Библиографическое описание:

Пономарев П. А., Штильников Д. Е. Проблема методов воспитания, психолого-педагогические требования к их использованию [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.

Препринт статьи



В данной статье рассмотрены проблемы воспитания детей. Методы, их виды и упражнения. Указаны условия применения методов для гармоничного формирования личности детей.

Ключевые слова: методы, упражнения, приобщение, адаптация, воспитание, требования

This article discusses the problem of child-rearing. Methods, their views and exercise. The conditions of application of methods for the harmonious development of children's personality.

Одним из важнейших вопросов в современной педагогике является, выбор средств и методов воспитания. Ни один из подходов воспитания нельзя однозначно назвать сугубо неэффективным или эффективным не взяв в учет условия, в рамках которых он используется. На выбор методов применяемых в воспитании оказывают влияние, личностные особенности воспитанников. Общие программы, методы являются лишь фундаментом для воспитательного процесса. Необходимо знать личностные компоненты учеников, для эффективной корректировки. Профессиональный воспитатель будет применять такие методы, под воздействием которых личность сможет раскрыть и развить свою индивидуальные качества, сохранить собственное «Я» и реализовать его впоследствии.

Применяемые методы зависят непосредственно от окружения воспитанника, от социальной группы, в которой он находится, уровня сплоченности в этой группе, от качества процессов протекающих в ней, в эту группу входит семья и ближайшее окружение ученика. При выборе метода, огромное значение имеет уровень компетенции и опыт педагогов. Воспитателю необходимо выбирать лишь те методы, с которыми он знаком. Большинство методов очень сложны и требуют много сил для их грамотного использования.

Кончено при выборе метода, учитель должен ориентироваться на успех и положительный эффект от его применения. Для того чтобы предвидеть результат, который возникнет при применении метода, воспитателю необходимо иметь определенный опыт.

В научной педагогике методы группируются, существует большое количество различных схем классификаций. Следующая классификация наилучшим образом подходит для практической работы учителя:

– Применения методов, которые формируют понятия, представления учеников, необходимо чтобы происходил обмен информации в педагогической сфере между ее членами;

– Методы должны побуждать воспитуемых, на деятельность в основе должны лежать позитивные мотивы;

– Методы которые влияют на самооценку, учить воспитуемых саморефлексии, саморегуляции поведения, самовоспитания, в итоге происходит реальная официальная оценка обучающихся [1].

В первой группе происходит различного вида предоставления информации и ее разъяснение в форме внушения, диалога, инструктажа, реплики, доказательства, лекции, обращения-призыва и т. д. Все эти виды предоставления информации несут в себе задачу убедить и с помощью этого педагоги достигают важнейшей цели. Сформировать представления о том, что хорошо и что плохо, формируются взгляды о добре и зле, о недопустимом и допустимом. На основе этих представлений формируются позитивные мотивы общения и деятельности. Эту группу принято назвать, методы убеждений.

Ко второй группе можно отнести разные виды заданий для самостоятельной или групповой деятельности, эти задания предоставляться в виде поручений с последующей проверкой. Воспитатель оценивает состояние его выполнения и качество, так же осуществляются погружения учащихся в ситуацию успеха. Такие упражнения называют методами приучений [2].

К третей группе применяют систему поощрений и наказаний, создаются ситуации самоконтроля и контроля, ситуации самокритики и критики. Эти — методы называются, методами оценки и самооценки.

Успех метода зависит от следующих условий: Авторитетность учителя, его опыт, и способность его показывать положительные модели поведения на личном примере.

Педагогические требования к применению методов убеждения

Для эффективного применения методов убеждения необходимо соблюсти ряд требований. Рассмотрим несколько наиболее важных.

  1. Высокий уровень авторитета учителя у воспитанников. Каждый из нас на личном примере знает, что даже случайно выроненное слово у авторитетного для нас человека, может надолго остаться в нашей памяти, а иногда даже на всю жизнь в некоторых случаях может сформировать принципы, каждый из нас помнит человека, который что-то после себя оставил. В противном случае если у человека мало опыта, и он не смог добиться уважения, даже самые лучшие методики будут вызывать у воспитанников лишь чувство раздражения и желание поступить наперекор. Высшая форма авторитета для педагога это — любовь его воспитанников. Когда педагога любят, то у него удается все.

Это любовь — не только награда, но серьезный технологический фактор процесса воспитания. Многие педагоги крайне неправы, говоря о том, что и им все ровно — любят их дети или нет. Только нельзя проверить насколько они искренне это говорят. Если у педагога долгое время не получается добиться авторитета у воспитанников, то самое время начать задумываться о смене профессии.

  1. Опора на опыт воспитанников. Слово педагога становится понятным и приобретает смысл, если затрагивается опыт учеников. Здесь очень хорошо помогают жизненные простые примеры, которые знают большинство воспитанников. А если использовать методы убеждения то у ученика будет складывается впечатление, что этот опыт буквально взят из его памяти.
  2. Конкретность и искренность, доступность убеждения. Никогда не стоит убеждать учеников в том, в чем не уверен сам педагог. Неискренность, фальшь, искусственность чувствуется и распознается даже самыми маленькими воспитанниками, что отрицательно сказывается на процессе обучения и на решении педагогических задач и чревато потерей авторитета педагога.
  3. Сочетание практического приучения и убеждения. Наибольший успех достигается тогда, когда устное воздействие сочетается с разного рода практической деятельностью. Не всегда стоит идти от сознания к опыту. Предшествующий опыт может способствовать формированию сознания. На важность совмещения словестного убеждения и практической деятельности указывал В. А. Сухомлинский: «Мастерство нравственного воспитания заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной жизни убеждали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, переживаний, рождающихся так же в процессе активной деятельности».
  4. Учет возрастных особенностей учеников. При выборе методов, форм и приемов в убеждении всегда необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Часто жалуются родители, на то, что их ребенок не реагирует, на то, что реагировал раньше. А ребенок вырос, изменился, и методы воспитания тоже нужно менять вместе с ним. Важно знать и учитывать психологические индивидуальные особенности каждого из воспитанников. На одних нужно воздействовать директивно, строго, а на других подействует отзывчивое и доверительное отношение. Характер, темперамент, структура личности должна учитывается при выборе того или иного метода.

Педагог, который занимается обучением и воспитанием, должен практически уметь воздействовать на учащихся.

Упражнение и приучение

Упражнение — это метод обучения, который предусматривает целенаправленное, многократное повторение учащимися определенных действий или операций с целью формирования умений и навыков

Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение — это упражнение, с цель которого выработка полезных привычек.

К. Д. Ушинский отмечает, что привычки формируются путем частого повторения одного и того же действия, до тех пор пока не сформируется склонность к этому действию. Повторения одних и тех же действий являются ядром для приобретения той или иной привычки, поэтому так важны частые упражнения для закрепления нужных привычек. Нужно повторять правильные поступки для формирования социально полезных привычек.

Упражнение занимает центральное положение в обучении, потому что оно лежит в основе приобретений умений и выработки навыков на теоритических и практических этапах.

Приручение как метод воздействия применяют для решения всякого рода задач нравственного, гражданского, эстетического восприятия. Без правильно поставленных упражнений с учетом индивидуально-личностных особенностей воспитанников нельзя добиться положительных результатов в воспитательной работе. А. С. Макаренко говорил, попробуйте искренне задаться целью, воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае придется заниматься не только разговорами и поучениями. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг — только объект для глазения, развлекательный момент. [3]

Невозможно воспитать мужественного человека, если изначально не поставить его в такие рамки, в которых он сможет проявить свое мужество, неважно в чем, — терпеливости, сдержанности, в открытом слове, в лишении, смелости!

В практической педагогике применяют чаще всего три типа убеждений:

1) Приучение к полезной деятельности;

2) формирование режима упражнения;

3) специальные упражнения.

Упражнения в полезной деятельности имеют цель сформировать привычку к труду, Главное чтобы польза упражнений осознавалась воспитанником, чтобы он получал удовольствие от результата, привыкал через труд самоутверждаться.

Режим упражнений создает основной педагогический эффект, и дает он не результат, а хорошо сложившийся процесс — так называемый режим. Правильно выработанный режим приводит в семье в организации учебного режима, приводит к улучшенным психофизиологическим реакциям организма на нагрузку и требования, что хорошо влияет на здоровье, и приводит к улучшению мыслительных процессов, это в свою очередь оказывает влияние на результат деятельности ребенка [4].

Любые нарушения педагогического процесса — наносят существенный урон видимый и не видимый (Например деформированное или сорванное занятие, испорченная экскурсия, регулярные опоздания вошедшие в привычку и т.д), так же это может привести к неуважению учебного процесса, формирование необязательности. Каждое упражнение должно быть режимным, каждый случай несоблюдения режима должен рассматривается как негативное событие из ряда вон выходящее.

Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебной деятельности все упражнения являются специальными, а воспитательная работа направлена на то, чтобы соблюдались элементарные правила поведения, которая связанно с адекватным взаимодействием с социумом. Поэтому первоклассников проявлять уважение к старшим вставать при входе учителя, солдат учат правильно заправлять кровать, по установленным правилам, приветствовать старших по званию и т. п.

В заключение можно сказать, что методы воспитания решают следующие задачи:

– передачу социального опыта и мировой культуры;

– воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);

– организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания. Для правильного применения методов педагогу необходимо обладать авторитетом, опытом, профессионализмом. Так же педагог должен быть знаком с применяемыми методами, чтобы точно предвидеть результат.

Литература:

  1. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 608 с.
  2. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. — 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
  3. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н. М. Борытко. — М.: Изд. центр «Академия», 2007. — 496 с.
  4. Курейчик В. М., Кравченко Ю. А. Перспективы применения современных технологий для построения систем обучения // Открытое образование. — 2005. — № 4. — С. 12–19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle