Библиографическое описание:

Еременко Ю. С., Киктева Ю. Г., Марокова Г. Е. Пути и способы развития методологической культуры обучающихся [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим умениям, необходимым в учебной и практической деятельности.

Ключевые слова: методологические умения, методологическая культура, аксиологическая среда, методологическая деятельность

Наступивший XXI век требует от будущих выпускников большой самостоятельности по совершенствованию своей профессиональной культуры в будущей профессии и способности к оценке происходящего.

При этом культуру можно считать средством духовного «возделывания» личности. Можно говорить о культуре труда, культуре межличностных отношений, национальной и языковой культуре или о методологической культуре. На современном этапе содержание образования, ориентируясь на обеспечение самоопределения личности, призвано создать условия для формирования и развития методологической культуры обучающихся для их самореализации. Известно, что сегодня методологическая культура ученика понимается как особая форма деятельности ученического сознания, управляющего мышлением ученика и проявляющаяся в методологических умениях целеполагания, определения ведущих принципов, отбора содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры. Специфика функционирования методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъектность, авторство понимания учебного материала и явлений, что является непременным условием последующего формирования учеником субъектности, востребованности его в будущем [3]. Методологическая культура позволяет будущему выпускнику быть более открытым новому образовательному опыту. Можно связывать методологическую культуру современного школьника с учебно-исследовательской деятельностью, что указывает на необходимость овладения учеником методологией «практико-ориентированной», дающей ему в руки «средства и методы рефлексии, анализа, оценки и самооценки учебных явлений и событий, поиска и выбора культурных смыслов, моделей и вариантов собственной образовательной деятельности» [1]. Содержание методологической культуры будущего выпускника может быть выстроено в логике личностно-ориентированной парадигмы образования, включающей когнитивный, аксиологический, деятельностно-творческий и личностный аспекты.

Аксиологический компонент призван ввести школьников в мир ценностей и оказать им помощь в выборе социально и личностно значимой системы учебно-исследовательской проблематики, гражданской проблематики. На уроках английского языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика. Его нравственный облик, т. к. предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведение ребенка в той или иной ситуации. Методологическая культура школьника связана с формированием ценностного сознания личности в условиях аксиологической среды современной образовательной организации.

Когнитивный компонент направлен на формирование системы знаний об основных подходах, принципах и методах учебного исследования, знаний, полученных обучающимися при изучении предметов, включенных в базисный план ОУ. Наше ОУ стало одним из пилотных ОУ, где обучающиеся начали активно заниматься учебно- исследовательской деятельностью. Сначала исследовательской деятельностью были охвачены старшеклассники, которые занимали призовые места в районе, городе, области, затем в учебно-исследовательскую деятельность включились обучающиеся средней и начальной ступеней. Каждый обучающийся, занимающийся исследовательской деятельностью, получает прежде всего теоретические знания о научных методах, знает разницу между теоретическим научным методом и эмпирическим научным методом, умеет использовать в своей работе такие методы, как эксперимент, наблюдение, измерение, рефлексия, дедукция, абстрагирование, классификация, анализ, синтез, аналогия, моделирование, анкетирование (закрытое, открытое), количественные методы. Широко применяются следующие конкретные методики: регистрация,ранжирование. Особое место в учебно-исследовательской деятельности обучающихся занимает беседа. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, учим обучающихся использовать специальные меры. К ним относятся: наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме. Лично я практикую проведение тренингов с обучающимися, так как искусству беседы надо учить. В последнее время мои обучающиеся используют разновидность беседы, ее новую модификацию –интервьюирование, при написании учебно-исследовательских работ. При написании учебно-исследовательской работы «Влияние американского кинематографа на трансформацию ценностного сознания современного школьника России» интервьюирование было значимым методом в получении объективных результатов в масштабе исследований, проводимых в ОУ Кировского района. Деятельностно-творческий компонент обеспечивает формирование и развитие разнообразных способов деятельности и творческих способностей, которыми являются способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования исследовательской деятельности [1]. Учитель целенаправленно должен учить ребят определять объект исследования, предмет исследования, ставить гипотезу, т. к. гипотеза-предположение, подвергающееся опытной проверке. Сформировавшаяся методологическая культура современного школьника проявляется в: обретении личностного смысла в освоении методологической культурой и собственной позиции в образовательных предметах и практике; его теоретическом мышлении; знании методологических характеристик исследовательской деятельности и умении их определять в конкретном учебном исследовании; умении трансформировать собственное образовательное сознание и коммуникативно-учебную деятельность; умении преобразовывать персональную учебную деятельность; развитой способности к рефлексии всех аспектов целостной учебной деятельности и собственного поведения. Эти положения в общем виде могут выступать как критерии сформированности методологической культуры будущего выпускника школы. Учитель должен учить своих учащихся

1. Ориентироваться в системе методов эмпирического исследования: быть знакомым с содержанием этих методов, с принципами их построения, алгоритмом применения, возможностями каждого метода при сборе информации определенного типа;

2. Владеть методологией научного исследования, то есть: понимать принципы его проектирования, организации и проведения; иметь четкое представление о его понятийном аппарате, чтобы научить обучающихся иметь четкое представление о структуре собственной проблемы и семантическом поле своего исследования. Вопрос формирования методологической культуры школьников связан с особенностями ступеней обучения в школе. Во-первых, поскольку деятельность учителя начальной школы связана с младшими школьниками, которые только вступили в учебную деятельность, то одной из важнейших проблем в формировании и развитии методологической культуры ученика начальных классов выступает воспитание духовно-нравственной личности. Образование, воспитание личности этих школьников с позиций духовно-нравственных основ приведет к качественным изменениям. Включение личностных структур сознания школьников, таких как: мотивирующая, рефлексивная, критическая, смыслотворческая и т. д., создаст возможность перехода общих для мировой культуры ценностей в личностные. Во-вторых, проблема формирования и развития методологической культуры школьников зависит от выборов методов их обучения. В этих целях современные методы должны быть наполнены гуманистическим содержанием, выводить на самостоятельный поиск путей решения проблемы и т. д. например, метод проектов. Метод проектов — это путь познания, способ организации процесса познания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая предполагает вполне реальный практический результат [4]. В рамках нового ФГОС будущие выпускники должны перестроить своё понимание к учению на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает активное включение обучающихся в учебную деятельность на уроке. Методологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой духовной культуры, включающей и другие виды культуры: умственного труда, общения, речи и т. д.; как особый склад мышления. Мы связываем методологическую культуру учащегося с его готовностью к осуществлению личностно ориентированной, смыслопоисковой, смыслотворческой (методологической) деятельности, направленной на обретение им собственной позиции. Рассмотрение методологической культуры как составной части учебной культуры позволяет в качестве ее компонентов выделить методологические знания, умения и навыки, необходимые в учебной и практической деятельности. Методологические знания — это инструмент теоретической и практико-преобразующей деятельности ученика, позволяющий ему самостоятельно ориентироваться в сложных динамичных процессах перестройки общества, дающие «ключ к принятию обоснованных, нестандартных решений» [4].

Методологическая культура — одна из составляющих компетентностей современного ученика. Среди них выделяем ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, социокультурные, здоровьесберегающие.

Современные технологии, приемы и методы обучения и воспитания являются мощным инструментом в арсенале педагогического воздействия.

Литература:

  1. Бережнова Е. В. Прикладное исследование в педагогике: Монография.– М.-Волгоград: Перемена, 2003.– 164с.
  2. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. — М., 2005.4
  3. Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания.– Воронеж, 1997
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат.– М., 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle