Библиографическое описание:

Лонская Н. А., Савина Т. В. Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В современном обществе происходят изменения на экономическом, социальном, культурном уровнях. Все эти изменения требуют нового подхода и к системе образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность. В прошлом остается принцип школьного образования «дать знания». Сегодняшний педагог должен научить школьников «находить и получать новые знания». Поэтому школе нужны инициативные, высококвалифицированные педагоги, стремящиеся улучшать свое педагогическое мастерство и уровень знаний, умеющие шагать в ногу со временем, по-новому осмыслять свою профессиональную деятельность. Традиционный подход к обучению уже не способен удовлетворить запросы, предъявляемые современным обществом.

Компетентностный подход, применяемый в школе в настоящее время, позволяет обеспечить высокий уровень качества образования. Компетентностно-ориентированное образование направлено сегодня на освоение способов не только практической деятельности, но и обеспечивает успешное функционирование школьника в различных сферах жизнедеятельности. Компетентностный подход направлен также на формирование индивида, способного адаптироваться к различным жизненным ситуациям, помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределенности в решении актуальных проблем.

Современное образование позволяет развивать у учащихся способности, которые помогают самостоятельно решать проблемы в различных сферах на основе социального опыта самого учащегося. Оценка результатов образовательной деятельности основывается в этом случае на анализе знаний, достигнутых учащимися на определенном уровне.

В настоящее время можно говорить о компетентностном подходе, который реализуется в школе через образовательные компетенции, помогающие выделить предметное содержание и организовать основные виды деятельности учащихся, способствующие овладению социальным опытом и получению навыков практической деятельности. В этом случае каждый учитель, включая и учителя сельской школы, обязан быть готовым к осуществлению компетентностного подхода, изучив методы и способы его реализации. Использование такого подхода в обучении обеспечит современному школьнику не только успешное обучение, но и реализацию в будущем своих способностей, умение находить выход в любой нестандартной ситуации.

Цель школьного образования сегодня, с точки зрения компетентностного подхода, — это не только научить учиться, но и научить решать познавательные проблемы, научить объяснять явления действительности, ориентироваться в проблемах современной жизни и уметь решать их, включая проблемы, связанные с профессиональной и иной деятельностью.

Современный учитель — это человек, способный развивать у учащихся стремление к творческому восприятию знаний, индивидуальные способности, самостоятельность. Очень важно научить детей не только самостоятельно мыслить, но и быть мотивированными к изучению школьных предметов. Учитель должен таким образом организовать педагогическую деятельность, чтобы каждый ребенок получал радость от приобретенных знаний и стремился самостоятельно пополнить свой теоретический и практический багаж.

Показатели школы в большей степени зависят от профессионализма педагога, от его стремления двигаться вперед, саморазвиваться, постоянно самосовершенствоваться, профессионально расти. Учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом, ведь сама профессия учителя — это источник безграничного творчества. Профессиональная компетентность учителя заключается в умении организовывать образовательную среду, в которой ребенок достигает образовательные результаты. При этом деятельность учителя должна стимулировать желание и интерес учащихся вместе постигать что-то новое, неизвестное ранее, дискутировать, высказывать разные точки зрения. Работу на уроке и во внеурочное время учителю необходимо строить таким образом, чтобы мотивировать учащихся на интеллектуальный рост и достижение высоких результатов, быть открытым для любых мнений по обсуждаемому вопросу, не просто демонстрировать увлеченность своим предметом, а действительно жить в науке и с наукой. Особое внимание педагог должен обращать на индивидуальное развитие каждого учащегося, которое соответствует его способностям, интересам и возможностям.

В отличие от традиционного подхода, компетентностный позволяет получить образование не только для личностного развития, но и для социализации в обществе через различные формы организации самостоятельной мотивированной деятельности учащихся, настроенной на получение конечного результата. Основа компетенции — самостоятельность, которая не замыкается только на обучении. В школе в рамках реализации ФГОС между собой тесно связаны урок, внеурочная деятельность, внеаудиторная занятость и дополнительное образование. Через компетентностный подход происходит осуществление учащимися самостоятельного выбора, организуется групповая работа учащихся с определением проблем, распределением обязанностей и рефлексивным обсуждением результатов. ФГОС способствует созданию развивающей среды, в которой поощряются попытки что-либо сделать самостоятельно, дается возможность выражать свою точку зрения, даже если она отличается от мнения окружающих, происходит побуждение к постановке трудных, но реалистических целей. В процессе такой работы могут быть созданы различные формы деятельности учащихся, ориентированной на поддержание их активности. Сегодняшнему школьнику необходимо создавать условия для проявления инициативы, высказывания своего понимания проблемы, давать возможность осуществлять оценку своей деятельности. Каждый учащийся может самостоятельно определять место в коллективной деятельности соответственно своим интересам и способностям, брать на себя ответственность за конечный результат.

Компетентностный подход включает в себя следующие принципы [3]:

  1. Принцип ценностного, личностно-смыслового включения обучающегося в учебную деятельность.
  2. Принцип моделирования в рамках учебного процесса содержания, методов и форм, условий и ситуаций, характерных для профессиональной деятельности.
  3. Принцип проблемности в обучении.
  4. Принцип соответствия форм организации учебной деятельности целям и содержанию образования.
  5. Принцип ведущей роли диалогического общения в процессе учебной деятельности.

В научных трудах последних лет вопрос компетентностного подхода в образовании получил широкое распространение. На мой взгляд, наиболее точное определение дает И. С. Сергеев: «…компетентностный подход в образовании не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций». А вот понятие самой компетенции Е. О. Иванова формулирует так: «…Компетенция — это сплав знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности». Таким образом, основой деятельности сельской школы становится не просто работа над системой знаний и умений, а работа, направленная на формирование способности действовать в конкретных жизненных ситуациях. Конечная цель образования на современном этапе смещена со знаний на компетентность, что позволяет решить проблему, присущую школе долгое время, когда учащиеся очень хорошо владеют набором теоретических знаний, а в деятельности, требующей использование этих знаний, испытывают трудности. Компетентностный подход позволяет восстановить нарушенное равновесие, которое долгое время существовало между образованием и жизнью.

При внедрении компетентностного подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения. Таким образом, компетентностный подход, положенный в основу стратегии модернизации отечественного образования, следует рассматривать как один из наиболее оптимальных ответов системы образования на те требования, которые предъявляет к нему современное общество; сегодня необходим подрастающему поколению и востребован современным обществом.

Литература:

  1. Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности — М.: АРКТИ, 2007. — 126 с.
  2. Сергеев Г. А. Компетентность и компетенции в образовании. Владимир: Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2010. — 85 с.
  3. Орлова С. В. Компетентностный подход: особенности, проблемы реализации [Электронный ресурс] // Материалы региональной научно-практической конференции «Проблемы реализации компетентностного подхода: от теории к практике». — 2011. — Режим доступа: URL: http://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=562

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle