Библиографическое описание:

Жаркова Е. Х. Художественное слово как средство восприятия музыкального образа у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.



Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности ребенка, способствующий его нравственному, эстетическому переживанию, ведущий к преобразованию окружающего, к активному творческому мышлению, воображению, выполняющий воспитательную функцию.

Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности для каждого возрастного периода дошкольников. Проблема музыкального восприятия нашла своё отражение в работах Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, В. Н. Шацкого. Б. В. Асафьева и других педагогов, психологов. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен. [2, с..91].

Исследователи В. В. Медушевский, В. К. Белобородова, В. Д. Остроменский выделяют особенности музыкального восприятия — целостность, эмоциональность, осознанность, образность. Таким образом,музыкальное восприятие (восприятие музыки) — это процесс целостного, эмоционального, осознанного, образного познания музыкального произведения. [4,с.153]. Структуру восприятия музыкального произведения, состоящую из нескольких компонентов, мы можем представить в виде такой схемы:

C:\Users\irbis\Desktop\1307513448_1.png

Основа целостности музыкального восприятия — восприятие выразительности отдельных компонентов музыкальной речи: мелодии, гармонии, ритма, тембра.Музыка эффективно воздействует на эмоциональную сферу человека. Дети старшего дошкольного возраста прекрасно чувствуют влияние мелодии на настроение человека. Таким образом, эмоциональность представляет собой качество музыкального восприятия. Композитор Д. Д. Шостакович отмечал, что «это чувство возникает оттого, что в человеке под воздействием музыки пробуждаются до сих пор дремлющие силы души, и он познает их». Музыка пробуждает в людях прекрасные, возвышенные мысли и чувства, воспитывает красоту человеческих отношений.

Тесную взаимосвязь имеет восприятие с таким психологическим понятием, как мышление. По С. Л. Рубинштейну «мышление — это все более полное и многостороннее мысленное восстановление объекта, реальности, действительности, исходя из чувственных данных, возникающих в результате воздействия объекта». [6, с.15]. Процесс восприятия не может осуществляться без осознания, понимания того, что же надо воспринимать. Эмоциональность и осознанность — один из принципов музыкальной педагогики. Б. В. Асафьев отмечал: «Музыку слушают многие, а слышат немногие, в особенности инструментальную... Под инструментальную музыку приятно мечтать. Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд». [1, с. 234].

Музыкальное восприятие характеризуется образностью. Музыкальный образ — это совокупность различных средств музыкальной выразительности, использованных композитором для передачи содержания произведения. Глубина и тонкость восприятия музыки зависит от ясного и богатого образа.

Специфика музыкального образа представляет определённые затруднения для целостного музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение произведения, умелое использование слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание. Одним из эффективных средств восприятия музыкального образа является художественное слово — короткий образный рассказ, сказка, стихотворение, загадки.

Художественное слово относится к словесному методу, который является универсальным в восприятии образа. Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово настраивает, создать атмосферу, помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. С помощью слов педагог формирует словарь детей, чтобы ребенок смог сам характеризовать музыку (какая, какие эмоции возникли).

Короткий образный рассказ используется перед слушанием музыкального произведения и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения. Например, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского. Исполняя ее впервые, педагог поясняет: «Музыка четкая, легкая, ведь солдатики маленькие, деревянные — это игрушечный марш». При повторном прослушивании обращает внимание на то, что, когда солдатики подходят ближе, музыка звучит громче, а когда уходят, звучание затихает. Позднее дети самостоятельно станут различать динамические оттенки, осмысливая их выразительное значение.

Миниатюрная сказка вызывает особый интерес дошкольников, помогает настроить их на определённый лад.Например,«Утренняя сказка». Э. Григ «Утро»:

«Жила на свете Заря-Зарянка. В её владении был родничок не простой, а волшебный. Каждое утро и каждый вечер набирала она в ладоши родниковую воду и разбрызгивала её на травы, на цветы, на луга. И падали капельки волшебными росинками: утром голосочками своими они будили солнышко, а вечером пели ему колыбельную песенку. В благодарность за это солнышко окрашивало своими лучами росинки во все цвета радуги».

Затем педагогу целесообразно предложить ребятам прослушать Э. Грига «Утро», попросить их высказать свои впечатления об услышанном. Можно включить после высказывания детей дидактическую игру «Росинки», где задачей детей является выбор «росинок», соответствующих настроению музыки.

Стихи привлекают ребёнка ритмом, мелодикой, миром звуков. Поэзия играет огромную роль в восприятии музыкального произведения у дошкольников. Она помогает понять, представить музыкальную картину, пейзаж, образ, способствует развитию воображения, фантазии. Например, педагог читает стихотворение А. И. Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца. И. А. Бунин

Как красиво в своём стихотворении поэт И. А. Бунин говорит об осени.

Ребята, вы согласны с его мнением? А хотите побывать в осеннем лесу? (ответ детей).

Музыкальный руководитель предлагает ребятам прослушать «Осень» А. Вивальди. Затем задаёт вопросы:

— Какую вы услышали осень? Какая по характеру была музыка?

— Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

Немаловажную роль в развитии восприятия музыкального образа играет малый фольклорный жанр — загадка.

Еще с глубокой древности человек придумывал загадки. Загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно, помогает совершенствовать человеческие мысли. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста, а также в организации их досуга. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность, растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и так далее.

Использовать загадки уместно не только в начале и в процессе музыкальной деятельности, но и в ее завершении. Этот фольклорный жанр помогает ребятам закрепить в их сознании признаки предмета, явлений, событий и конкретизировать представления о характерных свойствах предмета или явлений. Например:

Педагог предлагает послушать загадку о зиме:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(Ответ: зима) Детям показывают слайд зимних забав.

— А вы хотите, чтобы у нас была такая зима? Чтобы и нам так было весело? Я предлагаю вам закрыть глаза и послушать музыкальное произведение Р. Шумана «Зимой»

Откройте глаза и обратите внимание на экран. Что видите на экране?

Ответы детей: зимнюю картину.

Вы почувствовали, что стало холоднее? и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественное слово, грамотно преподнесённое педагогом детям, является эффективным средством в развитии восприятия музыкального образа.

Литература:

  1. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.- 376 с.
  2. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  3. Поддъяков, Н. Н. Мышление дошкольника. — М.: Педагогика, 2011.- 161с.
  4. Радынова О. П. Слушаем музыку / О. П. Радынова. М., 1990. — 160 с.
  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.: 2012.-379 с.
  6. Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович // Пралеска 2000 г., № 3, с.15–21;

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle