала является создание полного списка самых существенных элементов (тем, вопросов), работа по изучению которых в итоге даст усваивание предмета в целом. Критерием отбора существенных элементов от менее важных может служить проверка их влияния на качество целого.

Возможность читать оригинальные тексты по специальности вызывает большой интерес студентов. Они наглядно убеждаются в необходимости использования иностранного языка не только в будущем, но и в настоящем, в момент их обучения в вузе. Специальный ориентированный отбор учебных текстов для чтения с помощью преподавателей профилирующих кафедр является важнейшей предпосылкой повышения заинтересованности студентов в изучении иностранного языка.

Таким образом, электронный учебник позволяет не только организовать самостоятельную работу по иностранному языку в процессе изучения конкретной темы, раздела, курса, но, и как дидактическое средство комплексного назначения отвечает задачам самостоятельной работы студентов, и его использование для полного изучения тем является рациональным и эффективным для организации самостоятельной работы студента с чтением иностранной профессиональной литературой, что помагает студенту быстрее воспринимать терминологию.

Работая с материалами зарубежных изданий, студент овладевает не только иностранным языком, но и приемами работы со специальной литературой, специальной терминологией, системой обозначений и специфическими для зарубежного опыта понятиями [4, c. 200]. Это становится возможным только при тесной интеграции обучения иностранному языку с обучением профилирующим предметам. Интегративные профессиональные знания у студентов формируются на протяжении всего периода обучения путем их накопления из различных образовательных областей.

Использование информационных технологий в процессе самостоятельной работы студентов предоставляет ряд преимуществ:

- учебные продукты выполнены на высоком методическом уровне;

- возможность выбора студентом индивидуального режима работы;

- создание студентом учебной среды вне университета с помощью переноса учебного материала на электронные носители;

- вариативность заданий с учетом потенциальных возможностей студентов;

- повышение мотивации студентов;

- возможность объективного электронного контроля и самоконтроля знаний студентов.

Для достижения основной цели профессионального образования, подготовки компетентного специалиста необходимо соблюдать определенные условия в организации процесса обучения. При таком подходе иностранный язык становится одним из средств изучения специальности, формирования и развития профессиональных интересов у студентов, активизации их познавательной деятельности, готовности обучаемых целенаправленно использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности, что соответствует поставленной цели обучения иностранному языку в неязыковом вузе.


Литература:

1. Апатова И.В. Информационные технологи в образовании. – М., 1994.- 45 с.

2. Булатова Д.В. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов // Профессиональное образование. – 1996, - №1. – с. 78-83.

3. Смирнов А.Н. Проблемы електронного учебника. – 2009. – 161с..

4. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учебн. - метод. Пособие для вузов. – М. – Высш. шк., 1987. – 207 с..

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle