Библиографическое описание:

Потапова Е. Г. Подготовка ребенка к школе — за или против? [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



К семи годам становится ли ребенок готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новых знаний и системы обучения? Формируется ли психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению?

Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка, не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «домашние» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые родители предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «у ребенка нет детства». С этим трудно согласится. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий накопительный характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки — возрастные новообразования. Если к концу 7 года жизни они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития — одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых — педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Как показывает наш опыт в работе, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия нас воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для того чтобы ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей будущих первоклассников, помочь им правильно организовать занятия с дошкольниками мы организовываем систему мероприятий в виде открытой образовательной деятельности, родительские собрания, «круглые столы», организационно — деятельностные игры и др. Проводим, индивидуальные собеседования, консультации, привлекаем к работе с родителями дошкольного психолога, проводим встречи с учителями.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на образовательной деятельности в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Знания и представления об окружающем мире ребенок усваивает самыми различными способами: действуя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Чем бы ребенок ни занимался, в этом всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Мы, воспитатели, знаем, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., а получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности.

Ребенок тогда учится, тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

В любой школе обучение имеет классно-урочную форму, при этом деятельность учащихся определенным образом регламентирована. Ребенок поднимает руку, если хочет задать вопрос или ответить учителю, необходимо вставать при ответе, во время урока нельзя ходить по классу и заниматься посторонними делами и т. п. В недавнем прошлом в дошкольных учреждениях подготовка детей к школе и формирование учебной деятельности сводились к выработке у детей навыков школьного поведения на уроке: умения сидеть за партой, «правильно» отвечать на вопросы педагога и др. Разумеется, если дошкольник поступает в первый класс школы, работающей по традиционной системе, навыки учебной работы ему необходимы. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное — он принимает учебную задачу и, следовательно, учится. Мы знаем, что содержание обучения в первом классе и в старших группах детского сада во многом совпадает. Так, например наши дети достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знают буквы, знают основные геометрические фигуры, владеют счетом в пределах 20 (прямой и обратный); знают состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-"; знакомы с пространственными представлениями (верх — низ, право–лево).

Наши детки осваиваютнавыки учебной работы:

– посадка за столом, способ удерживания карандаша и ручки,

– ориентируются на странице в тетради, умеют слушать и выполнять задание педагога. Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время образовательной деятельности в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника: внимательно ли он слушает взрослого; выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

– старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

– задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

– признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

Мы стараемся развивать графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, мы стараемся продумать систему специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

Перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым мы стимулируем интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используем следующие приемы и упражнения: массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры; лепка из глины; выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами); выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе); специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом мы стараемся обучать правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

Фактически в начале обучения в школе знания, которые ребята приобрели в детском саду, закрепляются в школе. В то же время мы предупреждаем родителей, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях массовой школы лежат другие механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В детском саду, знания усваиваются детьми в большей частью непроизвольно, образовательная деятельность строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности. При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа. Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Наша работа по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:

– формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

– формирование положительного эмоционального отношения к школе;

– формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач используем различные формы и методы работы: экскурсии в школу (школа находится недалеко от детского сада), беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.

При организации игры в школу — можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений). Моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления. В сюжет игры мы вводим роль Незнайки, Буратино — ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья. Мы стараемся показать родителям интерес ребенка к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках). Осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца. Умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка — все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается. Мы повторяем, что подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Рассматривая особенности развития ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы видим, что это бурный и продолжительный период. Кконцу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Литература:

  1. Дронова Т. «О концепции организации, содержания и методического обеспечения, подготовки детей к школе» // Дошкольное воспитание. № 8, 2007г.
  2. Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто; -Изд. 3-е. -Ростов н/Д; Феникс, 2006.
  3. Розум С. И. «Психология социализации и социальной адаптации человека» М.Речь 2006
  4. Ткаченко Т. А. Основные трудности при обучении дошкольников чтению пути их преодоления. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 8, 2013
  5. Шанина С. А. Гаврилова А. С. «Играем пальчиками — развиваем речь» М. 2008

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle