Библиографическое описание:

Буравлева Н. М., Желтова Н. А. Интегрированный урок кубановедения, экологии, географии. Роль Тимашевского района в формировании аграрно-индустриального облика Кубани [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



Кубань моя — жемчужина России, а Тимашевск в десятке лидеров её

Предлагаемый урок-форум разработан как междисциплинарный урок, охватывающий вопросы истории, экономики, экологии Тимашевского района — одного из флагманов Краснодарского края. Фрагменты урока могут быть использованы при изучении региональных составляющих в курсах истории, географии, биологии. Рекомендуется проведение данного урока с учащимися 9–11 классов учителями кубановедения, кружковедами, а также классными руководителями с целью профориентации на востребованные в районе профессии.

Урок предполагает активное участие учащихся, свободный обмен мнениями, формирование гордости за свою малую родину, возможности увидеть европейские технологии производства и стремление стать успешными у себя в районе, сделать выбор своего жизненного пути.

Алгоритм урока предполагает применение его для проведения аналогичных занятий в любом районе края. При подготовке к уроку использовались материалы сайтов администрации муниципального образования Тимашевский район, а также сайт газеты «Знамя труда».

Цель: Развитие гражданско-патриотического мышления учащихся, чувства гордости за свою малую родину.

Задачи:

− Показать аграрно-индустриальный облик Тимашевского района;

− Развивать гражданско- патриотическое мышление;

− Профориентация.

Оборудование: компьютерная презентация; видеофильм (фильм о Тимашевске), маршрутные листы.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

(Слайд 1.)

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, учащиеся! Сегодня мы с вами станем участниками инвестиционного форума «Кубань 2011» и будем представлять Тимашевский район. Работу форума освещают журналисты Катя, Диана и Света.

Учитель: Все ли участники форума на месте? Катя, у нас есть дополнения к плану работы форума?

(Слайд 2.)

Света: К нам едет Ирина, представитель компании «АВК», изучающая возможность участия в инвестиционных проектах на Кубани

А вот и она! Здравствуйте, Ирина! (Появляется Ирина, с ней здороваются)

Ира: Good morning! Здравствуйте! Я Ирина, представитель американской компании АВК, меня интересуют инвестиционные проекты. (Раздаётся звонок по телефону). (Hello, my grandfather. I will go to Russia tomorrow. My company want takes part in investicion forum and to pay money in developing of Kuban. What do you advice to me?).

Дед-казак: Ира, обязательно посмотри экспозицию Тимашевского района. Это наша историческая родина.

Наташа: О кей, я всё поняла.

Дед: И ещё один совет, говори по-русски, это язык твоих предков.

(Слайд 3.) Журналисты (Диана): Ирина, мы хотим Вам предложить стать вместе с нашими ребятами участницей форума «Кубань 2016» и поработать в экспозиции Тимашевского района. Представляю вам руководителей проекта: Буравлёва Надежда Михайловна и Желтова Надежда Александровна.

Учитель: Уважаемые гости, учащиеся, тема нашего урока «Кубань моя — жемчужина России, а Тимашевск — один из лидеров её». Название нашей экспозиции: «Роль Тимашевского района в формировании аграрно-индустриального облика Кубани»

Запишите в ваш маршрутный лист дату и вашу фамилию участника форума.

Мотивация. (После объявления темы форума учитель предлагает учащимся определить его задачи

Учитель: Давайте подумаем, какие задачи могут быть решены во время форума)

− Знакомство с предприятиями аграрного и промышленного комплекса Тимашевского района.

− Определение воздействия предприятий на окружающую среду.

− Составление перечня специальностей, востребованных в нашем районе.

(Слайд 5.)

Сверим наши записи. Задачи определены и начинаем работу форума.

Учитель: Ребята, я предлагаю начать работу нашего форума с поэтической минутки.

(Слайд 6.)

Журналист: Прекрасные стихи о Тимашевске пишет Жанна Цикало – наша землячка, жительница станицы Медвёдовской).

(Слайд 7.)

Тимашевской земле.

Край далёких времён

Тимашевский район,

Что когда-то царицей подарен.

Край станиц, хуторов.

Ты основа основ,

Ты героями в вечность прославлен

Это стон казаков,

Время наших отцов,

Где степные безбрежные дали,

Как любимую мать.

Волю, правду и стать

Не щадя живота, охраняли.

—Но беда — не беда,

Вытесняя года,

Взвились к небу дома твои птицей

(Слайд 8.)

(Фрагмент фильма об истории Тимашевского куреня. 30сек)

(Слайд 9.)

Ира: Ваши степи необъятны, но я хотела бы узнать мнение научного консультанта об экологическом состоянии степей Тимашевского района в настоящее время, потому что человек имеет право на проживание в благоприятной экологической обстановке.

Научный консультант: Экологическая характеристика Тимашевского района с момента заселения до наших дней.

Ценнейшим богатством Кубани являются чернозёмы, доставшиеся нам по сути совсем бесплатно. Они образовались за счёт пыли, приносимой восточными ветрами из Средней Азии, где земледельческая цивилизация быстро оскальпировала землю, лишив её травяного покрова. Кубанские степи были чистейшего типа ковыльными степями, они давали громадные урожаи трав. Травы были мощнейшими по росту, когда казак ехал по степи, то издали были видны лишь часть туловища всадника и голова лошади.

Ира: Я могу посмотреть эти ковыльные степи, наверно это так красиво? Научный консультант:

Теперь от этих степей остались только образцы в гербариях, в 30-е годы XX века десятки тысяч гектаров плодороднейших земель, заросших терновником да камышами были распаханы и заняты сельскохозяйственными культурами.

Чрезмерные распашки истощают землю, верхние пласты почвы разрыхлены и открыты, что даёт материал для пыли, переполняющей атмосферу.

(Слайд 10.)

И чтобы избежать участи среднеазиатских степей, превратившихся в пустыню, кубанцы защищают поля лесополосами.

Журналист (Катя):

(Слайд 11.)

Это гордость людей,

Смех и радость детей,

Запах дыни и море пшеницы.

Быстрых рек и озёр

И широкий простор,- Тимашевский район)

(Слайд 12.)

Фильм (1,5 минуты – символика Тимашевского района)

Учитель: Сейчас Тимашевский район входит в десятку лидеров агропрома Кубани, мы к этому шли 25 лет. Все факторы сложились в пользу Тимашевского района. Итак, перенесёмся в прошлое

(Слайд 13. Фильм об истории создания АПК Кубань)

Учитель: В работе форума принимает участие глава Тимашевского района

А. М. Потапенко.

(Слайд 14. Фрагмент фильма 3 сек.):

А. М. Потапенко с гордостью рассказывает о районе.

Учитель: Из рассказа главы администрации мы узнали, что в нашем районе работает ряд инвестиционных проектов. Ребята, вам предоставляется возможность увидеть высокотехнологичное производство и отметить особенности предприятий.

Ваша задача, просмотреть внимательно фильм и записать свои наблюдения в маршрутные листы.

(Слайд 15.)

Учитель: Назовите предприятия, о которых рассказывалось в фильме. Сверим записи.

(Слайд 16. Список предприятий.)

Предприятия:

  1. Тимашевский молочный комбинат ОАО «Вимм-Биль-Данн»
  2. ООО «Нестле Кубань»
  3. ЗАО «Констанция Кубань»
  4. ЗАО Эс Си Эй Пэкеджинг Кубань
  5. ЗАО «АР Картон»
  6. Кондитерский комбинат Кубань
  7. Мясокомбинат Медвёдовский
  8. ООО «Кубанские консервы» агропромгруппа СЕКАБ

Учитель: Назовите особенности предприятий (высокие технологии, которые обеспечивают автоматизацию и компьютеризацию, робототехнику, стерильность, – и все это обслуживают небольшое число работников в цехах, что предполагает их высокую квалификацию)

Учитель: Какие выводы вы можете сделать для себя?

(Ответы учащихся. Для работы на таких предприятиях нужно иметь инженерно-технологическое образование и быть готовым постоянно повышать свою квалификацию).

Физкультминутка.

Учитель: Ребята, в фильме об этом не говорится, но на любом предприятии строго следят за здоровьем работников, и поэтому в течение рабочего дня проводится релаксационные паузы.

Давайте и мы с вами отдохнём (проводится дыхательная гимнастика).

(Слайд 17.)

Журналисты: Задача, поставленная нашим губернатором Александром Николаевичем Ткачёвым, — «Всё кубанское — самое лучшее» — успешно решается на предприятиях Тимашевского района

Учитель: Несомненно, мы увидели высокотехнологичное производство, но каждое предприятие должно контролировать влияние на окружающую среду. Как вы считаете, опасны ли наши предприятия с точки зрения экологии?

(Слайд 18.)

Мозговой штурм. (Ребята обсуждают экологическую опасность и делают выводы: на предприятиях, работают лаборатории, контролирующие состояние отработанной воды и наличие вредных выбросов, влияющих на состояние здоровья человека) (рабочие записи на маршрутных листах).

Вывод:

Ученик 1: Да, действительно, любые предприятия агропромышленного комплекса оказывают влияние на окружающую среду. Например, в 80-е годы прошлого века в нашем районе посевы свёклы обрабатывались фуроданом для уничтожения сорняков. Сорняки росли, а фуродан оказался канцерогенным веществом. От него вскоре отказались.

Ученик 2: Самым вредным из промышленных предприятий у нас было производство Тетра Пак фенольные соединения, используемые для изготовления упаковочных материалов уходили со сточными водами испарялись, все дышали загрязнённым воздухом, в котором было ещё много вредных веществ. Тетра Пак платили штрафы, налоги, но современная система так и осталась в планах.

Ученик 3: Кондитерский и молочный комбинаты используют замкнутый цикл, т. е. они экономно используют воду, их продукция экологически чистая.

Традиционно качественной является продукция Медведовского мясокомбината. Даже сейчас в условиях кризиса они снизили планку и работают с натуральным сырьём.

Ученик 4: Мониторинг экологической обстановки ведётся на самих предприятиях, а также Роспотребнадзором и в целом экологическая обстановка на предприятиях района является стабильной.

(Слайд 19.)

Журналист:

Многоликости цвет,

Как прекрасный букет.

В песнях зычных звучит твоя лира.

И стране в унисон

Тимашевский район,

Новой жизни выводит октаву.

(Слайд 20.)

Перспективы Тимашевского района. Фильм (фильм).

Учитель: Сейчас мы познакомимся с перспективами Тимашевского района и возможно, это поможет вам утвердиться в выборе профессии, чтобы быть востребованными специалистами при реализации инвестиционных проектов (учащиеся делают выводы о востребованных профессиях. Рабочие специальности: строители всех профилей, озеленители, операторы, наладчики, контролёры, упаковщики, водители, кондитеры, работники бытового обслуживания, прорабы, мастера, технологи, механики и множество других специальностей).

Учитель. И нам хотелось бы пожелать вам, выбрать такую профессию, которая бы дала вам возможность реализовать ваши смелые мечты.

Ира: Посмотрев фильм, выслушав ребят, я присоединяюсь к мнению Кристофера Айра, что в Тимашевском районе благоприятный инвестиционный климат, эффективная инфраструктура и высококвалифицированные кадры, поэтому буду настаивать на участии моей компании в инвестиционных проектах Тимашевского района.

Журналист: Ира, мы рады, что Вам понравился наш район, и надеемся не деловое сотрудничество. Нам очень хочется сделать что-нибудь лично для вас.

(Слайд 21–22.)

Наташа: Да, я хотела бы выполнить просьбу моего деда. Он, как истинный казак и глубоко верующий человек, ежегодно бывает на русском кладбище в г. Хол-велл и велел поставить свечи за здравие тимашевцев, процветание района и Кубани.

(Слайд 23–24.)

Карина:

Тимашевский район

Православия звон,

Краснодарского края частица.

Ира, у нас есть Свято-духов мужской монастырь, Женский монастырь Свято- Вознесенский храм, часовни. А в нашем посёлке недавно открылся Свято- Воскресенский храм. Я изучала его историю, она связана с трагическими событиями в личной жизни его основательницы Валентины. (Слайд. «Значение храма)

Таким образом, пример матушки — это не просто поступок для спасения, души, а пример служения людям на благо Отечества.

(Слайд 25.)

Журналист:

Земля-Кубань незыблемой основой

На южных рубежах в веках легла

Сыны её идут по жизни новой,

И множат предков славные дела

Учитель: Это вам, ребята предстоит множить славные дела предков, одним из таких дел является учёба.

(Слайд 26.)

Д/З. Запишите дом. задание.

Написать отчёт о работе форума:

а.сочинение-отзыв,

б.реклама туристической компании,

в.реклама продукции тимашевских предприятий,

г.презентация.

В этом вам помогут рабочие материалы маршрутного листа и впечатления от нашего форума.

Рефлексия. Подведём итоги форума.

Учитель: Давайте вспомним задачи, которые мы поставили в начале урока.

− Знакомство с предприятиями аграрного и промышленного комплекса Тимашевского района.

− Определение воздействия предприятий на окружающую среду.

Составить перечень специальностей, востребованных в нашем районе.

Нашли ли мы пути их решения?

Ученик: Сегодня я побывал на нескольких предприятиях и открыл для себя, что они ничем не отличаются от европейских, которые мы видим по телевизору. Я думаю, что не мне одному захотелось работать на одном из этих предприятий. В том, что они производят отличную продукцию, никого убеждать не нужно и я могу гордиться, что живу в Тимашевском районе.

(Слайд 27. Слайд герб Кубани)

Учитель:

Ты золотым ковром под небом синим

Легла между просторами полей

Кубань-святая житница России

И дочь великой Родины моей.

Ира:

И люди здесь под стать природе,

Их души — чистое окно

Здесь живо всё ещё в народе,

Что у других ушло давно.

Звучит гимн «Ты Кубань, ты наша Родина») учащиеся поют гимн Кубани.

Учитель: Благодарим участников форума. Вы были успешны и получаете высокий бал. Мы надеемся, что наш урок-форум поможет вам утвердиться с выбором дальнейшего пути. Сегодня вы были активны, проявили знания в области экономики и экологии, истории, были убедительны и справитесь с домашним заданием, за что получите вторую оценку. Ну а самую главную оценку вам поставит жизнь.

Мы уверены, вы внесёте свой вклад в процветание своей малой Родины и будете достойными продолжателями славных традиций патриотов Тимашевского района, своей малой Родины.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle