Библиографическое описание:

Гусева М. А. Некоторые подходы к включению будущих педагогов-математиков в исследовательскую деятельность [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В статье анализируются некоторые важные подходы к включению будущих педагогов-математиков в исследовательскую деятельность в рамках учебного плана подготовки бакалавров по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»).

Ключевые слова: исследовательская деятельность, педагог-исследователь, педагог-математик, педагогическое исследование

Реалии информационного общества таковы, что скорость роста информации в современном мире подчиняется экспоненциальному закону, одна лишь поисковая система Google обрабатывает около 24 петабайт данных каждый день [5]. В современном мире крайне важными представляются умения ориентироваться в потоках быстро меняющейся информации, анализировать и обрабатывать их, а также создавать новую информацию на основе уже имеющейся. В связи с этим, современная педагогическая реальность не представляется возможной без интеграции педагога в исследовательскую деятельность.

Начинающий педагог сталкивается с исследовательской деятельностью еще на этапе собственного обучения. Исследовательскую деятельность студентов в вузе традиционно принято разделять на учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую, каждая из которых имеет несколько подвидов в зависимости от своих целей. Оба вида, несмотря на различия, ответственны за формирование исследовательских компетенций студентов, критического мышления, научного восприятия мира и других качеств, важных как для собственной исследовательской деятельности педагога, так и для организации педагогом исследовательской деятельности своих учеников [1, с.88].

Одним из актуальных направлений профессиональной подготовки будущих педагогов становится стимулирование студентов к творческому подходу в профессиональной деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию, созданию и применению инновационных методов обучения и воспитания. Формирование мотивации к исследовательской деятельности и ее навыков в стенах вуза происходит в рамках изучения профессиональных дисциплин и системы профессиональных практик.

Организация исследовательской деятельности бакалавров — будущих педагогов-математиков, обучающихся по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование (профиль «Математическое образование»), кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, построена на принципах последовательности, учета индивидуальных особенностей и склонностей студентов. Учитывая опыт кафедры и сложившуюся на механико-математическом факультете традицию подготовки учителей, которая выстроена у нас как университетский период становления профессиональной биографии будущего педагога от момента вхождения в профессионально-образовательное пространство до момента вхождения в самостоятельную профессиональную деятельность [3, с.88], мы организуем исследовательскую деятельность наших студентов опираясь на Я-концепцию, профессиональное самосознание и саморефлексию [4, с. 76].

Обратимся к одной из классификаций дисциплин учебного плана подготовки бакалавров по данному направлению подготовки — с точки зрения их влияния на становление профессиональной биографии будущего педагога. Согласно данной классификации, все дисциплины учебного плана делятся на [2, с.223–225]:

1) базовые (формируют предметные компетенции) — дисциплины предметной подготовки (математические), педагогика, психология, возрастная анатомия и т. п.;

2) ориентирующие (ориентируют студента в современной образовательной системе и формируют мотивацию к педагогической профессии) — введение в систему математического образования России, психолого-педагогические основы обучения математике и пр.;

3) дисциплины профессиональной подготовки педагогических работников (формируют педагогические компетенции) — методика обучения и воспитания (математика), методика и технология профильного обучения математике, дополнительное математическое образование школьников и пр.;

4) дополняющие (развивают некоторые профессионально значимые компетенции) — курсы по выбору: инновационные технологии в обучении математике, современные формы и средства обучения математике, курсы по выбору: проектирование и применение электронных образовательных ресурсов, современные средства оценивания результатов обучения математике и др.;

5) ознакомительные (формируют потенциал для гибкого построения профессиональной биографии с возможностью расширения/углубления в определенное направление профессиональной деятельности) — основы культурно-просветительской деятельности, основы исследовательской деятельности в области математического образования; курсы по выбору: математическое развитие дошкольников, методика обучения математике младших школьников; курсы по выбору: зарубежный опыт обучения математике, региональный опыт обучения математике; курсы по выбору: история математики, история школьного математического образования;

6) общекультурные и общеобразовательные — история, культура речи и пр.

На основе анализа приведенной классификации выделим некоторые подходы, способствующие созданию благоприятных условий для включения студентов в исследовательскую деятельность.

При изучении базовых (1) и общеобразовательных (6) дисциплин наиболее часто используется применяется первый подход — формирование базовых знаний об организации научного исследования, реализующийся посредством таких форм исследовательской деятельности студентов, как подготовка рефератов и докладов с последующим обсуждением в группе, курсовые работы, занятия по основам библиографии и т. п. Студенты знакомятся с принципами подбора и работы с различными информационными источниками, формируют навыки отбора необходимого материала по теме исследования, а также его структурирования, систематизации и оформления согласно принятым требованиям, оформления списка литературы по теме исследования и др.

Второй подход, заключающийся в стимулировании самостоятельности и творческого мышления при решении поставленных задач на учебных практических и лабораторных занятиях, находит широкое применение на дисциплинах группы (2) ориентирующие и (3) профессиональной подготовки педагога. Формы реализации данного подхода — применение активных и интерактивных методов обучения; участие студентов в творческих группах, работающих над совместным решением профессионально-значимых проблем под руководством преподавателя; исследовательские проекты (индивидуальные и групповые), творческие мастерские, круглые столы, дискуссионные занятия и пр. Данный подход способствует формированию умений и навыков, развитию важных личностных качеств педагога-исследователя, а также межличностных компетенций, таких, как способность работать в команде, самокритика и восприятие критики и др.

Третий подход — педагогическая поддержка самореализации будущего учителя через практическую педагогическую деятельность, формирование навыков педагогической рефлексии, самоконтроля и самоанализа. Ключевую роль в формировании педагога-исследователя играет постановка актуальных практических задач, требующих творческого подхода, получение опыта проведения самостоятельного исследования и представления его результатов профессиональной аудитории — как собственной учебной группе, другим группам в потоке, так и преподавателям вуза и практикующим учителям математики. Реализация данного подхода на дисциплинах группы (3) профессиональной подготовки педагога и (4) дополняющие, а также во время педагогической практики, происходит путем участия в работе научных и методических семинаров кафедры, проведения самостоятельных исследований на базе реальных образовательных учреждений.

Кооперация преподавателя и студента для организации плодотворной научно-исследовательской деятельности будущих бакалавров, представляющая собой четвертый подход, позволяет студентам не только успешно выстроить план работы над научным исследованием, но и опробовать на себе модель «научный руководитель — ученик», сформировать представление о разделении обязанностей в исследовательском тандеме, чтобы в последующем перейти с позиции ученика на позицию научного руководителя в будущей профессиональной деятельности (дисциплины групп (3) профессиональной подготовки педагогического работника, (4) дополняющие и (5) ознакомительные). Одной из первых форм реализации данного подхода, с которыми сталкиваются студенты, является совместное с преподавателем написание научно-методических статей по результатам проведенного педагогического исследования, традиционной площадкой для которого является межвузовский сборник научных трудов «Учитель-ученик: проблемы, поиски, находки», выпускаемый кафедрой математики методики ее преподавания с 2003 года. Кроме того, кафедрой осуществляется научно-методическое сопровождение участия студентов в научных конференциях и профессиональных конкурсах, оформления и защиты курсовых работ и финального самостоятельного исследования (выпускной квалификационной работы).

Поиск новых подходов к включению педагогов-математиков в исследовательскую деятельность, их внедрение в обучение играет важную роль для формирования будущего педагога как педагога-исследователя. Потребность к познанию, исследованию окружающей действительности, способность и готовность к изменению образовательных процессов как на микроуровне (на собственных уроках), так и на более высоких уровнях образования, стремление к творческому решению профессионально-значимых задач способствуют формированию дивергентного мышления педагога и его исследовательской позиции. Исследовательские умения и навыки, а также личностные качества исследователя, сформированные за время обучения в вузе, позволяют будущим педагогам-математикам получить конкурентные преимущества на рынке труда за счет развития исследовательского потенциала в будущей профессиональной карьере, возможности гибкой реорганизации собственной карьеры за счет использования исследовательских навыков при получении новой специализации в непрерывном профессиональном обучении.

Литература:

  1. Багачук А. В. Методические аспекты реализации модели научно-исследовательской образовательной среды профильной подготовки бакалавра — будущего учителя математики // Проектирование научно-исследовательской образовательной среды профильной подготовки бакалавров — будущих учителей математики: коллективная монография / кол. авт.; под ред. А. В. Багачук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2012. — С. 81–137.
  2. Гусева М. А. Структура процесса становления профессиональной биографии будущего учителя математики в университетский период // Профессиональное образование России: история, современность и перспективы: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Омск, 6 апреля 2012 года). — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2012. — С.223–227.
  3. Кондаурова И. К. Перспективы организации профессионально ориентированной практики будущих педагогов-математиков, обучающихся по программам бакалавриата с присвоением квалификации «Прикладной бакалавр» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — № 2. — С. 87–91.
  4. Педагогическое образование в университете: контекстно-биографический подход: Монография / Под ред. А. Л. Гаврикова, М. Н. Певзнера. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001.
  5. Din J., Ghemavat S. MapReduce: simplified data processing on large clusters. URL: http://dl.acm.org/citation.cfm?doid=1327452.1327492 (дата обращения: 27.11.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle