Библиографическое описание:

Прокофьева М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Последние десятилетия в педагогике основополагающим является личностно-ориентированный подход к обучению, когда в центре стоит ребенок — такой, каким он включается в образовательный процесс. Поэтому тенденции современной школы связаны с идеей создания необходимых условий для его развития и самореализации как части социума. Общество хочет видеть в выпускнике школы личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем, готовую к постоянному самообразованию и смене видов деятельности. А это в свою очередь подразумевает развитие креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО) определены приоритетные задачи начальной школы. Это:

− охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

− сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

− формирование желания и умения учиться;

− развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Современный личностно-ориентированный подход дает возможность для воспитания рефлексии в процессе обучения. В настоящее время существует достаточно большое количество теоретически и практически проработанных учебных программ, развивающих учащихся, формирующих соответствующий требованиям комплекс знаний, умений и навыков, воспитывающих детей в процессе обучения, но развитие рефлексивных способностей учеников не реализуется в них в полной мере, так как недостаточно индивидуального обучения и организации работы в группах над одним заданием (пректом).Поэтому, чтобы полноценно развивать рефлексивные способности у младших школьников необходимо разобраться,что же такое рефлексия.

Важно определить основные толкования рефлексии как области знания, выделенной не только в качестве психического процесса, но в качестве отдельного явления психолого-педагогической практики.

В философском энциклопедическом словаре рефлексия определяется как:

1) размышление, самонаблюдение, самопознание;

2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

В философском понимании рефлексия (Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель) рассматривается как самосознание личности. Так, по мнению Гегеля, рефлексия выражается в том, что «субъект познания сам для себя становится объектом познания».

Особым поворотом в изучении рефлексии стали исследования природы совместной учебной деятельности взрослого и детей, в которых рефлексия рассматривается в сфере коммуникации и сотрудничества как способность понимать позицию партнеров в совместной работе (Н. И. Поливанова, Г. А. Цукерман). Было установлено, что специфическая организация детского сотрудничества при совместном решении учебных задач является источником развития рефлексивного развития детей. В работах этих авторов описаны способы взаимодействия учителя и учащихся при решении учебно-познавательных задач, способствующих развитию рефлексивных способностей детей.

Развитие рефлексивных способностей в процессе обучения понимается нами как осознание учащимися осуществляемой деятельности, критическое осмысление условий, средств, учебных действий и операций при решении задач, а также как осознание своего эмоционального состояния, трудностей, сомнений, волнений, потребностей в преодолении привычного способа действий и способность к самостоятельному, инициативному взаимодействию с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. Поэтому рефлексия, безусловно, включается во все компоненты учебной деятельности.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими способами и методами действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Достижения планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.

Для создания условий рефлексивного развития школьников учителю необходимо помнить:

− рефлексия индивидуальна, диологична, деятельностна и разномасштабна.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

− адекватно воспринимать себя;

− ставить цель деятельности;

− определять результаты деятельности;

− соотносить результаты с целью деятельности;

− определять наличие ошибок в собственном поведении;

− описывать прожитую ситуацию.

Для формирования рефлексивных умений важно организовывать парную или групповую работу. В процессе учебного диалога у учащихся появляется возможность встать на место другого, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. Диалог становится условием развития рефлексивных умений.

Иногда во время парной работы или работы в группе могут возникнуть конфликтные ситуации или наоборот, сильные положительные эмоции, что может помешать учебному процессу. Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на уроке в роли «держателя границ и порицателя поведения». Полезно использовать этот приём, который так и называется «Нормы социальной жизни».

Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они могут быть оформлены и вывешены на стенде в классе. Например:

  1. Говори, не мешая другим (в паре шёпотом, в группе – вполголоса).
  2. Общайся по делу.
  3. Слушай, не перебивая другого человека.
  4. Принимай и уважай мнение других членов группы.
  5. Корректно исправляй ошибки.

На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащихся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить незаконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т. д. Например:

  1. Восстанови и перечисли, что ты сделал за урок.
  2. Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше.
  3. Определи свою деятельность по шкале успеха.

Шкала успеха:

  1. Я мог бы работать лучше.
  2. Сегодня я понял чего мне не хватает для успешной работы.
  3. Сегодня я работал в полную силу. У меня всё получилось.
  4. Я сегодня плохо работал.

Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.

Можно использовать для самоанализа приём «Незаконченные предложения»:

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  2. Наиболее трудным мне показалось…
  3. Самым интересным было…
  4. Я бы хотел попросить своего учителя…

Такие задания позволяют фиксировать свои знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути достижения результата.

Таким образом, формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы может задаваться с помощью различных методических и дидактических средств, через последовательность выполняемых действий. Это очень необходимый и важный этап в структуре деятельности.

Литература:

  1. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст]/ В. С. Мухина — М.: Институт практической психологии, 1998.
  2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн. 1. Общие основы психологии.
  3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р. В. Овчарова — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  4. Поливанова Н. И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей [Текст] / Н. И. Поливанова, В. В. Рубцов, М. А. Семенова // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубенштейн С-Пб, 1999.
  6. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности. [Текст]/ Г. А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle