Библиографическое описание:

Кадырова М. К., Расулов Б. У., Эшмуратов О. Э., Юнусов Д. Р. Негативное педагогическое влияние социальной среды на личность подростка [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Так как самое слово «самоубийство» бесконечное число раз употребляется в нашей речи, то, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним.

Ключевые слова: злоупотребления, сложной действительности, сознает свои ошибки, применяться наблюдение,состояние ума индивидов,индивидуальных потребностях,внешнее выражение

Because word «suicide» the endless number of one times is used in our speech, then, it would seem, it is possible to bargain that exact sense him clear to each and determination of him from our side will be quite superfluous

Key words:abuse, difficult reality, is conscious the errors and vibrations, to be used supervision, state of mind of individuals, individual necessities, external expression

Семья это важное ячейка общества, которое имеет особое социально- психологическое значение в воспитании человека и его развитие. Женщины соответственно выполняют функции матери и домохозяйки, участвуют в материальном обеспечении семьи в профессиональной деятельности. А это ведет к ограничению того времени, когда мать воспитывает своих детей. Такие вопросы встают перед каждой семье, как «Вы знаете, что интересует сегодня вашего ребенка и чем он был занят, вы интересовались его планами на завтрашний день? Какова его успеваемость в школе?».

В результатом негативных факторов выступает то, что в семье складывается негативные психологические отношении и много других конфликтных обстоятельств. В процессе беседы с разведенными родителями они словно «не слышат» причин суицидальных попыток, предпринятых их детьми. Иногда они топтаясь на свою судьбу со слёзами на глазах утверждают, что они с утра до вечера работают, не покладая рук для своих детей, для обеспечения их всем необходимым. Эта ситуация свидетельствует о том, что самим родителям необходима психологическая помощь. Конечно, семейные конфликты не редко случаются даже в самых благоприятных семьях. Однако, разница между ними состоит в том, что в некоторых семьях взрослые, выражая свои недовольство «конструктивным» образом, пытается понять друг друга, стараются примириться, в других взаимные оскорбления портят отношении между собой и в семье исчезает семейный спокойствие и устойчивость эмоциональных отношений. Иногда, же они вовлекают своих детей на свои скандалы. В худшем случае эти ситуации ведут к возникновением психических нарушений у подростков, к нервным расстройствам, напряженность взаимным обвинениям и даже к попыткам покушения на свой жизнь в качестве последнего выхода.

Факторы, вызывающие состояния социальной дезадаптация у подростков следующие:

1. Дисфункциональная семья;

2. Свойства личности подростка (особенности характера, моральные склонности, темпераментность, психические расстройства).

3. Адаптация в образовательном учреждении;

4. Негативное психологическое влияние неофициальной социальной среды на личность подростка;

5. Социально-демографические мотивы;

Когда сложность взаимоотношений в разведенных семьях вызывает необходимость привлечения к психокоррекционным мероприятиям близких родственников, следует обратить внимание членов семьи, родственников на факторы представляющие опасность для жизни подростка и его здоровья. Серьезные беседы о ценности жизни и её значении, проводимые в процессе психокоррекционных мероприятий среди суицидальных подростков, ведут к положительным изменениям.

Показатели группы риска среди подростков:

Потери среди родственников связанные с их смертью (члены семьи, друзья). Потеря чувства самодоверия, социального авторитета, низкая самооценка;

— Потеря интереса к деятельности, которая раньше была для него важна, к другу и любимому человеку;

— Изменение — свойств характера возбуждаемость, беспокойство, апатия, быстрая смена настроений, отчуждение;

— Нарушение сна, бессонница, ранее пробуждение ото сна, кошмарные сновидения;

— Душевные нарушения, понимание сосредоточенности внимания на уроках, сочетающиеся с постановкой перед собой непреодолимых задач;

— Нарушение режима питания, отсутствие аппетита или обильное питание;

— Отсутствие самоконтроля, опасение от возможности нечаянного нанесение вреда;

— Беззащитность, появление чувства ненадобности другим («всем будет лучше без меня»);

— Чувство вины и пренебрежения по отношению к себе;

— Отсутствие цели на будущее (никогда не будет лучше, чем сейчас, я буду постоянно чувствовать себя так плохо);

— Употребление алкогольных и наркотических веществ;

— Проявление внешних и внутренних признаков суицидальных действий опосредованное или непосредственное объявление о само покушении;

— Возбуждаемость, гиперактивность, невоздержанность могут быть признаками скрытой депрессия;

Характерные особенности суицидальных поступков:

  1. Повторные мысли о само покушений (суицидальная идеализация).
  2. Потеря аппетита при многих обстоятельствах. Депрессивное настроение, связанное с нарушением режима сна.
  3. Сильная зависимость от алкогольных или наркотических веществ.
  4. Депрессия, возникшая вследствие чувства отчуждения и одиночества, развивающийся при покидании семьи или лишении средств поддержки.
  5. Беззащитность. Безнадёжность во взглядах на будущее. Эти обстоятельства могут выступать как главный ведущий, основной фактор в случае суицидальной попытки.
  6. Подавляющее воздействие суицидального чувства которое может препятствует установление социальных взаимоотношении.
  7. Размышление о своей жизни, которыми якобы «никогда» не улучшится.
  8. Частые фатальные обобщения в речи, как-то «Нельзя терпеть такую жизнь», «Всем безразлично».
  9. Появление туннельного воображения, то есть, неспособность видеть положительные, яркие стороны жизни. Убеждение в возможности единственного пути выхода из возникшей ситуации.
  10. Наличие амбивалентных чувств, то есть, одновременного сочетания желания покушения на свой жизнь и жить дальше выйти из создавшейся ситуации.

Возрождение стремления к жизни является целью суицидальной интервенции, предпринимаемой по отношению к самоубийцам.

Повышенная опасность суицида происходит под влиянием следующих факторов: повторные суицидальные попытки, наличие у подростка серьезных размышлений о самоубийстве, разработка плана самоубийства, если имеется намерении самоубийства.

Для предотвращения суицидальных актов, прежде всего, необходимо в процессе работы с ними тщательно изучить тщательно внутренние переживание подростков и самым серьезным образом отнестись каждому из них:

— Если, по вашему мнению, существует возможность, что подросток совершит суицидальный акт;

— Если, подросток хочет поделиться с вами своими проблемами, не будьте равнодушными, безразличными по отношению к его мнениям. Помните! Что подростки редко обращаются к специалистам по поводу свой склонности к суицидальным попыткам.

— Если, вы заметили, что подросток склонен к суицидальным действием, поверьте в свою профессиональную интуицию, заслужите его доверия, чтобы он считал вас своим спасителем. Будьте внимательным к признакам, свидетельствующий о возможности самоубийства.

— Не уверяйте подростка в ваши способности помочь ему в тех сферах, о которых вы сами хорошо не осведомлены. Давая ему пустые обещания, не делайте, ещё более бессмысленным завтрашний день для него. Наоборот, вдохновляйте его вера на завтрашний день и на светлое будущее, говоря: «Ваши близкие обязательно ещё помогут вам разрешить эту проблему», «Все это вы ещё забудете», «Не стоит тревожиться по поводу этих проблем».

— Скажите подростку, что вы готовы помочь ему найти выход из этого положения, что нет необходимости держать эту проблему в секрете. Это особенно, важно, когда жизнь подростка остаётся в опасности.

— Какой бы смысл не имела, во время беседы не забывайте о необходимости вашего собственного самоконтроля.

— Не забудьте вести беседу с подростком в искренних тонах. Постарайтесь определить, насколько серьезна суицидальная опасность. Не допускайте мысли о том, что эмоциональная, доверительная, искренняя беседа с подростком о его суицидальных устремлениях может привести к укреплению идеи о его самоубийстве. На самом деле, откровенное обсуждение с подростком его проблем с кем-либо может принести для него облегчение.

— Постарайтесь узнать предварительно, имеет ли подросток определенный план подвергающей его жизнь опасности или нет.

— Постарайтесь уверить подростка, что есть люди, которые могут помочь ему в решении его проблем.

— Не старайтесь успокаивать подростка такими заверениями, которые подходят ко всем ситуациям, как-то: «Если вы сейчас хорошо выспитесь, завтра будете себя чувствовать замечательно» и др.

— Если, вы хотите разговаривать с подростком о чувствах, которые охватывают его, то скажите, что не критикуете их.

— Посоветуйте подростку стараться управлять обстоятельствами в кризисных ситуациях, несколько раз подтверждайте, что имеются и другие пути разрешении возникшей ситуации.

— Постарайтесь найти человека, который может помочь подростку снизить степеней душевного надрыва.

— Дайте понятие ему, что его чувство безнадежности непостоянно, преходящее.

— Насколько более, тщательно был разработан план суицидального акта со стороны подростка, настолько более высоко опасность для его жизни и здоровья.

— Однако, не следует допускать, что о самоубийстве говоритсяподростком случайно, что возможность его осуществления низка, поскольку присуща подросткам импульсивность склонность, то есть, действовать без тщательных разработки плана его реализации.

Следующее вопросы направлены на определение эмоционального состояния подростка, то есть, того, что чувствует подросток на данный момент:

— Вы имеете планы на будущее?

— Что планируете на следующую неделю?

— А на следующий месяц?

— Какие идеи вы имеете на будущее?

— Что надо предпринимать что бы, выйти из этого положения?

— Что вы думаете по поводу того, кто вам может помочь? Вы обращались к терапевту или ещё другому специалисту?

— Помогли ли вам эти встречи?

— Были разговоры в вашей семьей о самоубийстве или попытки на самоубийства?

— Говорили ли ваши друзья о самоубийстве? Питались ли они совершить самоубийство?

При задании вопросов для достижения естественности целесообразно и предварительно провести практические занятия с коллегами. Вести беседу с подростком самоубийцей не легкий процесс, к нему необходимо быть готовым.

В некоторых случаях склонность к негативным эмоциям сохраняется у подростка для того, чтобы он мог скрыть свои настроения. Организация индивидуальных психологически-коррекционных мероприятий с такими подростками и привлечение к ним его родителей и родственников рассматривается как основной психологический механизм формировании его личности. Подросток начинает понимать, какой путь ему надо избрать в результате осмысления, осознания всего того, что он видит, и слышат вокруг себя. Этот процесс реализуется при помощи механизма личностного совершенствования и самосознания. Известно, что нововведения осуществляется на практике лишь, преодолевая трудности и помехи в сознании людей.

Литература:

  1. Амбрумова А. Г., Бородин С. В., Михлин А. С. Предупреждение самоубийств. — М., 1980. -105 с.
  2. Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. — М., 1981. -89 с.
  3. Гилинский Я. И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы с девиантным поведением. — М., 1989. -114с.
  4. Ефремов В. С. Основы суицидологии. –СПб., 2004.-479 с.
  5. Конангук Н. В. О психологическом смысле суицидов// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 5.
  6. Ласый Е. В. Определение и критерии термина «парасуицид»// Вестник Белорусской психиатрической ассоциации. — 1997. — № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle